В течение прошлого года правительство России трижды вносило изменения в порядок уплаты утилизационного сбора, а в середине февраля текущего — озвучило новую формулу его подсчёта. Постановление вступило в силу 1 апреля, хотя достаточно долго не было ясности, касается ли оно автомобилей, ввезённых из Беларуси и растаможенных по «140-му» указу.
Журналисты av.by пообщались с представителем российского автобизнеса, компания которого оказывает услугу по постановке машин на учёт в Российской Федерации, чтобы узнать о текущей обстановке.
«Для растаможенных физлицами авто — зелёный свет»
Редакция ещё в марте направляла запрос в Федеральную таможенную службу РФ, однако в ответе порекомендовали обратиться в Минпромторг, откуда обратной связи мы не получили. Чтобы разобраться в сути изменений, журналисты av.by провели интервью с представителем российского автобизнеса. Наш собеседник — Илья Колонтай, директор компании «1-й автоброкер».
— Илья, расскажите простыми словами: чем вы занимаетесь?
— По роду деятельности я брокер. Занимаюсь оформлением СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства), а также списанием утильсбора для конечных покупателей в Российской Федерации. Помимо этого — ЭПСМ (электронный паспорт самоходной машины), факультативно — привозом и подбором автомобилей из Беларуси.
— Перейдём непосредственно к изменениям утилизационного сбора в РФ. Учитывая сильную встроенность белорусского автомобильного рынка в российский, многие в нашей стране следили за этими новшествами.
— В течение последнего полугода было несколько поправок. Сперва — августовское повышение ставок утильсбора. Затем последовали октябрьские корректировки, которые больше затронули автомобили из Кыргызстана и Армении.
— И здесь сделаем небольшое лирическое отступление и поговорим о том, как до недавнего времени можно было привезти машину в Россию и какие варианты растаможки имелись. В первую очередь это заниженные таможенные пошлины в Кыргызстане, юридические лица в Армении и частично Казахстане. С последними мы сталкиваемся всё реже. Ну и не секрет, что европейские и американские автомобили с прицелом на российского потребителя доставляли в Беларусь и растаможивали по полной пошлине либо на льготников.
— Фактически, если мы говорим про «белорусское направление», самые глобальные изменения произошли 1 августа 2023-го, ведь отпали машины с объёмом двигателя более трёх литров из-за повышения ставок утильсбора в России с $50 до $15 000.
Белорусское законодательство, кстати, тоже отсекло часть категорий автомобилей в недавних изменениях утилизационного сбора. Поток тех же пикапов снизится, если не исчезнет.
— Вкратце расскажу о причинах проблем с оформлением автомобилей в России. Есть акцизная таможня и таможня общей компетенции. В обе можно подавать документы на списание «утиля», но на сегодня всякого рода «доплаты» и отказы в списании утилизационного сбора у покупателей авто из Беларуси возникают, если за списанием «утиля» последние обращаются в таможню общей компетенции, а не акцизную, — это первый камень преткновения. Второй — повторное списание утильсбора на человека, который в течение года уже списывал на себя автомобиль по ставке 3 400 либо 5 200 российских рублей. Третий — работа таможенных инспекторов по физлицам, которые ранее уже оформляли на себя легковые авто (более одного в течение года), — поясняет Илья.
— На самом деле для российских перекупщиков есть способы самих себя проверить и узнать, сколько ими оплачено «утилей». Проверить себя можно здесь. Если нашли более двух авто за один год, то у меня печальные новости: с высокой долей вероятности в течение трёх лет вам придёт письмо с перерасчётом суммы утильсбора за второй и последующие автомобили.
Ситуации случались разные… Например, когда были первые августовские изменения утильсбора, даже к нам приходили клиенты с позицией: «Нам плевать, попросту спишем утильсбор по 5 200 на бомжей, а дальше пускай таможня сама разбирается». Причём их список включал Dodge Challenger, Dodge Charger и другие авто с двигателями объёмом более 3,0 литра. Мы этих ребят отшили, но где-то же они машины на учёт поставили, а значит, кому-то придут запросы на доплату серьёзных сумм — по коммерческому утильсбору.
— Есть российский перекупщик, которому пришёл ответ от региональной ФТС в середине апреля. Я покажу, как выглядит текст письма, и поясню, о чём там говорится. Он ввёз три автомобиля за 2022 год и за каждый списал утилизационный сбор на себя, а не на конечного клиента. Ему посчитали, что одну машину он мог ввезти для личных нужд под утильсбор 5 200 рублей, но за две другие — ввезённые через Беларусь и Казахстан — ему начислили по 308 000 российских рублей, то есть по коммерческим ставкам.
— Вся проблема перекупщиков, приезжающих за автомобилями в РБ, в том, что они в России списывали утильсбор на себя, не контролируя, сколько конкретно транспортных средств ввезено. Они уже таким не занимаются, но требования о доплате за прошлые годы получают.
Таможня после находит этих людей и пересчитывает, доначисляет недостающие суммы.
«В Указе № 140 чёрным по белому написано: это возмещение пошлин!»
— Многие игроки авторынка ждали 1 апреля как ключевую дату, день X. Это связано с изменением формулы подсчёта утилизационного сбора?
— Изменения были и документальные, и фактические. Проблема в том, что Россия всё-таки огромная страна. Таможня (а речь о таможенных постах европейской части России) реально начала растаможивать машины по прямому ввозу только с середины апреля, то есть спустя почти три недели. Вместе с этим опубликовали методические рекомендации для акцизной таможни. Хотя по логике их должны были оформить к первому числу, а появились они лишь к середине месяца, но и бог с ними... Ключевой момент: эти рекомендации лишь в «акцизках», а таможни общей компетенции их не придерживаются. И присылают отказы подобного содержания.
— В этих методических рекомендациях уже более чётко прописывается, что будет с автомобилями, изначально растаможенными в Беларуси и ввезёнными из РБ. Смотрим на шестой пункт алгоритма: «В отношении транспортных средств, декларирование которых осуществлено в порядке, определённом главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, применяются базовые ставки и коэффициенты, установленные Перечнем на дату подачи расчёта утилизационного сбора».
— Так вот, по главе 37 Таможенного кодекса растаможивают автомобили физические лица только из Беларуси и Армении. Все остальные страны подпадают под новую формулу подсчёта, которая применяется лишь для машин, растаможенных по таможенной декларации. Для «таможенных» физиками авто — зелёный свет и никаких последствий.
— Вернёмся к пресловутой формуле. Она касается автомобилей из Кыргызстана, Казахстана (неважно, растаможивался автомобиль на физическое или юридическое лицо), а также растаможенных на юрлиц машин из Армении и Беларуси. Многие из казахстанских, к примеру, не успели заехать в Россию до 1 апреля — сказывается длительный Новый год в Китае, где во время празднования не работает буквально ничего, в том числе таможня.
Собственно, к этим категориям машин применимы условия для расчёта из формулы. К Беларуси — возможно только в случае, когда автомобиль привозит и растаможивает юридическое лицо. У меня есть знакомые ребята в Минске, занимающиеся премиальным сегментом — к примеру, BMW X7. Для них эта формула будет применима в связке с документом Минпромторга по оценке стоимости моделей. На текущий момент этот перечень и его применение в ряде случаев абсолютно несовершенны.
Так как документ распространяется на автомобили возрастом до трёх лет, то уже есть ситуации, когда на американский 2,5-летний «биток», растаможенный на юрлицо в Армении, при ввозе на территорию России пересчитывают по цене нового авто. Несмотря на то, что это страховая машина и её, следуя здравой логике, нельзя так оценивать.
— В перечне стоимости Минпромторга, кстати, нет автомобилей марки Renault — совсем. А единственная легковая модель — представитель этого бренда — Сaptur.
— Теперь внимательно читаем методические рекомендации ФТС: «При отсутствии марки (модели) транспортного средства, на которое представляется РУС в Перечне автомобилей, должностное лицо информирует плательщика о невозможности проверки правильности исчисления утилизационного сбора и возвращает комплект документов с указанием причины отказа на основании подпункта а пункта 12.3 Правил».
По этим методическим рекомендациям, кстати, если в списке Минпромторга машина возрастом до трёх лет отсутствует, утильсбор на неё не будет списываться. Проще говоря, таможня никакие действия предпринимать не будет, а автомобиль останется у того, кто его купил. Значит, на учёт в России его не поставят.
Все европейские марки представлены в перечне — те же Peugeot и Citroen. Подозреваю, что «Рено» не включили, поскольку машины бренда вернутся, как произошло с Solaris. Появится, к примеру, марка Duster или Logan. Думаю, сейчас последят, будут ли санкции на Solaris, после чего примут решение по поводу остальных моделей экс европейских брендов. При отсутствии таковых — заново запустят производства.
— Есть также вопрос о новой формуле расчёта утильсбора в России. Туда теперь входит много параметров, в том числе НДС. Расскажите, как это работает на практике.
— Да, давайте расскажу. Первый показатель (УСед) — это утилизационный сбор по ставкам, изменённым 1 августа 2023 года.
Ктп — следующий показатель. Чтобы понять, каким он будет, нужно совершить нехитрые подсчёты. Складываем цену автомобиля по декларации и уплаченные таможенные пошлины, а затем отнимаем от минпромторговской среднерыночной стоимости. Если чего-то не хватает, то разница включается в формулу как один из показателей.
Кндс — смотрим дальше. В Кыргызстане и Казахстане НДС составляет 12%, а значит, не достающие до российского 8% будьте добры добавить в формулу.
Ка — это последнее значение, и касается оно акциза, который в России идёт на электромобили. В Беларуси он отсутствует, в Армении утилизационного сбора как такового нет, его называют экологическим сбором на машины старше трёх лет.
Собственно, все эти четыре показателя суммируются, образуя утилизационный сбор.
— Удобный калькулятор, который помогает верно рассчитать сумму утильсбора, можно найти по ссылке. А вот пример расчёта на BMW X5 выпуска 2021 года — пресловутый «биток» до трёх лет, растаможенный на юрлицо в Армении.
Сумма, подлежащая уплате за данное авто в России, указана далее
— Тоже не совсем понимаю, почему все зацепились за «140-й» указ. Там чёрным по белому написано, что это возмещение таможенных пошлин. В таможенной декларации также стоит отдельная графа — возмещение. Выходит, если за этот возврат в России потребуют доплачивать, то компенсированные 50% ФТС должна вернуть в бюджет Беларуси? Нелогично, ведь от двойного налогообложения стремятся уходить.
Вдобавок «140-й» указ не только стал ручейком, благодаря которому начали появляться машины по адекватной стоимости. Представьте, попутно развилась сеть СТО, малярных мастерских и даже банально кафе, где останавливаются люди, приезжающие в Беларусь за автомобилями. Он помогает экономике как прямо, так и опосредованно.
— Не совсем понимаю, что получается в итоге…
— Получается, белорусские физические лица никак не пострадали. Грубо говоря, можно продолжать возить BMW с объёмом до 3 000 кубических сантиметров. Если рабочий объём двигателя больше, то попросту человек утыкается в ставку российского единого утилизационного сбора, утверждённого 1 апреля. А российскому покупателю в свою очередь стоит страховаться, перепроверяя свои данные.
Будем честны: не всегда можно купить у «физика» автомобиль по договору комиссии через юридическое лицо — это будет договор купли-продажи через ГАИ. Неизвестно, как окажется в дальнейшем. Главное — будут ли сверять российские базы данных с белорусскими ДКП. Если вдруг произойдёт сращение баз, то всплывут и переписанные документы, и автомобили с изменёнными VIN.
В Беларуси ездит куча автомобилей, «двойники» которых находятся в РФ. У меня были такие случаи в практике. К примеру, когда клиент покупает в РБ чистую машину с оригинальным VIN, а в России мы не можем оформить документы, потому что где-нибудь в Кемеровской области уже лет семь катается дубликат. Это отголоски 2014-го и скачка курса доллара в РФ, когда белорусы ринулись выметать все машины из необъятной страны. Сейчас эти транспортные средства постепенно возвращаются назад.
«Дилерский Geely везти в Россию бессмысленно — сразу коммерческий утильсбор»
— Раз уж зашла речь про сотрудничество таможенных органов ЕАЭС и соглашения между ними — как на деле?
— Между Беларусью и Россией в принципе всё достаточно прозрачно, чего не скажешь про Кыргызстан, Казахстан и Армению. Данная формула — просто приговор для их авторынка.
Предположим, российский покупатель хочет списать утильсбор и даже готов доплатить заниженные таможенные пошлины в Кыргызстане. Но! Ему спишут этот утилизационный сбор, когда от таможенной службы Кыргызстана придёт официальный ответ, сколько было уплачено. Сколько будут отвечать на запросы по условным пяти тысячам авто? Очень и очень долго.
— Пресловутая общая база таможенных органов стран ЕАЭС не работает. 1 апреля должно было стать днём перехода, когда у ведомств появился бы совместный доступ к сведениям друг друга.
Будем справедливы: совместная база не ограничивается сегментом транспортных средств. В кодах ТН ВЭД предостаточно позиций, на которые тоже может занижаться стоимость. Рынок попросту начинают «причёсывать». Возможно, подобная история касается сферы комплектующих и медицинского оборудования. Просто сегмент автомобилей затрагивает большинство, потому его обсуждают более открыто. Соответственно, если мы говорим про союзные соглашения, то фактически совместное государство начинает более пристально следить за сферами растаможки и привоза экспорта. Особенно когда ограничен экспорт в Россию, являющуюся основным потребителем товаров.
— Мы сейчас говорили про машины с ДВС. А «электрички»?
— По сути — крест! Они здесь и останутся. Теперь, если в России кто-то захочет купить электрокар, для них — только прямой ввоз и прозрачная растаможка. Хотя тоже есть камни преткновения: ФТС пока не растаможивает их. Грубо говоря, машина станет на СВХ, а ты будешь ждать, когда её оформят. Нужно понимать, что времени прошло ещё недостаточно. Сейчас единичные автомобили «заезжают» напрямую. Вновь вспоминаем про акцизную таможню и таможню общей компетенции — не везде есть специалисты, готовые щёлкнуть пальцами и разрешить сложный вопрос.
Если до марта 2021-го электрокары, растаможиваемые «под ноль» в Беларуси, спокойно заезжали в Россию и спокойно становились на учёт, то на текущий момент даже растаможенные под 15% — уже невъездные. Видимо, кому-то будет генератор в доме или аккумулятор, — иронизирует собеседник. — Пока электромобили останутся в текущем состоянии, если не придут дополнительные разъяснения. На данный момент позиция российской таможни — не растаможивать электрокары или последовательные гибриды из стран ЕАЭС.
— Самое главное, что трёх-пятилетние машины от физических лиц продолжат поступать на российский рынок без последствий. Как и американские «битки» — ехали и едут! Литва машины с транзитными декларациями из США пропускает вне зависимости от объёма и стоимости.
— Меня немного огорчило, что имеющие медийность люди услышали что-то и где-то, но моментально подхватывают это. В России цены за списание утилизационного сбора доходили до 200—300 тысяч рублей (две-три тысячи евро. — Прим. авт.). Грубо говоря, люди заплатили за панику, посеянную лидерами мнений, не желающими читать документы.
— С другой стороны, паникёров тоже можно понять.
— И да и нет… В постановлении конкретно говорится про таможенные декларации, ведь в пояснительной записке указывался Кыргызстан. Беларусь не растаможивает по таможенным декларациям, а всё едет по ПТД (предварительному таможенному декларированию), как и должно быть. Занижений никаких не происходит, более того — у нас существует оценка стоимости.
В России таможня сейчас заключает договоры с оценщиками, ведь производить оценку автомобиля в любом случае придётся: он может быть как дороже, так и дешевле обозначенной Минпромторгом стоимости. Грубо говоря, в РФ сейчас придут к тому, что будут растаможивать автомобили по примеру белорусской таможни. Видимо, пойдёт какой-то обмен опытом.
— Какими я вижу эти изменения? На мой взгляд, введение формулы подсчёта утильсбора — некий упрёк в сторону Кыргызстана, Армении и Казахстана в части нормальной интеграции с Россией. Они зарабатывают, а федерация — теряет.
Всё-таки бюджет Таможенного союза представляет общий котёл, из которого страны-участницы получают конкретный процент, свою долю. Когда у России есть выпадающие из бюджета доходы, она ищет, как их компенсировать. Изменение ставок утильсбора ровно такое решение — логичное следствие.
Наднациональное законодательство ведь не поменяли, потому Беларусь и Армения, встроившиеся и давно работающие по правилам Таможенного союза, не пострадают. Остальным странам ставят жёсткие рамки для дальнейшей работы, а рынок попросту будет действовать по новым правилам.
— Фактически для белорусского перекупщика ничего не изменилось. Российский покупатель попросту не будет брать электрокары и последовательные гибриды, а также проверять сам себя.
Изменения, к слову, затрагивают и дилерские автомобили, даже если это условная Toyota Camry, которая была изготовлена в Санкт-Петербурге, завезена в 2019-м в Беларусь и продана в официальном автоцентре. Суть в том, что за этот дилерский автомобиль не уплачивался утилизационный сбор в РФ. С 2,5-литровым двигателем покупатель попадёт на утильсбор 1 279 000 RUB, а это около $14 000.
Потому — только свежепривезённые машины, у которых имеется пассажирская таможенная декларация.
— Ведь как было до 1 августа? Приезжает россиянин, договаривается с продавцом, рассчитывается, забирает автомобиль и счастливый с техпаспортом уезжает в РФ. После 1 августа появилось требование ТПО (таможенный приходный ордер) и всё остальное. На сегодня эти критерии стали ещё серьёзнее: нужны и ТПО, и ПТД, и оригинальные договоры купли-продажи.
Законодательство начинает ужесточаться, так что истории, когда российские перекупщики приезжают и набирают машины автовозами, постепенно сойдут на нет.
Второй фактор, почему могут перестать ездить, — белорусы стали задирать цены. Был момент, когда в Москве машины стоили существенно меньше, чем, к примеру, в Минске. Думаю, отчасти поэтому ваша крупнейшая база объявлений av.by сейчас показывает рост. А чего хотеть, если белорусский перекуп заложил свою маржу в десять тысяч долларов? Причём не за новый автомобиль, а за бэушный. Должна быть разница в стоимости, которая покрыла бы затраты на логистику и оформление.
— Правильно ли я понимаю, что теперь белорусский Geely везти в Россию бессмысленно?
— Да, вообще без вариантов. Потому как это повлечёт за собой сразу коммерческий утильсбор.
— И речь не только про произведённые у нас BELGEE, но и про собранные из машинокомплектов Geely — к примеру, Monjaro и Okavango, приходящие уже готовыми, в контейнерах?
— Любой автомобиль, произведённый и проданный дилером в Беларуси, ныне финансово недееспособен в России. Последствия — это утильсбор. Но за «БЕЛДЖИ» не стоит беспокоиться: полные автовозы и так отправляются в РФ едва ли не ежедневно.
Физическим лицам, которые планируют купить дилерское авто в Беларуси, не рекомендую в это ввязываться. Только привезённые из США или Европы.
— Получается, без таможенного приходного ордера никуда…
— В требования для списания утилизационного сбора входит полный комплект документов, куда включён и ТПО.
— Окей, другая ситуация. Допустим, пару-тройку лет назад льготник пригнал машину из Европы, а теперь сдал по трейд-ин дилеру. Российский покупатель ведь приобретёт данное авто у юридического лица. Ставка тоже будет коммерческая?
— Важно, чтобы дилер или площадка машин с пробегом в пакете бумаг кроме техпаспорта забрали у прошлого владельца таможенные документы. Тогда новый собственник в России без проблем поставит автомобиль на учёт и не столкнётся с вопросами по утильсбору. Не имеет значения, приобретался транспорт у физического лица или юридического. Главное, чтобы машину в Беларусь ввозил «физик».
— Последний вопрос от меня — про количество клиентов, заказов на данный момент. Наблюдается снижение или повышение, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года?
— Мне достаточно сложно руководствоваться объективными цифрами, потому что в нашей компании снижения заявок как такового нет. Вдобавок штат работников расширили. В среднем ежедневно около полутора десятков машин. Разумеется, есть снижение относительно марта, когда все пытались успеть до 1 апреля, — ехало всё, что могло ехать! Сейчас все адаптируются к новым правилам — и автобизнес, и рынок.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.