Вредная экономия: чем чревата езда на малых оборотах

Чем ниже обороты, тем лучше для ресурса мотора и расхода топлива – так считают водители и спешат перейти на передачу повыше. По такому же алгоритму действуют и автоматические коробки передач. Топливо экономится, но техника страдает.

Ни тоски, ни жалости

Ниже обороты – меньше топлива расходуется, по крайней мере в устоявшихся режимах, когда автомобиль движется с постоянной скоростью и нет повышенных нагрузок. Хуже, когда они имеются, например, во время буксировки, на крутом (затяжном) подъеме и, конечно, при активном ускорении. Оптимальными в таких ситуациях будут обороты, близкие к тем значениям, при которых достигается максимальный крутящий момент.

И это касается не только отдачи (она проявляется именно в том, как быстро автомобиль ускоряется), но и экономичности. Выпадаете из этого диапазона, недокручивая или, наоборот, перекручивая мотор, – только зря мучаете его и жжете лишнее топливо.

На атмосферных бензиновых моторах максимальный крутящий момент достигается в районе 3.500-4.500 об/мин, но многие ли водители крутят двигатель до таких значений при разгоне? Некоторые запросто переключаются при 2.500 об/мин, а «газовать» начинают чуть ли не с холостых.

Чтобы понять, каково при этом приходится двигателю, вспомните, как тяжело вам крутить педали на велосипеде, если вы решили ехать и тем более разгоняться на высоких передачах, а скорость невелика. Если так постоянно ездить, мучая колени, то и суставы можно «убить». Ездить с каденсом (частотой вращения педалей в минуту) ниже 60 вообще не рекомендуется.

Вот и моторы в натяг работать не любят: нагрузки на цилиндропоршневую группу и вкладыши в эти моменты высокие, при этом давление масла в системе далеко не максимальное. Впрочем, сами автопроизводители утверждают, что это устаревшие «страшилки», мол, производительности масляных насосов достаточно, чтобы обеспечить безопасные условия работы для двигателя, а в последних моторах они и вовсе с регулируемой производительностью.

Здесь заметим, что у бензиновых турбомоторов максимальная тяга достигается в диапазоне 1.500-4.500 об/мин, а для турбодизелей эти значения даже чуть ниже, так что, действительно, даже если на тахометре менее 2000 об/мин, двигатель может развивать максимальный крутящий момент. Оптимально с точки зрения отдачи и расхода топлива! Но высокой нагрузки на детали никто не отменял…

Загвоздка в том, что современные автоматические коробки в устоявшихся режимах подкидывают передачи, при которых двигатель работает при 1500 об/мин в устоявшихся режимах, а при плавных разгонах остается на высокой передаче, пытаясь вывезти в натяг. На автомобилях с МКПП тот же алгоритм предлагает подсказчик: зазеваетесь с включением более высокой передачи, тут же появится стрелочка вверх на табло бортового компьютера.

Обороты ниже – к закоксовыванию ближе

В общем, на современных автомобилях нам предлагают ездить и разгоняться преимущественно на низких оборотах, и вроде как все это эффективно и без последствий, ведь современные моторы с наддувом имеют хорошую отдачу и как бы от масляного голодания и повышенных нагрузок не страдают. Допустим, что так. Но есть еще один нюанс.

Постоянная езда на низких оборотах грозит обернуться закоксовыванием двигателя с последующим масложором, задирами в цилиндрах и прочими прелестями. Попутно получаем зарастание впуска отложениями, забитый сажевый фильтр, который не может регенерироваться из-за отсутствия необходимых для прожига условий (длительной работы двигателя на оборотах выше средних). Двигатель можно и нужно периодически крутить, чтобы дать ему «продышаться», прогнать и прожечь накапливающиеся отложения.

Поэтому алгоритм по-настоящему эффективной (в том числе и с точки зрения экономичности) езды выглядит следующим образом: все ускорения – на подходящих передачах на средних и повышенных оборотах (но не более 80% предельных), движение в устоявшихся режимах – на высших передачах, но желательно, чтобы обороты при этом не падали ниже 1600-1800 в минуту.

Понятно, как этого достичь с механической коробкой передач (она, кстати, тоже не любит езды на низких оборотах, поскольку смазка обеспечивается разбрызгиванием масла, а от движения в натяг страдает двухмассовый маховик), но как быть с автоматической? Можно чаще пользоваться спортивным режимом коробки, в котором используются более низкие передачи, либо переходить в ручной режим, чтобы при повышенных нагрузках (та же буксировка, движение в сложных дорожных условиях) обороты были выше. Некоторые адаптивные «автоматы» у водителей, предпочитающих активный стиль вождения, уже научились держать нужные передачи.

Вердикт

Вы скажете: «Зачем что-то придумывать или казаться умнее производителей? Машины ездят годами – и никаких проблем». Но тут напомним: современные тенденции к езде на низких оборотах – от создателей высокотемпературных режимов работы двигателя, увеличенных межсервисных интервалов и рекомендаций начинать движение без предварительного прогрева. На век первого покупателя и на период гарантийных обязательств хватит, а дальше хоть трава не расти, главное – обеспечить низкий расход топлива и минимальные выбросы. Обеспечение максимального ресурса во главу угла сейчас точно не ставится.

#беларусь #авто
Что ещё почитать:

Осудили водителя, который присвоил топливо предприятия в Ляховичах

Водитель повредил стоящий автомобиль и уехал — это попало на видео

В Турции загорелся прилетевший из Сочи самолёт

Что приготовил декабрь для белорусов? Рассказываем об изменениях

Сегодня свой столетний юбилей отмечает брестчанка Лидия Антоновна Котугина

Жена отказывается от секса. Что делать, объяснил сексолог

В Беларуси отец приковывал сына-подростка к батарее. Зачем он это делал?

«На вид пробег — около 100 тысяч, на „приборке“ — почти полмиллиона» Белорус пок...