Техосмотру не помеха? Сколько ржавчины на кузове может быть по новым правилам
Известный факт: без пройденного техосмотра ездить на автомобиле по белорусским дорогам нельзя. Малоизвестный факт: не так давно правила прохождения техосмотра существенно изменились. К чему готовиться, если собрались проходить линию?
Откуда новшества
Начнем с того, что изменился закон о дорожном движении (далее – закон), в частности, статья 33. Раньше в ней говорилось, что при проведении техосмотра транспортного средства осуществлялась проверка его технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов, точнее, на соответствие отечественному ТКП 309-2011 "Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств". Однако с 22 сентября 2022 года этот ТКП уже не в силе – теперь автомобиль должен соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, пишет Автобизнес.
Статья 33. Государственный технический осмотр транспортных средств, самоходных машин
При проведении государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.
Отныне сведения о прохождении ТО вносятся в единую автоматизированную информационную систему, информация доступна госорганам. Простым белорусам такая услуга в настоящий момент обойдется в 0,84 руб., а получение систематизированных требований об автомобиле – 3,36 рубля. Мы попробовали, заказали сведения о ТО – и у нас получилось. Путь таков: ЕРИП – Электронное правительство – Личный кабинет – ЕПЭУ.
Постановление Совмина №612 внесло изменения и в Положение о техосмотре. Например, по результатам ТО оформляется не только диагностическая карта, но и акт сдачи-приемки оказанных услуг. А вот периодичность прохождения линии не изменилась.
Напомним, когда и кому нужно отвозить транспорт на проверку:
- раз в 6 месяцев – для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров;
- раз в год – для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и более лет (включая год выпуска);
- раз в 2 года – для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 10 лет (включая год выпуска);
- на техосмотр ехать не нужно, если с года выпуска машины прошло не больше двух лет.
Тем же, кто собираются проверить свой автомобиль, при себе нужно иметь водительское удостоверение, техпаспорт, страховку и чеки об оплате. Кто забыл, с января 2021 года вместо госпошлины за выдачу разрешения введен транспортный налог, который уплачивается без привязки к прохождению техосмотра.
Что поменялось
Теперь о главном. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств” теперь является "мануалом" для автовладельцев в части требований, которые предъявляются к машине при прохождении ТО. Нам интересно Приложение №8 регламента, которое устанавливает требования к "бэушным" автомобилям.
Приложение №8 ТР ТС 018/2011
Тормозная система: не допускаются утечки сжатого воздуха из тормозных систем; нарушения герметичности тормозных систем и подтекания тормозной жидкости; коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением; перегибы, перетирания и другие механические повреждения тормозных трубопроводов, трещины и деформации на деталях и т.п. (требования регламента к тормозным системам более жесткие, чем в ТКП, который уже не действует. – Прим. Автобизнеса).
Рулевое управление: изменение усилия при повороте руля должно быть плавным во всем диапазоне угла поворота; подтекание жидкостей в гидросистеме усилителя рулевого управления, применение деталей со следами деформации и дефектов – все это не допускается.
Устройства освещения: изменение цвета огней, режима их работы, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем внешних световых приборов допускается только в соответствии с техническим регламентом.
А есть еще требования к обзорности, к наличию зеркал заднего вида, шинам и колесам, сцепным устройствам, ремням безопасности, двигателю и его системам, комплектности и еще много-много разных требований. Однако ничего нет про требования к кузовам автомобилей и состоянию их лакокрасочного покрытия. Любопытно, правда?
Ранее специалисты диагностических станций использовали ТКП 309-2011, согласно которому техосмотр нельзя было пройти, если на кузове отсутствует ЛКП в одном месте диаметром 5 см, или имеется 3 и более мест диаметром 2 см. И это далеко не все, подробно мы об этом писали.
Но ТКП уже в прошлом, а в техническом регламенте (ТР ТС 018/20) требований ни по ржавчине, ни по нарушению целостности ЛКП в отношении кузова автомобиля нет. Получается, что ни вмятины на кузове, ни повреждение (отсутствие) ЛКП, ни сквозная ржавчина для прохождения техосмотра с целью получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении не помеха.
Правда, есть еще ПДД, согласно которым, если есть значительные повреждения деталей кузова или его окраски, участие автомобиля в дорожном движении запрещено (п.51 гл.7 Приложения №4). Но при техосмотре автомобиль проверяется на соответствие техрегламенту Таможенного союза, а не требованиям ПДД.
Выходит, что техосмотр со сквозной коррозией вы пройдете, а вот инспектор ГАИ может наказать, если есть значительные кузовные повреждения. Это кажется странным, поскольку техосмотр и проходится для того, чтобы получить допуск к участию в дорожном движении. Допуск получишь, а по ПДД ездить не имеешь права – такой парадокс.