Осенний марафон вокруг кооператива. Сколько до финиша?
Бывают темы навязчивые и в то же время тягостные, как зубная боль. Такой в уходящем году стала история конфликта в гаражно-потребительском кооперативе «Гершоновский». Это – уже третье обращение к локальной, как будто, проблеме. И, может быть, не последнее, пишет «Вечерний Брест».
Истоки конфликта
Гаражный кооператив «Гершоновский» был создан в конце 80-х годов, то есть еще при Советском Союзе, но уже немножко подкошенном перестройкой и новым мышлением. История объединения автолюбителей колебалась вместе с историей страны. Достаточно сказать, что создавался кооператив для жителей Брестского района, а ныне расположен на территории Московского района Бреста. В связи с этим, говорят старожилы кооператива, довольно сложно восстановить без малого сорокалетнюю историю жизни и деятельности ГПК «Гершоновский». Даже в документах. Впрочем, ныне действующее правление кооператива решает насущные проблемы, именно эта деятельность и является причиной жесткой критики со стороны группы товарищей, желающих сменить председателя правления Михаила Пастернакевича.
В начале года была первая попытка смены власти в ГПК «Гершоновский». Наш демократический централизм предполагал, что это можно сделать путем решения общего собрания членов кооператива. Однако собрание было организовано и проведено так, что до «судьбоносного» вопроса повестки дня дело так и не дошло. Михаил Пастернакевич как открыл собрание председателем правления кооператива, так его и закрыл, оставшись в должности.
Прошла весна, промчалось лето. По осени на прямую линию с председателем областного исполнительного комитета обратился Анатолий Короткий и поведал о том, что ситуация с наведением порядка и чистоты в ГПК «Гершоновский» весьма плачевна. Последовала рекомендация проверить и разобраться. Так волей-неволей к вялотекущим проблемам автолюбителей пришлось подключиться администрации Московского района Бреста. Некоторые полагают: именно она инициировала проведение внеочередного общего собрания, которое прошло в середине октября. На нем присутствовал заместитель главы администрации Алексей Шевердин. Однако собрание оказалось неправомочным – до кворума не хватило буквально нескольких членов кооператива. Если учесть, что членами ГПК числятся 138 человек, а на собрание прибыли несколько десятков, то с кворумом действительно проблема. Группа недовольных объясняла сложившуюся ситуацию тем, что руководство кооператива разослало сообщения о собрании не всем членам, а только своим. Правда, что мешало и в таком случае обеспечить и кворум, и «правильное» голосование по перевыборам правления?
Повестка дня с вариациями
Повторное собрание (которое после внеочередного) состоялось 6 ноября. В этот раз администрацию района представлял заместитель начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Олег Хафизов. Вначале все пришедшие и, как предполагалось, неравнодушные записались у стола, который хранится в кооперативе как раз для таких случаев. Для повторного собрания достаточно наличия 25 процентов членов кооператива. На этот раз вписали себя в листы протокола более сорока процентов, так что кворум был.
А дальше пошла та тягомотина, которую приходилось наблюдать и весной, и в октябре. На повестку дня собрания было вынесено девять вопросов. Практически все они касались повседневных хлопот. Но второй: сообщение А. Короткого на прямую линию, а седьмой – выборы председателя правления ГПК «Гершоновский». То есть тот самый вопрос, которым вот уже без малого год озабочены сторонники перемен в кооперативе.
Обсуждать проблемы гершоновским автолюбителям приходится стоя, среди своих «конюшен». Начавшееся в десять утра собрание продлилось чуть более двух часов с разной степенью накала страстей. Довольно активно участвовал в дебатах Олег Хафизов. В частности, достаточно подробно выступил по второму вопросу, даже поблагодарил Анатолия Короткого за активную жизненную позицию. Но вывод сделал такой: председатель правления критику воспринял правильно, по возможности огрехи исправил, поэтому ни он лично, ни ГПК не были подвержены штрафным санкциям.
В ходе собрания недовольные вразнобой, по одному, прорывались к столу и пытались доказать собранию свою правоту, справедливость своих претензий к руководству. Кого-то выслушивали, ничего не обещая, других оттирали от «трибуны» сразу. За дни и годы противостояния недовольные практически не поменяли репертуар своих выступлений и любопытства уже не вызывали. В этот раз они даже подготовили нечто вроде сатирической стенгазеты, которую продемонстрировали желающим. Но даже она не сдвинула с точки монолит правильно организованного собрания.
Так, не торопясь, дошли и до седьмого вопроса повестки дня. И тут произошло нечто неожиданное. Если бы лично не видел, не поверил бы. В начале обсуждения вопроса настойчиво озвучивалась мысль: зачем именно сейчас что-то менять, не лучше ли дождаться окончания контракта Михаила Пастернакевича (апрель 2022 года). Тем временем происходили подвижки среди участников собрания. Поступило предложение: голосуем за то, чтоб сегодня выборы не проводить, кто «за»? И, как сказали бы в школе, – лес рук. То есть явное большинство не пожелало проводить выборы председателя правления кооператива именно 6 ноября.
На территории Московского района Бреста на сегодняшний день 39 гаражных кооперативов и 13 массивов (территорий с гаражами). Это 16 тысяч гаражей и более двух с половиной тысяч строений там, где не сформированы ГПК. Если даже в одной пятой всего этого массива имеют место проблемы и даже злоупотребления, о которых много говорят в ГПК «Гершоновский», это серьезная мина медленного действия. А что касается ситуации в Гершонах, тут приходят в голову две версии. Судя по достаточно спокойному поведению на собрании председателя правления ГПК «Гершоновский», ему некого и нечего бояться. Внимание местной вертикали к кооперативу вызвано не только и не столько желанием навести в нем порядок, тем более, что это весьма непросто. Администрация намерена контролировать процессы, происходящие в ГПК. Ведь если произойдет невероятное – волей общего собрания будет убран из власти председатель правления, – это может создать нежелательный прецедент. Кто-то может подумать, что где-то решают не начальники. Или не только они.
0