Семейная пара едва не купила квартиру у недееспособной минчанки. Чем чревата такая покупка
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Семейная пара едва не заключила договор купли-продажи квартиры, который в последующем могли признать недействительным. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Супруги решили обзавестись недвижимостью в столице и присмотрели двухкомнатную квартиру в одном из спальных районов, которая продавалась не через риелторское агентство. Объявление разместила 76-летняя минчанка. Потенциальным покупателям она сообщила, что планирует переехать жить в деревню.
— С документами на квартиру все было в порядке, продавец поначалу тоже подозрений не вызвала — опрятная, интеллигентная пенсионерка, — рассказывает официальный представитель управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску Анна Барышникова. — Однако покупателей все же насторожило то, что женщина, всю жизнь прожившая в столице, вдруг решила оставить городские удобства и уехать на периферию. При этом рассуждения и представления о предстоящем переезде явно носили романтический характер и не имели ничего общего с бытом сельчан.
После консультации со знакомым юристом покупатели, не пытаясь торговаться, поставили перед пенсионеркой условие: предоставить заключение экспертизы о сделкоспособности.
— Гражданка согласилась. Она обратилась с заявлением в столичное управление ГКСЭ для проведения на платной основе амбулаторной комплексной комиссионной психолого-психиатрической экспертизы для ответа на вопрос, способна ли она по своему психическому состоянию на момент обследования понимать характер и значение принимаемого решения о продаже квартиры и руководить своими действиями для совершения сделки, — продолжила А. Барышникова. — При проведении экспертизы были запрошены необходимые справки и медицинские документы из учреждений здравоохранения, в частности оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь населению, в которых обслуживалась или могла обслуживаться подэкспертная. Из представленных документов следовало, что женщина с 2011 года находится под наблюдением врачей-психиатров с диагнозом «органическое бредовое расстройство», периодически проходила лечение в стационаре.
Комиссия, состоящая из государственных медицинских судебных экспертов-психиатров и психологов, на основании проведенного очного экспертного исследования заявительницы и изучения медицинских документов пришла к выводу, что имеющееся у гражданки расстройство (заболевание) лишает ее способности понимать характер и значение принимаемого решения о планируемой сделке и руководить своими действиями для ее совершения. Сделка, разумеется, не состоялась.
— Чтобы избежать возможных негативных юридических и финансовых последствий, связанных с заключением дорогостоящих договоров купли-продажи, дарения, ренты, завещания, а также с оформлением доверенностей, до их совершения следует обратиться в территориальное подразделение ГКСЭ для проведения на платной основе психолого-психиатрической экспертизы на предмет сделкоспособности волеизъявляющей стороны, — настоятельно рекомендует собеседница. — Обследуемому гражданину необходимо предъявить паспорт, удостоверение инвалида (при его наличии), выписку из поликлиники по месту жительства, справки от психиатра и нарколога. Заключение с соответствующим исследованием хранится в управлении ГКСЭ по г. Минску в течение 50 лет. Суд по запросу может истребовать его для изучения и последующего вынесения решения.
Справочно
Однако если бы экспертиза не была проведена до подписания договора купли-продажи недвижимости, то в дальнейшем для новых собственников последствия могли быть плачевными — вплоть до признания сделки недействительной при ее оспаривании в суде заинтересованными сторонами, например, родственниками или наследниками собственника.