Как вернуть деньги, если вас «кинул» компаньон? Поучительная история одного бизнеса
Фото носит иллюстративный характер
Пять лет назад два учредителя решили выйти из бизнеса и продать свои доли третьему. Договорились о цене и графике расчетов, ударили по рукам и разошлись. Первое время бывший компаньон исправно платил, а потом провернул классическую схему: вывел из фирмы все активы, оставив на ней одни долги. Этим кейсом поделились юристы компании «Степановский, Папакуль и партнеры» и рассказали, что можно сделать в такой ситуации.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЛОВКОСТЬ РУК, И НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Способ ухода от долгов через реорганизацию не нов и встречается довольно часто. К сожалению, он работает, и бороться с ним сложно. Особенно если должник проводит несколько реорганизаций подряд, размывая активы так, что найти концы потом становится проблематичным.
— Есть две основные схемы: недобросовестная реорганизация и скрытая реорганизация. В первом случае все активы переводятся на одну компанию, а все обязательства — на другую. Во втором — одна компания подменяет другую без реорганизации. Например, активы выводятся через вклад в уставный фонд, — объясняет Александра Серикова, старший юрист компании «Степановский, Папакуль и партнеры».
На практике эти способы часто пересекаются. В описанном юристами кейсе все началось с того, что бывший партнер сначала зачем-то присоединил к компании (назовем ее «А») какую-то непонятную пустую фирму, а потом передал другой фирме («Б») большую часть основных средств в виде вклада в уставный фонд и стал ее фактическим собственником.
Затем из компании «А» стали увольнять сотрудников, а договоры с контрагентами и клиентами — перезаключать на компанию «Б». Выплаты денег вышедшим из бизнеса партнерам, естественно, прекратились. А вскоре компанию «А» разделили на две фирмы, и они обе ушли в ликвидацию. Такая вот многоступенчатая схема — как говорил классик: ловкость рук, и никакого мошенничества.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ
Во-первых, с ноября 2024 года, когда в силу вступят поправки в Гражданский кодекс, о проведении реорганизации (а присоединение другой фирмы — это она и есть) нужно будет обязательно уведомить кредиторов. Но даже сейчас, когда это не требуется, в случае реорганизации кредиторы в течение 30 дней имеют право потребовать досрочного погашения долга.
Собственно, так в нашем случае бывшие партнеры и поступили. Дело рассматривалось в суде, который они выиграли, но денег так и не получили. Потому что должник оперативно разделил бизнес «А» на две части и передал долг на пустую компанию. К сожалению, пока закон никак не регламентирует реорганизацию, и это возможно.
Во-вторых, можно попытаться оспорить сам факт реорганизации. Здесь тоже есть варианты:
- если разделительный баланс не дает возможность четко определить, к кому перешли активы и обязательства. Например, когда в него забыли включить какой-то актив. Или если перед реорганизацией прошла какая-то сделка, признанная судом ничтожной. В этом случае можно признать ничтожным и сам разделительный баланс;
- если удастся доказать, что разделительный баланс составлен так, что он преследует цель уклониться от исполнения обязательств. Отметим: пока на практике сделать это очень сложно. В нашей истории суд в иске отказал.
ЧТО НОВОГО ПОЯВИТСЯ В ЗАКОНЕ С НОЯБРЯ?
1. Разделительный баланс (а значит, и реорганизацию) могут признать недействительным, если из него следует недобросовестное разделение активов и обязательств. Как это будет работать на практике — пока не совсем ясно, но посыл хороший.
2. Можно будет оспорить передачу имущества от одной компании другой, если разделительный баланс не составлялся и не утверждался. Это похоже на описанный выше случай передачи активов от «А» к «Б» в виде вклада в уставный фонд. То есть речь идет о скрытой реорганизации.
3. И юрлицо, и его собственника можно будет привлечь к ответственности за неуведомление кредиторов о реорганизации или за неисполнение требований о досрочном погашении долга в этом случае.
ОТ РЕОРГАНИЗАЦИИ ДО БАНКРОТСТВА
Но вернемся к современным реалиям. Пока оспорить реорганизацию очень сложно, особенно скрытую. Как говорят юристы, в белорусской судебной практике только однажды перевод активов на другую компанию под видом вклада в уставный фонд был признан уходом от «кредиторки».
Суды часто принимают решения, основываясь на формальных признаках, а не на скрытых мотивах. Например: учредитель вышел из фирмы «Б», оставив там все ранее переданные активы фирмы «А». Взамен же получил... уступку требования к должнику, который фактически является банкротом.
И суд не усматривает в этом ничего странного, поскольку сделка имела место и эквивалент оставленному имуществу формально был получен. По мнению юристов, такие сделки надо «ломать» в судах, т. к. они препятствуют правам кредиторов и ведут к тому, что на рынке появляется все больше «мусорных» или брошенных учредителями фирм.
В результате самым надежным для кредиторов способом получить хоть что-то с должника, который не хочет платить по счетам, является, как ни странно, процедура банкротства. Тем более что сейчас для этого не требуется просчитывать коэффициенты неплатежеспособности. Для возбуждения дела о банкротстве суду достаточно, чтобы фирма полгода считалась неплатежеспособной. И чтобы судебный исполнитель подтвердил, что у нее нет активов, позволяющих рассчитаться с долгами.
БАНКРОТСТВО ДОЛЖНИКА МОЖЕТ СТАТЬ ВЫХОДОМ ДЛЯ КРЕДИТОРОВ
Многие считают, что в банкротстве, когда фирма фактически «пустая», кредиторам уже нечего «ловить». Но это не так. Юристы приводят несколько аргументов:
— во-первых, кредиторы получают доступ ко всей информации о должнике — они могут запрашивать сведения о сделках и имуществе, проверять требования других кредиторов;
— во-вторых, в банкротстве можно оспорить ранее заключенные должником сделки (например, с признаками дарения или если они были направлены против прав кредиторов).
То есть какие-то старые сделки можно признать ничтожными и добиться возврата денег или имущества фирме-банкроту. Это тоже бывает непросто, потому что кредиторов обычно много и у всех свои интересы. Некоторые из них, кстати, могут быть заинтересованы фирмой-банкротом или ее владельцем и предъявлять требования по сделкам, которые на самом деле являются фиктивными или недобросовестными.
В любом случае специалисты советуют бороться за свои права до последнего. Активно работать с исполнителем, участвовать в собраниях кредиторов, в случае спорных вопросов — подавать жалобы и даже обращаться с исками в суд. К сожалению, справиться с недобросовестными должниками непросто, особенно если время упущено. Поэтому часто кредиторы предпочитают просто списать такие долги в убытки. Это, конечно, тоже выход, если речь идет о суммах, которые некритичны.