Могут ли жильцам навязать дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Разбираемся на примерах
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) подразделяются на основные и дополнительные. С первыми все ясно: собственники и наниматели квартир должны их оплачивать в обязательном порядке. А как быть со вторыми?
Что входит в дополнительные ЖКУ
Как сообщается на портале коммунальной грамотности, согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 июня 2016 года №518, дополнительных жилищно-коммунальных услуг всего пять:
- установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств (ЗПУ) жилого дома;
- установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией;
- организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме;
- аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий;
- обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание.
Каждую из этих услуг оказывают потребителю только при условии его добровольного согласия. Стороны подписывают соответствующий договор, пояснили в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ).
– Любой участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных ЖКУ и не оплачивать их. Это предусмотрено п. 3 ст. 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», – уточнили в МГЖХ. – Причем навязать этот договор конкретному хозяину квартиры никто не вправе.
Принуждение к оказанию дополнительных услуг, а также включение платы за них в извещение об оплате за ЖКУ без договора являются нарушением действующего законодательства. Это как ЖЭС, так и ТС, ЖСПК, так как форма извещения единая для всех плательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Рассмотрим на конкретных примерах
Предположим, ряд жителей многоквартирного дома или подъезда отказался от техобслуживания ЗПУ (запорно-переговорное устройство). Как итог, у них нет прав пользоваться переговорной трубкой. На других собственниках жилья или квартиросъемщиках это никак не отразится.
Другое дело, если в подъезде постелили грязезащитный коврик. Компания предоставляет покрытия, которые впитывают грязь, влагу, и периодически их меняет. Ходить по коврику будут все – и те, кто оплачивает допуслугу, и те, кто ее проигнорировал.
Есть нюансы и при установке видеонаблюдения. К примеру, жилец отказался от такой услуги, но через месяц обнаружил царапину на своем автомобиле. Транспортное средство паркуется во дворе и находится в радиусе обзора видеокамеры. Используя систему видеонаблюдения можно было бы установить, кто повредил машину. И здесь возникает конфликт интересов: согласятся ли платещики предоставить доступ к камерам тому, кто ранее отказался оплачивать эту услугу?
С оглядкой на Жилищный кодекс
Таким образом, ст. 166 Жилищного кодекса гласит, что собственники жилья должны провести собрание, определить порядок пользования дополнительными услугами и механизм распределения расходов между собой.
К примеру, если собственники жилья всем подъездом решили установить видеонаблюдение, они должны обратиться в организацию, которая предоставляет такого рода услуги и заключить договор с каждым из собственников жилья.
Выбор организации для предоставления дополнительной ЖКУ проводят на конкурсной основе. Это позволяет выбрать исполнителя, который готов предоставить услугу за меньшую стоимость, что отразится на кошельках потребителей.
Если жильцы желают улучшить условия проживания, следует обращаться в ЖКХ района как службу заказчика, а членам товариществ собственников и ЖСПК – к председателям правления, уточняют в МГЖХ.
Расходы за дополнительные ЖКУ делят между всеми владельцами недвижимости либо пропорционально доле в праве общей собственности, либо равными частями, либо по количеству проживающих в квартире – решение об этом тоже принимают на общем собрании.
Если участники совместного домовладения не желают получать дополнительные ЖКУ, они могут просто не подписывать договор.