Подводя погодные итоги года, Sputnik узнал у белорусских ученых, насколько повысилась средняя зимняя температура в стране и есть ли положительные стороны у глобального потепления.
Белорусская погода в 2021 году не только отличалась непостоянством, но и периодически впадала в крайности, превышая вековые рекорды.
Недавно в соцсети просочились фотосвидетельства того, что в Беларуси в декабре находят лисички. С актуальной темы корреспондент Sputnik Николай Михновец и начал разговор с директором Института природопользования Национальной академии наук, заведующим Центра климатических исследований, доктором физико-математических наук, профессором Сергеем Лысенко.
Положительные обратные связи
По статистике такой теплый декабрь случается уже не раз за последние годы. Например, минувший (по данным Белгидромета) оказался очень теплым и занял второе место в рейтинге самых теплых за весь период метеонаблюдений – после декабря 2006 года.
Эксперт отмечает, что зимнее потепление происходит значительно быстрее, чем в остальные времена года.
"Это связано с действием так называемых "положительных обратных связей", которые усиливают парниковое потепление в зимний период. Дело в том, что в результате парникового потепления стремительно сокращается площадь снежного покрова, а оголенная почва, в отличие от снега, отражает гораздо меньше солнечного излучения, что приводит к дополнительному потеплению подстилающей поверхности", – рассказал ученый.
Он подчеркнул, что средняя зимняя температура в Беларуси в сравнении с 1960 годом уже повысилась более чем на 3 градуса, тогда как рост средней летней температуры за этот же период составил лишь 1,8 градуса.
Впрочем, по словам собеседника, это не значит, что каждая последующая зима будет теплее предыдущей.
"Напротив, в результате глобального потепления произошли существенные изменения в атмосферной циркуляции и глобальном гидрологическом цикле, что сопровождается увеличением частоты возникновения экстремальных погодных явлений", – пояснил специалист, уточнив, что увеличилась вероятность развития над континентами атмосферных блокирований, а это зимой чревато сильными похолоданиями.
По оценкам руководителя Центра климатических исследований, нынешняя зима, вероятно, не станет слишком теплой.
"Дело в том, что в характере атмосферной циркуляции Атлантико-Европейского региона присутствуют квазисемилетний цикл, который отчетливо проявляется в средней зимней температуре, количестве морозных дней в холодный период года, количестве зимних дней с оттепелями и других климатических характеристиках", – отмечает профессор. И обращает внимание, что сейчас этот цикл находится в отрицательной фазе, поэтому вероятность наступления холодных зим повышается.
"В изменчивости Атлантико-Европейской циркуляции присутствует и другой цикл – с периодом около 60 лет, но он проявляется в основном в летней температуре и достаточно длительно растянут во времени", – сказал доктор физико-математических наук.
У глобального потепления есть плюсы, но вреда больше
Минувшее лето в Беларуси стало вторым по теплу за 141 год наблюдений, уступив лишь 2010 году. Рекордно высокая температура была зафиксирована 23 июня (+37,1°С). А есть ли какие-то плюсы у глобального потепления и можно ли меняющийся климат выгодно использовать?
Эксперт отметил, что глобальное потепление для Беларуси имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, повышение температур позволяет снизить затраты на отопление и расширить период проведения сельхозработ. С другой, возрастают расходы на кондиционирование помещений, а это более затратный процесс, нежели отопление.
"От летнего потепления для Беларуси пока больше вреда, чем пользы. С ростом летних температур существенно участились и усилились волны тепла. Если до начала современного потепления они возникали в среднем один раз в три года, то сейчас – не реже 1 раза в 2 года, а на юге Беларуси и по нескольку раз в год", – пояснил Лысенко, добавив, что в летний сезон сокращается продолжительность выпадения осадков на всей территории страны на 20% и одновременно увеличиваются максимальные суммы осадков на 20–30% с наибольшим ростом в южных районах. Это, в свою очередь, приводит к повторяемости засух различных градаций на большинстве метеорологических станций.
"Согласно расчетам климатических моделей, ожидается увеличение продолжительности засушливых периодов в летне-осенний сезон, что свидетельствует о дальнейшем нарастании экстремальности климата", – подчеркнул ученый.
Как следствие, при потеплении увеличивается испарение и потери почвенной влаги, которые не компенсируются ростом осадков. По словам собеседника, в современный период испаряемость (потенциальное испарение) преобладает над осадками практически на всей территории Брестской и Гомельской областей. Анализ многочисленных спутниковых данных показывает, что летнее потепление и усиление засушливости климата южной части Беларуси снижает продуктивность пахотных земель.
"В этой связи районы Беларуси, имеющие большой процент земель с признаками биоклиматической деградации, требуют первоочередного внедрения современных технологий повышения плодородия почв и адаптации к изменению климата", – заключил эксперт.
Можно ли спрогнозировать погоду на длительный период?
Метеорологи всего мира могут давать более-менее детальный прогноз погоды (по дням) только на сроки до двух недель – это теоретический предел численных прогнозов погоды. Как пояснил Сергей Лысенко, в прогнозах погоды на месяц и более имеет смысл ориентироваться только на знак погодной аномалии: выше или ниже нормы.
"Причем даже самые совершенные численные модели могут предсказать знак аномалии температуры с заблаговременностью в месяц с оправдываемостью лишь около 60%", – заверил профессор.
По мнению специалиста, для повышения качества численных прогнозов погоды необходимо лучше изучать Мировой океан и связанные с ним изменения в характере океанический течений и атмосферной циркуляции. Поскольку современное понимание этих процессов недостаточно даже для численного описания многих долгопериодных циклов в климате Земли, то предпринимаются попытки построить модели машинного обучения, которые улавливали бы сложные закономерности на основе предшествующих наблюдений.
Но проблема в том, что инструментальные наблюдения охватывают лишь сравнительно небольшой исторический период (для температуры – это последние 150 лет), чего не хватает для надежного обучения моделей, использующих искусственный интеллект. Помимо температуры и, например, осадков, для прогноза не обойтись без спутниковых данных об облачности и содержании водяного пара в атмосфере.
"А эра спутниковых наблюдений, как известно, начата лишь в 1980-х, что еще больше повышает риск "недообучения" моделей, которые основаны сугубо на статистическом материале", – подчеркнул ученый.
Более перспективным направлением, на взгляд Сергея Лысенко, является использование методов машинного обучения для корректировки численных прогнозов погоды. Нейросети могли бы приближать численные прогнозы погоды к данным фактических наблюдений на метеостанциях.
Какая погода будет в 2022 году?
Эксперты Метеорологического бюро Великобритании прогнозируют, что 2022 год станет одним из самых жарких в истории: средняя глобальная температура в следующем году будет на 0,97-1,21 градуса выше усредненного значения в доиндустриальный период.
При этом отмечается, что мировая температура может снизиться из-за эффекта Ла-Нинья (противоположное Эль-Ниньо). Явление периодически проявляется в южной части Тихого океана, когда стабильный восточный ветер гонит теплую воду от берегов Перу и Чили в сторону Индонезии и Австралии. На поверхность поднимается холодная вода из морских глубин, что приводит к похолоданию в регионе.
Вероятные последствия – прохладная и влажная зима на севере Европы, дождливое лето в Индонезии и Австралии, сильные муссоны в Юго-Восточной Азии. Зима на российском Дальнем Востоке, в Японии, Корее, Канаде и на севере США в этих условиях прогнозируется снежной и ветреной.