Когда происходит такое резонансное ДТП, как под Смолевичами, многим из нас важно знать, что сделано было все. Наверное, из-за сочувствия, может, – из страха. Именно поэтому мы следим за официальными сообщениями, выводами следствия и рассказами очевидцев. В какой-то степени это помогает справиться с ситуацией.
Наполняешься надеждой и одновременно гордостью, когда слышишь слова людей, первыми оказавшимися на месте ДТП:
– Никто не задавал лишних вопросов, никто не отказывался помочь. Я говорила: „Заберете людей?“ — „Да, заберем, что надо делать?“
Утро. Место ДТП
На следующий день после страшной аварии то самое место на трассе Р69 найти нетрудно, рассказывает Onlíner.
При подъезде со стороны Смолевичей вся правая обочина до самой кромки леса усыпана песком. Вчера допоздна здесь работали следователи, эксперты, сотрудники ГАИ. Поздно вечером тяжелая техника отсюда эвакуировала искореженный микроавтобус, затем увезли грузовик.
Рельеф этого места необычный, даром что дорога прямая, без поворотов. Но она идет будто волнами: вверх — вниз. И авария произошла недалеко от очередного гребня. Выходит, маршрутка, которая ехала со стороны Смолевичей, спустилась с очередного холмика и стала ехать в подъем. Навстречу ей двигался самосвал с песком: он тоже ехал с горки, затем дорога забирает совсем немного вверх, к гребню, и снова вниз.
И микроавтобус, и разбитый грузовик находились на правой стороне проезжей части (по ходу движения микроавтобуса), даже скорее в кювете. Однако пока никаких официальных подтверждений относительно того, что именно грузовик оказался на встречной, не было.
Onlíner удалось отыскать людей, которые были на месте ДТП и помогали спасать пострадавших.
«Лиза, бери мужа и быстрее сюда, тут надо людей спасать»
Вчера нам удалось поговорить с Андреем, который был на месте ДТП одним из первых. Мужчина на своем автомобиле повез в больницу тяжело пострадавшего ребенка, он же позвал на помощь людей, которые по возможности оказывали помощь выжившим до приезда медиков.
— Андрей — мой отчим. Вчера он подвез меня в наше садовое товарищество, я осталась, а он почти сразу поехал назад, в город. Помню, что должна была открыть ему ворота и замешкалась на пару минут. Если бы не эта заминка, возможно, он был бы на месте ДТП именно в тот момент, когда все случилось, — рассказывает корреспонденту Onlíner девушка Елизавета.
Вместе с мужем они живут в доме в садовом товариществе «Зодиак-Ворот», отсюда до места ДТП всего несколько минут на машине.
— Я знала, что у Андрея разряжается телефон. И вдруг звонок от него, он кричал: «Лиза, бери мужа и быстрее сюда, тут надо людей спасать», — продолжает она. — Я понимала, что есть погибшие, что все серьезно, но толком ничего еще не знала, думала, может, отчим в аварию попал. Стала перезванивать — а все, телефон уже не отвечал.
Вместе с мужем Сергеем Елизавета бросилась на место аварии.
— Помню, хотела найти теплые пледы — мало ли, пригодятся, а муж сказал: «Нет времени, поехали».
«Они лежали просто на дороге»
Трасса была заставлена самосвалами, которые не могли проехать: дорога была перекрыта. На легковом Suzuki супруги смогли протиснуться к месту ДТП, за ними ехал дежурный из садового товарищества — Олег.
— Понимаете, там же вокруг никого, кроме нас. Вот наше товарищество, а следующий пункт — Слобода, и все. А авария произошла как раз между, — говорит Елизавета.
На месте аварии они увидели страшное зрелище. Самосвал и маршрутка находились на обочине слева, то есть на встречной стороне, по которой двигалась маршрутка. Рядом с микроавтобусом лежали люди.
— Их выбросило из маршрутки при ударе. Проехать было нельзя — они лежали просто на дороге, — говорит Сергей.
При этом на месте уже были сотрудники МЧС.
— Трое парней уже расставили конусы, помогали пострадавшим. Я спросила у них: что нам делать, чем помочь? Парень невысокий с голубыми глазами — такой молодец — сразу сориентировал нас, сказал, что если мы можем, то наименее пострадавших людей нужно везти в больницу, потому как для них каждая минута может быть на счету, — вспоминает Елизавета.
И люди стали помогать.
«Они пытались дотронуться друг до друга»
— Андрей, мой отчим, взял тяжелого пострадавшего — девочку. Так страшно было. Она такая мягкая была вся, он ее как тростиночку положил в машину и повез в больницу. Сережа забрал самую на вид уцелевшую женщину. Она была в сознании, но в сильном шоке — стонала.
— Перед нами на Geely увезли человека, за нами ехал Opel тоже с кем-то, — подтвердил Сергей. — Пострадавшие ничего не говорили, только стонали — такое у них состояние было.
Лиза сразу насчитала шестерых погибших на месте аварии. Спасатели помогали тем, кому это требовалось в первую очередь.
— Помню пострадавшую женщину: ее достали из маршрутки прямо с сиденьем. Так она и сидела там, на дороге, живая. У тех, кто в микроавтобусе ехал сзади, при столкновении зажало ноги. Мне запомнился один парень, я подошла к нему, хотела отправить с кем-то в больницу. «Пойдем, говорю, отвезем тебя». А он мне отвечает: «Я не могу» — у него, конечно, такое шоковое состояние было в тот момент. Спасатель мне сказал, что у парня ногу зажало, нужно высвободить, — говорит девушка.
Страшная картина, которая врезалась в память: мужчина и женщина, лежащие на месте страшной аварии.
— Понимаешь, они пытались дотронуться друг до друга. Я не знаю, были ли это конвульсии, мне кажется, эти люди были вместе. Женщина умерла, а его смогли спасти.
Елизавета добавила, что в момент, когда случилась трагедия, погода была хорошей, люди лежали на земле будто озаренные солнцем. Уже потом пойдет снег, будет заметать страшные следы.
«Мы делали что могли»
Еще одна женщина скончалась на глазах у Елизаветы.
— Мы не могли помочь самым тяжелым пострадавшим, мы же не специалисты. Но мы делали что могли, и, мне кажется, это надо было делать. Не нужно просто ждать помощи: 20 человек, понятно же, что приедет скорая, станет спасать кого сможет. У нас была возможность как-то помочь остальным — и мы пытались, — говорит девушка. — И это то, к чему я призываю: не впадать в ступор, не паниковать и лучше не ждать помощи, а спасаться самим и пытаться помочь тем, кому это необходимо.
Лиза стучала кулаком в окна машин, которые пробирались по обочине.
— Вы не представляете, какие у нас хорошие люди. Никто не задавал лишних вопросов, никто не отказывался помочь. Я говорила: «Заберете людей?» — «Да, заберем, что надо делать?» Помню, как одна женщина, боевая такая, быстро разложила сиденье в своей машине: кладите, говорит, и повезла человека в больницу.
Работник МЧС, по ее словам, сделал замечание водителям самосвалов, застывшим в ступоре в сторонке: «Мужики, чего постали? Помогайте!»
— И тут же прибежали шестеро крепких мужиков. МЧС, наши ребята, очень правильно работали, часть у них в Смолевичах, они все организовали, — продолжает собеседница.
Скорую тоже вызывали, и вскоре первая машина с медиками подоспела к месту аварии.
— Кто-то из водителей самосвалов, наверное, вызвал скорую. Когда я позвонила, меня попросили перезвонить снова с места ДТП, уточнить, как обстановка. Когда приехала первая машина, девочка-фельдшер позвонила своим на станцию, и ее звонок очень помог. В Смолевичах уже все были готовы, встречали наши машины, даже гордость берет за нашу районную больницу — очень слаженно все организовали, — говорит Елизавета.
— Да, к приемному покою освободили проезд, я подъехал, ко мне сразу подошли, посмотрели на пострадавшего, чтобы определить, нужно ли кресло или каталка, забрали женщину в больницу, — рассказывает Сергей.
Елизавета видела водителя маршрутки.
— Его так перекинуло через конструкции, перед машины же смяло от удара. Он стонал. Спасатели деблокировали его, а дальше я не знаю — там все тяжело было, — говорит она.
Трактор. Версия
— На самом деле непонятно, как такое могло случиться. Дорога сейчас разбита: очень много ездит тяжелой техники, самосвалы постоянно возят песок — здесь рядом поворот на карьер. Поэтому водители часто едут чуть к середине дороги, но аккуратненько, когда можно. Потому что по краям ямы: либо подвеску оставишь, либо надо на скорости 20 км/ч передвигаться. Но именно в промежутке, где случилось ДТП, — нам даже показывал кто-то из ДРСУ — ям нет, — говорит Лиза.
А вот рельеф сложный. Видели ли заранее друг друга водители самосвала и маршрутки? Кто теперь скажет?
— Знаете, мы когда приехали, то в районе места ДТП стоял трактор сразу, а уже за ним выстроились самосвалы в заторе. Так вот, может, этот грузовик обгонял трактор? Это только версия, мое предположение, — говорит Сергей. — Там сплошь холмы, сплошная разметка, обгон запрещен. Стоит знак «70» временный, но иногда люди едут быстрее.
При этом, как говорят, серьезных аварий с пострадавшими за последнее время здесь не случалось.
— Иногда кто-то в кювет съедет: бывает здесь гололедица. Недавно так парень на микроавтобусе перевернулся, но, можно сказать, удачно — все живы. Конечно, дорога нуждается в ремонте, и надо что-то делать. Одних знаков недостаточно, грузовиков очень много — покрытие разбивается. Но здесь же все свои, все эту дорогу знают, особо не торопятся. Как такое случилось — для меня загадка, — отмечает Елизавета.
Налоговая в ближайшее время начнет «масштабные контрольные мероприятия»
Налоговые органы вместе со структурными подразделениями МВД и Минтранса совсем скоро начнут проверять деятельность отечественных организаций, занятых в сфере междугородних пассажирских перевозок. Вот о чем говорится в сообщении:
– В адрес налоговых органов возросло количество обращений граждан и юридических лиц, а также сообщений от государственных и правоохранительных органов о нарушениях, допускаемых перевозчиками пассажиров в междугороднем сообщении. В большинстве случаев сообщения содержат сведения о нарушениях порядка приема средств платежа при оказании услуг по перевозке пассажиров, отсутствии необходимого кассового оборудования, осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
В целях контроля за соблюдением законодательства, а также обеспечения безопасности и прав пассажиров, налоговыми органами во взаимодействии с управлениями Государственной автомобильной инспекции и Транспортной инспекции в ближайшее время запланировано проведение масштабных контрольных мероприятий в отношении субъектов хозяйствования, оказывающих услуги в сфере междугородних перевозок пассажиров в регулярном (нерегулярном) сообщении.