Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

28.02.2024 10:28
История

Автопром Беларуси времен СССР был сугубо грузовым и особо тяжелым. Минску доверили производить грузовики МАЗ и сверхтяжелые самосвалы БелАЗ. Все это выпускается на одноименных заводах и поныне.

А вот собственной отечественной легковушки как не было, так и нет (сборочное производство Ford, Opel, Samand, Geely и Hongqi не в счет). Хотя такой шанс в свое время имелся. Сегодня расскажем о машине «Длота», которая стала первым отечественным концепткаром, но так и не пошла в серию, пишет Onliner.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Кто автор и в чем его идея

Широкому кругу автолюбителей это имя ничего не скажет, а вот в сообществе дизайнеров Александр Длотовский — фигура известная и значимая. К примеру, именно он был первым председателем Союза дизайнеров БССР (создан в 1987 году), руководил Белорусским институтом дизайна.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара
Александр Длотовский

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара
Именно этот человек придумал, как должен выглядеть троллейбус Vitovt. Позже на основе данной техники создали электробус

Суть идеи Длотовского заключалась в том, чтобы давать вторую жизнь списанным по сроку службы автомобилям. Свой пример автор «Длоты» начал строить в середине 70-х годов прошлого века и в качестве донора взял списанный «Москвич-433». Концепт получил абсолютно новый дизайн кузова и салона. Многие металлические детали заменяли на стеклопластиковые. Двигатель и подвеску оставили родными, а вот КПП Александр решил использовать от ВАЗ-2103. В итоге получился восстановленный, но при этом дешевый автомобиль. Хорошая идея в условиях дефицита легковых машин в СССР и их немалой стоимости.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара
А в таком виде сохранился единственный образец до наших дней

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара
«Москвич-433»

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара
Таким прототипом Длотовский видел «Длоту» на бумаге

Как оказалось, эта идея не нова, а удачно применялась после второй мировой войны в маленькой частной мастерской в США. Там за основу брали морально устаревший рамный довоенный Plymouth: двигатель отдавали на капитальный ремонт, а старый кузов меняли на современный новый. Так автомобиль получал вторую жизнь. Всего было изготовлено около 1200 «обновленных» автомобилей. Сейчас эти машины находятся в статусе коллекционной ценности.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Где производить «Длоту»

Ладно, идея есть, концепткар есть, необходимость в таких машинах безусловна. Но где их производить, на каких мощностях, в каком объеме? Как говорит сам Александр Георгиевич, предварительная договоренность уже была с несколькими заводами из Слуцка и Осиповичей. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не продвинулось. Какое-то время машина принимала участие в автомобильных пробегах, а позже обосновалась на загородном участке Длотовского.

Всего же на постройку автомобиля ушло семь лет — достаточно много для того, чтоб оставаться актуальным и современным продуктом даже в 80-е годы. Тем более что самую большую страну в мире лихорадило из года в год: война в Афганистане, перестройка, Чернобыль… Не то время было, чтобы обращать внимание на какие-то разработки дизайнера из провинции.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

В 90-е на простаивающую машину обратил внимание один парень. Немного поговорив, автор проекта передал ключи в обмен на обещание не уничтожить проект, а использовать его по прямому назначению. Больше о своем детище, названого в честь себя, Длотовский Александр Георгиевич не слышал.

Случайная находка

Несколько лет назад журналисты Onlíner совместно с известными любителями раритетной техники братьями Гапановичами посещали Длотовского у него дома. Именно тогда дизайнер и рассказал про уникальную разработку и ее дальнейшую судьбу. А также поведал о том, что не знает, где сейчас машина и в каком она состоянии. Сетовал Александр Георгиевич и на то, что никаких контактов нового владельца у него не сохранилось.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Найти уникальный автомобиль удалось совершенно случайно недалеко от Минска. Виталий Гапанович проезжал по улице небольшого городка, и глаз «зацепился» за стоявшую на одном из заурядных дворов частного сектора «Длоту». Хозяин оказался дома. Он был именно тем парнем, которому несколько десятков лет назад и подарил Длотовский свой концепткар.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Машина была комплектной, но состояние оставляло желать лучшего: сказывались 15 лет простоя на одном месте. Мужчина говорил, что утилизировать или сдать в металлолом было жалко, да и не на таких условиях он эту машину получал в дар от создателя.

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара

Эта машина могла стать первой серийной легковушкой из БССР. История нашего первого концепткара
«Длота» во время старта одного из автомобильных пробегов. Ноябрь 1987 года.

Похоже, что это история со счастливым концом. Олег и Виталий Гапановичи машину реанимировали: сначала накачали колеса, при помощи троса выдернули из земляного плена, притянули в Минск. Позже отмыли и презентовали широкой публике на выставке «Автоэкспо» в начале октября этого года. Двигатель пока запустить не удалось, но искра в зажигании есть, а стартер идет в зацепление с маховиком. В планах восстановить машину в первоначальное состояние. Конечно, на это потребуются немалые средства и силы.

Фото: Борис Самкович, архив братьев Гапановичей