Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Сколько тратит и зарабатывает белорусский дальнобойщик в польской фирме

19.04.2022 09:41
Транспорт

Дальнобойщики всегда могли похвастаться достойной зарплатой, однако ситуация в мире меняет даже такие прибыльные профессии. Myfin поговорили с белорусским водителем Романом, работающим в польской фирме, ― сколько он зарабатывает, тратит, и стоят ли эти деньги таких усилий?

Фото из архива героя материала
Фото из архива героя материала

В начале апреля Совет ЕС утвердил пятый пакет санкций против Беларуси и России. Согласно ему, с 9 апреля фурам белорусских и российских транспортных компаний запрещено въезжать в страны ЕС для перевозки грузов и даже транзита. Спустя неделю Беларусь приняла ответные меры, запретив перемещение через таможенную границу ЕАЭС в нашу страну автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕС. Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки. Но наш герой работает в польской фирме. Отразились ли на нем эти ограничения?

Стать дальнобойщиком за $1350

Роману 26 лет, родом он из райцентра в Гомельской области. В 2015 году парень окончил Гомельский железнодорожный колледж, после которого попал по распределению в депо. Отработав два года помощником машиниста,Роман понял, что в Беларуси заработать на собственное жилье у него не получится, поэтому задумался о работе за рубежом.

― Стал смотреть вакансии. Из подходящего мне были только таксист, строитель и дальнобойщик. Сравнив зарплаты, выбрал последнее, так как предлагали в два раза больше, чем на стройке и в такси.

Для новой работы Роману нужно было получить категории С и Е, на это ушло 4 месяца и $600. По приезду в Варшаву предстояло пройти курсы по квалификации для получения кода 95 – документа, разрешающего перевозить грузы в странах ЕС. Месяц обучения (теория и практика) обошлись еще в $750. Все эти затраты Роман покрыл из накопленных ранее денег.

― Закончив с документами, я стал рассылать резюме, но без опыта меня никто не хотел брать: я ведь даже никогда за рулем грузовой машины не сидел. Однако нашлась компания, которая согласилась взять на стажировку. В первый рейс, длившийся две недели, я поехал с инструктором, а дальше уже ездил самостоятельно. Платили там около 1800 – это оклад и суточные, ― рассказывает парень.

Фото из архива героя материала
Фото из архива Романа

«Если бы питался в кафе, траты за месяц превышали бы €500»

Сменив в течение двух лет несколько фирм, в начале 2020 года Роман устроился в свою нынешнюю компанию, фуры которой курсируют по самому прибыльному направлению в Европе – скандинавскому. Работает белорус на каденции, то есть два-три месяца находится в непрерывном рейсе, живя в машине, а месяц проводит дома, в Беларуси. Парень решил не снимать жилье в Польше, чтобы экономить.

Фото из архива героя материала
Скандинавские пейзажи в апреле. Фото из архива героя

― С октября по май приходится трудиться при сложных погодных условиях. Также в Швеции, Норвегии и Дании довольно высокие цены на продукты. Поэтому за работу на этом направлении платят от €75 до 100 в сутки. Для сравнения, если колесить по Восточной Европе, то средняя ставка ― €60, а по Германии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Италии и Нидерландах – в районе€70. У меня за месяц при километраже в 10 тысяч километров выходит чуть больше 2 тысяч, ― поясняет дальнобойщик.

За месяц на все необходимое у Романа уходит около €350.

Продуктами наш герой закупается в Германии, так как они там на 15-20% дешевле, чем в Скандинавии:

― Обычно я беру на неделю мясо, овощей, фруктов, молочных продуктов, хлеб и какие-нибудь вкусняшки. Раньше средний чек был в районе €45, а сейчас, из-за повышения цен где-то €50. Еще 45 плачу за интернет, около 50 откладываю на платные душ и туалет, 15 ― на газовые баллончики для походной плитки и €3 – на хорошую пару перчаток. Так как готовлю сам, получается неплохо экономить. Если бы питался в придорожных кафе, где обед стоит 20, то в месяц пришлось бы тратить больше500.

Фото из архива героя материала
Холодильник Романа. Фото из его архива

Так как фирма Романа работает исключительно внутри ЕС, текущий кризис на ней не отразился. Не повлияли на зарплату дальнобойщика и повышение цен на топливо в Германии (основной транзитной стране), где литр «дизеля» теперь стоит2,5 (до 24 февраля был 1,5). Однако не у всех дела обстоят так гладко.

― Компании, работающие с российским направлением, поставили фуры на простой, водителям вообще не платят. Но есть и обратная сторона медали. Фирмы, где было много водителей из Украины, вернувшихся на родину, наоборот поднимают зарплаты, так как украинцы были готовы трудиться за меньшие деньги, чем белорусы, поляки или литовцы, ― говорит Роман.

«Сегодня немногие согласятся на понижение зарплаты»

В остальном, отмечает Роман, серьезных изменений нет. Лишь в некоторых польских фирмах решили немного урезать зарплаты дальнобойщикам, примерно на 3 в сутки.

― Дело в том, что сегодня немногие согласятся на понижение заработка. Все мои знакомые дальнобойщики, которые накопили финансовую подушку безопасности, говорят, что лучше год побудут дома с детьми, пока все не наладится.

Труд ведь тяжелый и его можно компенсировать только большими деньгами. Работодатели это понимают, поэтому готовы жертвовать своей прибылью, чтобы удержать хороших и опытных водителей, так как собрать потом качественный коллектив будет очень сложно.

Фото из архива героя материала
Фото из архива героя

Работа дальнобойщика действительно непростая. Рабочий день Романа начинается в 7 утра и заканчивается в 5-6 вечера. Иногда приходится проводить за рулем и по 15 часов. Но сложности заключаются не только в этом.

― Даже в странах ЕС водители не застрахованы от грабежей и нападений. Особенно опасными странами считаются Бельгия, Франция, Испания и Италия, где ночью могут украсть груз или слить топливо. Так, однажды, когда стоял на стоянке в Бельгии, у меня ночью украли около 120 микроволновок. Воров не остановили даже камеры, которые всюду там понатыканы. В Скандинавии подобное тоже случается, особенно в портовых городах, где много мигрантов.

Также тяжело по несколько месяцев находится вдали от дома и жить в фуре. И наконец, страдает здоровье. У меня, к примеру, уже проблемы с лишним весом, так как днем нет возможности что-то приготовить, а вечером я голодный как зверь. Наедаюсь и из-за усталости быстро ложусь спать. Плюс зрение страдает, так как приходится ездить в темное время суток и при не самых хороших погодных условиях. Я убежден, что до пенсии в этой профессии задерживаться не стоит.

Фото из архива героя материала
Плитка, на которой Роман себе готовит. Фото из его архива

Дальнобойщик предполагает, что сейчас идут последние годы, когда профессия приносит хороший заработок:

― Постоянно ужесточаются правила перевозки. Германия, Франция, Швеция и другие страны пытаются защищать свой рынок внутренних перевозок, на котором сейчас доминируют компании из Польши, Литвы, Болгарии и Румынии, так как они перевозят грузы по более низкой ставке. Поэтому вводятся различные ограничения.

К примеру, каждые 2 месяца машина должна возвращаться в страну регистрации. Все идет к тому, что вскоре процент перевозчиков из Восточной Европы серьезно сократится, а нашу работу будут выполнять внутренние перевозчики. Поэтому, даже если на зарплаты не повлияют нынешние трудности, то на них точно скажутся новые правила.

Фото: из архива героя публикации