Сколько тратит и зарабатывает белорусский дальнобойщик в польской фирме
Дальнобойщики всегда могли похвастаться достойной зарплатой, однако ситуация в мире меняет даже такие прибыльные профессии. Myfin поговорили с белорусским водителем Романом, работающим в польской фирме, ― сколько он зарабатывает, тратит, и стоят ли эти деньги таких усилий?
Фото из архива героя материала
В начале апреля Совет ЕС утвердил пятый пакет санкций против Беларуси и России. Согласно ему, с 9 апреля фурам белорусских и российских транспортных компаний запрещено въезжать в страны ЕС для перевозки грузов и даже транзита. Спустя неделю Беларусь приняла ответные меры, запретив перемещение через таможенную границу ЕАЭС в нашу страну автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕС. Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки. Но наш герой работает в польской фирме. Отразились ли на нем эти ограничения?
Стать дальнобойщиком за $1350
Роману 26 лет, родом он из райцентра в Гомельской области. В 2015 году парень окончил Гомельский железнодорожный колледж, после которого попал по распределению в депо. Отработав два года помощником машиниста,Роман понял, что в Беларуси заработать на собственное жилье у него не получится, поэтому задумался о работе за рубежом.
― Стал смотреть вакансии. Из подходящего мне были только таксист, строитель и дальнобойщик. Сравнив зарплаты, выбрал последнее, так как предлагали в два раза больше, чем на стройке и в такси.
Для новой работы Роману нужно было получить категории С и Е, на это ушло 4 месяца и $600. По приезду в Варшаву предстояло пройти курсы по квалификации для получения кода 95 – документа, разрешающего перевозить грузы в странах ЕС. Месяц обучения (теория и практика) обошлись еще в $750. Все эти затраты Роман покрыл из накопленных ранее денег.
― Закончив с документами, я стал рассылать резюме, но без опыта меня никто не хотел брать: я ведь даже никогда за рулем грузовой машины не сидел. Однако нашлась компания, которая согласилась взять на стажировку. В первый рейс, длившийся две недели, я поехал с инструктором, а дальше уже ездил самостоятельно. Платили там около €1800 – это оклад и суточные, ― рассказывает парень.
Фото из архива Романа
«Если бы питался в кафе, траты за месяц превышали бы €500»
Сменив в течение двух лет несколько фирм, в начале 2020 года Роман устроился в свою нынешнюю компанию, фуры которой курсируют по самому прибыльному направлению в Европе – скандинавскому. Работает белорус на каденции, то есть два-три месяца находится в непрерывном рейсе, живя в машине, а месяц проводит дома, в Беларуси. Парень решил не снимать жилье в Польше, чтобы экономить.
Скандинавские пейзажи в апреле. Фото из архива героя
― С октября по май приходится трудиться при сложных погодных условиях. Также в Швеции, Норвегии и Дании довольно высокие цены на продукты. Поэтому за работу на этом направлении платят от €75 до 100 в сутки. Для сравнения, если колесить по Восточной Европе, то средняя ставка ― €60, а по Германии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Италии и Нидерландах – в районе€70. У меня за месяц при километраже в 10 тысяч километров выходит чуть больше €2 тысяч, ― поясняет дальнобойщик.
За месяц на все необходимое у Романа уходит около €350.
Продуктами наш герой закупается в Германии, так как они там на 15-20% дешевле, чем в Скандинавии:
― Обычно я беру на неделю мясо, овощей, фруктов, молочных продуктов, хлеб и какие-нибудь вкусняшки. Раньше средний чек был в районе €45, а сейчас, из-за повышения цен где-то €50. Еще €45 плачу за интернет, около €50 откладываю на платные душ и туалет, €15 ― на газовые баллончики для походной плитки и €3 – на хорошую пару перчаток. Так как готовлю сам, получается неплохо экономить. Если бы питался в придорожных кафе, где обед стоит €20, то в месяц пришлось бы тратить больше€500.
Холодильник Романа. Фото из его архива
Так как фирма Романа работает исключительно внутри ЕС, текущий кризис на ней не отразился. Не повлияли на зарплату дальнобойщика и повышение цен на топливо в Германии (основной транзитной стране), где литр «дизеля» теперь стоит€2,5 (до 24 февраля был €1,5). Однако не у всех дела обстоят так гладко.
― Компании, работающие с российским направлением, поставили фуры на простой, водителям вообще не платят. Но есть и обратная сторона медали. Фирмы, где было много водителей из Украины, вернувшихся на родину, наоборот поднимают зарплаты, так как украинцы были готовы трудиться за меньшие деньги, чем белорусы, поляки или литовцы, ― говорит Роман.
«Сегодня немногие согласятся на понижение зарплаты»
В остальном, отмечает Роман, серьезных изменений нет. Лишь в некоторых польских фирмах решили немного урезать зарплаты дальнобойщикам, примерно на €3 в сутки.
― Дело в том, что сегодня немногие согласятся на понижение заработка. Все мои знакомые дальнобойщики, которые накопили финансовую подушку безопасности, говорят, что лучше год побудут дома с детьми, пока все не наладится.
Труд ведь тяжелый и его можно компенсировать только большими деньгами. Работодатели это понимают, поэтому готовы жертвовать своей прибылью, чтобы удержать хороших и опытных водителей, так как собрать потом качественный коллектив будет очень сложно.
Фото из архива героя
Работа дальнобойщика действительно непростая. Рабочий день Романа начинается в 7 утра и заканчивается в 5-6 вечера. Иногда приходится проводить за рулем и по 15 часов. Но сложности заключаются не только в этом.
― Даже в странах ЕС водители не застрахованы от грабежей и нападений. Особенно опасными странами считаются Бельгия, Франция, Испания и Италия, где ночью могут украсть груз или слить топливо. Так, однажды, когда стоял на стоянке в Бельгии, у меня ночью украли около 120 микроволновок. Воров не остановили даже камеры, которые всюду там понатыканы. В Скандинавии подобное тоже случается, особенно в портовых городах, где много мигрантов.
Также тяжело по несколько месяцев находится вдали от дома и жить в фуре. И наконец, страдает здоровье. У меня, к примеру, уже проблемы с лишним весом, так как днем нет возможности что-то приготовить, а вечером я голодный как зверь. Наедаюсь и из-за усталости быстро ложусь спать. Плюс зрение страдает, так как приходится ездить в темное время суток и при не самых хороших погодных условиях. Я убежден, что до пенсии в этой профессии задерживаться не стоит.
Плитка, на которой Роман себе готовит. Фото из его архива
Дальнобойщик предполагает, что сейчас идут последние годы, когда профессия приносит хороший заработок:
― Постоянно ужесточаются правила перевозки. Германия, Франция, Швеция и другие страны пытаются защищать свой рынок внутренних перевозок, на котором сейчас доминируют компании из Польши, Литвы, Болгарии и Румынии, так как они перевозят грузы по более низкой ставке. Поэтому вводятся различные ограничения.
К примеру, каждые 2 месяца машина должна возвращаться в страну регистрации. Все идет к тому, что вскоре процент перевозчиков из Восточной Европы серьезно сократится, а нашу работу будут выполнять внутренние перевозчики. Поэтому, даже если на зарплаты не повлияют нынешние трудности, то на них точно скажутся новые правила.