Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня
Это было очень тяжелое и вместе с тем совершенно необычное время. Для одних – период крушения всего внутреннего мироустройства и привычного уклада жизни. Для других – время новых колоссальных возможностей, чтобы обогатиться, выделиться из «серой толпы».
Наш «мир потребления, каким мы видим его сегодня, зародился именно тогда, в «девяностые»…
Еще вчера человек работал в народном хозяйстве, служил в армии и правоохранительных органах, а сегодня потерял рабочее место и средства для существования. Но при этом получил свободу передвижения.
Работники таможни рассматривают обнаруженные ими наркотики.
Если ранее граждане могли попасть за кордон лишь по турпутевке от профсоюза раз в 15 лет, то с распадом СССР порядок значительно упростился. И за рубеж для заработка хлынули сотни тысяч людей. Последствия наступившей свободы намного обошли прогнозы аналитиков. В Восточной Европе начался великий выездной бум.
Брест во все времена был городом пограничным – и отсюда в Польшу и далее в Европу шли не только автомобильные, но и железнодорожные пути. Мы часто вспоминаем очереди на границе, длина которых измерялась не просто километрами – десятками километров. Простая цифра: только в 1990 году через Брест за рубеж проследовали 5,5 миллиона граждан.
Не меньший поток шел обратно. Брестская таможня считалась одной из крупнейших и во времена СССР, и после распада Союза. О буднях таможенников в автодорожном пункте пропуска «Брест» уже сказано немало. Но ведь был еще и железнодорожный пункт пропуска.
И в нем у сотрудников таможни тоже хватало работы.
Сотрудники Брестской таможни. Ж/д вокзал. 90-е
В 1990-е, как и сегодня, трансграничная торговля процветала. Много товаров и изделий граждане везли вполне легально: что-то из нашей продукции можно было выгодно продать в Польше, а что-то было не менее выгодно везти оттуда к нам. Но и желающих нажиться на этих потоках нашлось немало: контрабандисты орудовали по обе стороны Буга.
В Европу уходили антикварные и ювелирные изделия, в обратном порядке активно следовали наркотические вещества. Брестский вокзал был популярным каналом для контрабандистов – здесь не было многокилометровых очередей, в которых люди могли стоять и по несколько дней, зато в поездах можно было выгодно что-то припрятать.
Картина, конфискованная после таможенного досмотра в Бресте.
Однако такие каналы регулярно вскрывались сотрудниками таможни. Со временем в этой сфере стали наводить серьезный порядок, и принцип «Дал денег – шлагбаум поднялся» быстро сошел на нет. Но сама контрабанда – как явление и желание отдельных людей нажиться за счет обмана – никуда не исчезла. Просто контрабандисты стали другими – более хитрыми и изощренными. Вместе с ними стали более внимательными и сотрудники таможни.
Протокол задержания предметов контрабанды, составленный сотрудниками брестской таможни.
История учит, что контрабанда может быть побеждена лишь в двух случаях. Первый – когда люди начинают испытывать отвращение к тому товару, который предлагают контрабандисты, как это было в случае с работорговлей. Второй – когда товар, который провозят нелегально, перестает быть запрещенным, как это было в случае с алкоголем после отмены сухого закона.
Таковы были суровые реалии 90-х и нулевых…