Не дать себя обмануть. Когда можно возвращать купленные запчасти, а когда нет
С поставками запчастей возникли вопросы после того, как из-за санкций нарушилась транспортная логистика. Раньше основная масса бывших в употреблении деталей поставлялась из стран Прибалтики. Какие настроения на рынке, что в этой ситуации должны знать и учитывать автовладельцы – в материале Автобизнеса.
"Обсуждаем, кто и как будет выкручиваться"
"Конечно, ситуация довольно сложная, – говорит управляющий автосервиса Александр. – Пока у нас есть небольшой склад новых запчастей для ремонта и обслуживания автомобилей. Крупные поставщики тоже в свое время "затарились", поэтому применительно к сегодняшнему дню с ремонтом особых трудностей не возникает. Правда, ценник пошел вверх из-за скачков курса валют. Но в скором времени с наличием новых запчастей ожидаем проблемы, с "бэушкой" также не все просто.
Клиенты иногда просят использовать при ремонте подержанные запчасти, которые сами же подбирают на авторынке. В основном это происходит после ремонта авто после ДТП, потому что при использовании в ремонте бывших в употреблении деталей страховая компания не насчитывает процент износа, в отличие от использования новых деталей (за исключением отдельных категорий). Так или иначе, но в нашем бизнесе мы общаемся между собой, в том числе и с конкурентами, обсуждаем, кто и как будет выкручиваться, если что".
Специалисты сходятся во мнении, что дорожать будет все – и новые запчасти, и "бэушные". Связано это в большей степени с тем, что серьезно меняются маршруты доставки деталей в Беларусь.
"Представьте себе карту нашего континента, и проложите мысленно путь из той же Прибалтики в Беларусь – да так, чтобы не попасть под санкции. Прибалты тоже думают, как выкрутиться, с ними мы тоже общаемся. Им же нужно свой товар кому-то продавать, а наш рынок для них – огромный кусок продаж. Многие полагают, что будут ввозить запчасти в Россию через страны, которые к санкциям не присоединились, например, через Грузию, а уж потом к нам. Маршрут длинный и более дорогой, что отразится на стоимости запчастей, от этого никуда не деться. Рассматриваем также вариант снижения цены за счет своей выручки, но не в ущерб себе, конечно".
Что нельзя, а что можно
Как видим, рынок ждут изменения, а среди автовладельцев актуальным становится вопрос не только цены, но и качества запчастей, а также срока их службы. Это касается как новых, так и "бэушных" товаров для обслуживания машин. Поэтому даем автовладельцам краткую инструкцию о своих правах при покупке деталей.
Для новых запчастей в первую очередь руководствуемся Законом "О защите прав потребителей". В соответствии со ст. 28 Закона, покупатель может вернуть продавцу деталь, даже если она хорошего качества. На это дается 14 дней, но только в том случае, если запчасть не использовалась и сохранены все ее свойства, а также если можно доказать приобретение детали у этого продавца. При этом запчасть нужно вернуть в упаковке (при ее наличии, конечно), в которой она приобреталась.
Также стоит упомянуть, что есть перечень товаров надлежащего качества, которые вернуть обратно продавцу не получится. Он определен постановлением Совмина №778 "О мерах по реализации закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей". В списке есть кузова, кабины, шасси, рамы и двигатели к автомобилям.
Если купленная вами новая запчасть с дефектами, то это товар ненадлежащего качества, и его должны заменить на качественную деталь. Причем замена происходит немедленно, в момент обращения к продавцу (ст. 23 Закона). Нет такой запчасти в наличии? Тогда у продавца на замену есть 14 дней. Не хотите менять деталь? Имеете на это право. В таком случае можно требовать уменьшения цены, устранения недостатков либо расторжения договора купли-продажи и возврата денег (ст. 20 Закона).
Справка Автобизнеса
При требовании возврата денег покупателю возвращается уплаченная сумма, а также разница между ценой товара на момент покупки, и ценой товара на момент возврата. Делается это в той форме (наличные или безнал), в которой расчет осуществлялся при покупке (ч. 4 ст. 27 закона), если иной способ возврата продавец и покупатель между собой не определили.
Теперь про "бэушку". Согласно п. 78 постановления Совмина №703 "О продаже отдельных видов товаров, осуществления общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров", если подержанный товар надлежащего качества, то он обмену или возврату не подлежит.
Так что в отличие от новой запчасти хорошего качества, которую хоть с оговорками и условиями, но вернуть можно, то с бывшими в употреблении деталями это не удастся.
Постановление Совмина №703
п. 82. При продаже автозапчастей – двигателей, кузовов, кабин, шасси, рам, иных запасных частей к транспортным средствам продавец обязан предоставить покупателям помимо сведений, указанных в части второй пункта 10 настоящих Правил, информацию о марке, модели, годе выпуска, иных признаках автозапчастей, позволяющих установить, что эта автозапчасть соответствует конкретному типу (марке, модели) транспортного средства.
Зато с "бэушкой" ненадлежащего качества задача упрощается. На такую деталь распространяется Закон "О защите прав потребителей" в том случае, если недостатки не оговаривались до продажи. Список возможных требований таков: уменьшение цены, замена, устранение недостатков, возврат денег (купленный товар в таком случае отдается продавцу).
Постановление Совмина №703
п. 77. Покупатели, которым проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.