Продавец машины: «Оформили договор, а покупатель не поставил на учет. До тех пор штрафы и налог платить мне?»
Нынешний год, когда был введен транспортный налог, окончательно доказал: продавать машины по гендоверенности или по счету-справке себе дороже. В первом случае собственник не меняется вообще, а значит налог и «письма счастья» придется оплачивать самому владельцу. Второй способ не подходит для сделки между физлицами: счета-справки должны составляться, если продавцом выступает ИП или юрлица (по крайней мере так требует п. 1.4 Указа «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению ТС»). Но, как показывает история наших читателей Евгения и Артура, даже оформление договора купли-продажи не гарантирует отсутствие оплат за «свою бывшую» и «чужие» нарушения.
«В начале сентября 2021 года я продал свое авто, — рассказал Евгений. — Продал как надо — все по букве закона, через договор купли-продажи и соответственно через регистрацию в МРО ГАИ. Но и это не спасло. Новый владелец с момента покупки до сих пор не поставил авто на учет. Так и ездит на транзитах, которые получил я. Он периодически нарушает скоростной режим на камеру фотофиксации, но штрафы приходят мне. В МРО разводят руками: мол, пока новый владелец не поставит машину на учет, штрафы будут приходить мне, хоть автомобиль давно не мой».
В похожей ситуации оказался Артур: «Автомобиль продал по договору-купли продажи две недели назад, а штраф по камере скорости все равно мне прилетел. Превышение было зафиксировано по пути в Россию. Новый владелец к тому времени еще не поставил авто на учет. Причем освобождение от „писем счастья“ было одной из причин, почему я настаивал на договоре купли-продажи — вот именно чтобы не иметь дел впоследствии с ГАИ. Теперь надо ехать писать заявление, чтобы меня не привлекали».
Ситуация типичная и, к сожалению, пока не решенная. Дело в том, что временные номера выдаются на имя продавца. Пока новый покупатель не зарегистрирует автомобиль, его владельцем числится именно продавец. По закону собственником авто является тот, чьи данные указаны в сертификате о регистрации транспортного средства. Открываем Закон «О госрегистрации и госучете транспортных средств», пункт 39: «При снятии с учета ТС собственник сдает в регистрационное подразделение регистрационные знаки, и ему возвращается свидетельство о регистрации с отметкой о снятии с учета, а также выдаются регистрационные знаки для транспортных средств, временно допущенных к участию в дорожном движении (транзиты. — Прим. Onliner)».
Согласно этому же закону новый собственник должен обратиться в регистрационное подразделение для регистрации ТС в течение 10 дней после его приобретения. Напомним, после покупки есть 10 легальных дней езды на транзитах, после снятия с учета перед продажей — 90. Важно не перепутать. Какая покупателю грозит ответственность, если он продолжит ездить с транзитными номерами, это уже другой вопрос. А вот продавец, остающийся числиться собственником (а заодно и владельцем источника повышенной опасности), в таком случае рискует не только получать „письма счастья“, но и иск по гражданской ответственности при серьезном ДТП.
Фактически до момента, пока покупатель (новый владелец) не поставит авто на учет, оно числится на продавце.
В то же время продавец имеет право обжаловать постановление («письмо счастья»). Материалы отправляют на дополнительную проверку, владельца приглашают для выяснения обстоятельств. И тут в качестве доказательства непричастности к нарушению может послужить договор купли-продажи, в котором, помимо прочего, будут указаны личные данные покупателя.
Наилучший способ избежать описанных неприятностей приводится в том же Законе «О госрегистрации и госучете транспортных средств»: «Выдача регистрационных знаков для ТС, временно допущенных к участию в дорожном движении (транзитов), не осуществляется в случае снятия с учета ТС в связи с его отчуждением при одновременном поступлении заявления о регистрации от нового собственника». То есть предлагается снять с учета и поставить на учет одновременно, в тот же день. Правда, так получается далеко не всегда.