Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

17.02.2025 03:29
Транспорт

Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

Рынок подержанных автомобилей с годами меняется. На него влияют и ставки таможенных пошлин, и ситуация на рынке новых авто, когда машины, бывшие в ходу новыми, появляются на вторичке. Давайте пофантазируем, каким будет белорусский рынок «бэушки» через несколько лет.

В почете будет Geely?

Машины в возрасте трех-четырех лет, купленные в Беларуси новыми, на б/у рынке всегда были в почете. Ведь белорусы, если это не таксисты, ездят не так уж и много. 40–50, даже 70 тысяч пробега при регулярном обслуживании у дилера – не проблема при продаже, запас ресурса у всех узлов большой. Именно поэтому такие автомобили, часть из которых еще и на гарантии, всегда были ликвидным товаром, желанным для покупателей. Но в последние годы большинство продаж на рынке новых авто приходится на китайские марки. И как бы вы ни противились этому, как бы ни задавали вопрос «Кто купит подержанную китайскую машину?», именно б/у «китайцы», на мой взгляд, станут тем самым желанным товаром. Конечно, в первую очередь это касается Geely и BELGEE, которые благодаря сформированной репутации уже сейчас имеют своих покупателей на «бэушке». Легче всего, вероятно, будет продать Atlas Pro/X70 и Coolray/X50.

Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

Но, как показывает практика, современные китайские автомобили и других марок неплохо чувствуют себя по прошествии несколько лет эксплуатации в наших условиях. Поэтому, думаю, будет спрос и на подержанные Haval, Chery и Dongfeng. В общем, на машины тех марок, которые расходятся приличными тиражами. Не исключено, что этот список в ближайшее время может пополниться и другими именами. А вот насколько будут интересны покупателям на вторичке те бренды, продажи которых сегодня минимальны – предугадать тяжело. Но, как известно, на любой товар найдется покупатель – вопрос цены.

В сегменте доступных седанов потребитель всегда рискует нарваться на такси со скрученным пробегом. Такой лотереей станет Emgrand со 103-сильным мотором и механической коробкой передач. А при выборе автомобилей этой же модели с вариатором придется опасаться экс-каршеринга. Правда, получить такой сюрприз от частного продавца вероятность невелика – «карши» обычно продаются через б/у отделы официальных дилеров.

Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

На рынке новых авто представлены не только «китайцы». Поэтому квест по названием «Не купи такси» будет и при выборе подержанной LADA Vesta – откуда, по-вашему, высокий спрос на LADA в январе? Посмотрите, сколько свежих «Вест» в экономе «Яндекса».

Направления неизвестны

Свежепригнанные автомобили – еще один сегмент рынка, высокий спрос в котором сохраняется всегда. И в нем тоже наблюдается переориентация на Восток. Если китайские «электрички» без пробега у нас давно не новость, то автомобили с ДВС, привозимые из Поднебесной, пока в диковинку. Да и в глаза они не бросаются. Но если это какой-нибудь Volkswagen Golf – с чего бы ему бросаться, особенно если покупатель удалил иероглифы с крышки багажника!

Все больше предпринимателей, занимающихся автомобилями с той или иной степенью затененности своего бизнеса, осваивают китайское направление. Да, по сравнению с Европой далеко, но рисков минимум. А выбор привычных нашему глазу и ушам марок и моделей в Поднебесной довольно велик. Поэтому интерес белорусских перегонщиков к китайскому рынку понятен, и они продолжают его осваивать.

Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

Сохранится ли эта тенденция через 2–3 года, предсказать сложно – слишком много неизвестных. Все зависит от того, как лягут карты на геополитический стол. Облегчится покупка и доставка авто из Европы или станет вовсе недоступной? Что будет с покупкой и доставкой «битков» из США? На эти и другие вопросы ответы пока не знает никто.

Тем не менее китайский рынок «бэушки» – такой же рынок, как и любой другой, просто работа с Европой и США была отлажена и понятна, поэтому никто не видел смысла разрабатывать неизведанный регион поставки, на котором есть трудности с коммуникацией. Когда процессы выстроены – не факт, что перегонщики откажутся от взаимодействия с китайцами, даже если по старым направлениям работать станет существенно проще.

Свежих дизелей будет меньше

Независимо от того, с каких направлений к нам будут приезжать б/у автомобили, одно можно сказать точно: количество дизельных вариантов среди них продолжит уменьшаться. Уже сегодня в сегменте авто возрастом от 3 до 5 лет превалируют «бензинки». Оплотом старой белорусской веры пока остаются все «французы» и, как ни странно, Opel – у этих марок дизельных авто в продаже больше, чем машин с бензиновыми моторами. Но и эта тенденция ввиду дурной славы двигателя DV5 может быть сломлена.

Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

И я не исключаю, что последней отдушиной для любителей двигателей на тяжелом топливе через пару лет останется Renault. Если, конечно, калитку на пути доставки авто из Европы не закроют.

Интерес к электромобилям может вырасти

Шутливый постулат о том, что электромобиль легко купить, но потом почти невозможно продать, известен многим. Действительно, спрос на автомобили с традиционными ДВС на б/у рынке гораздо выше, чем на «электрички», которые остаются преимущественно уделом гиков или обеспеченных белорусов, имеющих собственные дома. Пока большинство автомобилистов не хочет ломать устои, подстраиваться под электромобиль, искать зарядки, ждать и все вот это вот, когда можно просто заправиться за пять минут и спокойно ездить неделю-две.

Планы по развитию зарядной инфраструктуры у государства серьезные. И оператор сети ЭЗС Malanka активно воплощает их в жизнь. Супербыстрые зарядные комплексы появляются, но пока остаются редкостью, а вот станции мощностью 120–175 кВт скоро должны стать обыденностью. И скорость зарядки на них, если электромобиль способен принимать такую мощность, будет вполне приличной. Пока в магазин сходил – у тебя машина зарядилась.

Каким будет в Беларуси рынок подержанных авто через пару лет. Мнение

Поэтому нельзя исключать, что через пару лет интерес к «электричкам» вырастет у тех категорий городских автомобилистов, которые сегодня предпочитают машины с ДВС, как из числа свежепригнанных проходных, так и из авто постарше и доступнее, успевших намотать десятки тысяч километров по Беларуси. Поэтому весьма вероятно, что спрос на подержанные электромобили в обозримом будущем вырастет.

И доминировать в сегменте подержанных электромобилей тоже будут «китайцы». Ведь если заглянуть в объявления о продаже авто, то пока предложений Tesla существенно больше, чем, например, BYD. Но это за счет давно привезенных в нашу страну машин. Если ограничить выборку совсем свежими вариантами моложе 2023 года выпуска, то картина будет совсем иная.