© Sputnik / Виктор Толочко
На рынке "бэушек" в Беларуси небывалое затишье: одни связывают это с традиционно "мертвым" зимним сезоном, вторые – с отсутствием покупателей из РФ, третьи винят во всем и то, и другое.
Никогда такого не было, и вот опять: автомобильный рынок в Малиновке замер в ожидании покупателей. После октября 2024-го россияне фактически перестали ездить за машинами в Беларусь. Все из-за повышенного утильсбора и невозможности поставить на учет в РФ свежепригнанное авто в течение года.
Корреспондент Sputnik съездил на главную автомобильную площадку страны, оценил спрос и предложение, пообщался с продавцами о перспективах для белорусских и российских покупателей и задался вопросом: выйдет ли рынок машин с пробегом из забвения?
© Sputnik / Виктор Толочко
Машины не продаются
В Малиновке автомобилей сейчас не просто много, а очень много. Свободных мест практически нет, как и покупателей. Из посетителей только сами продавцы, которые то и дело приглашают друг друга на перекуры, и мы – журналисты. Для пущего эффекта не хватает разве что перекати-поле, переносимого ветром время от времени посреди машин. Но рынок работает, несмотря на новости о возможной скорой его продаже.
Продавцы поясняют: последние несколько месяцев машины просто стоят: клиентов нет. Многие из них отдают по себестоимости или с минимальным заработком. Раньше в плане клиентов здесь не было все так печально, но ситуация изменилась в октябре прошлого года. У кого не спроси, рынок "спит" из-за россиян.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Им сейчас просто невыгодно: год машина должна находиться в Беларуси, только потом ее можно ставить на учет в России. Плюс курсовые разницы, еще что-то. Ничего хорошего в общем", – кратко поясняет состояние дел продавец, торгующий немецкими авто.
Еще недавно, по его словам, за счет россиян все было неплохо. Об этом говорят цифры в базе предложений: если летом 2024-го на продажу в Беларуси было выставлено 40 тысяч "бэушек", то сейчас их уже 80 тысяч.
"Рынок перегружен, отток сократился, а внутренний рынок не успевает все переваривать. Да и у белорусов спрос сейчас не такой активный. Многие граждане пересели на новые китайские и отечественные автомобили, на них выдают кредиты по привлекательным условиям", – отмечает последние тенденции собеседник.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Корчей" почти нет
Нельзя, однако, сказать, что белорусский авторынок целиком впал в спячку: новые легковушки разметаются, как горячие пирожки. За весь прошлый год продано более 50 тысяч машин – это больше, чем за 2022-й и 2023-й вместе взятые.
Показателен в этом плане и первый месяц 2025-го, когда было продано более 4 тысяч свежих автомобилей. Из этого всего можно сделать вывод, что "бэушка" и "первичка" поменялись местами: теперь белорусы предпочитают комфорт и сервис перед более дешевой альтернативой.
© Sputnik / Виктор Толочко
"На рынке, кроме журналистов и продавцов, уже никого не осталось, – подтверждает наши догадки другой продавец. – Даже в выходные дни людей мало. Иногда "туристы" приходят, смотрят, но ничего не покупают. Да, Россия перестала ездить, и рынок фактически стал. Очень сложная ситуация. Все продавцы хотят уже в минуса посбрасывать машины, чтобы вернуть хоть какие-то деньги. Если по себестоимости получится продать – считай, повезло".
По наблюдениям продавцов, самые популярные автомобили на рынке б/у авто сейчас – Peugeot и Citroen, пригнанные из Европы, с небольшим пробегом – от 12 до 23 тысяч долларов. Они в Малиновке представлены повсеместно и в большом количестве – есть из чего выбрать.
© Sputnik / Виктор Толочко
Но основной "товар" на рынке – привезенные из ЕС автомобили еще до вступления в силу ограничений для россиян в 2024 году. Здесь и новая Audi A5 за $47 500, и Volkswagen T-Roc 2020 года за $22 999, Mercedes и BMW всех моделей. На некоторых из них под лобовым стеклом висят кликбейтные таблички: "Проходная на РФ".
© Sputnik / Виктор Толочко
Рядом с европейскими авто стоят представители Поднебесной – разношерстные Lixiang, Dongfeng, Geely, BYD и Haval. Среди них много различных "электричек" и гибридов (в основном до $20 тысяч), а также бензиновые Geely Emgrand белорусской сборки за $13–14 тысяч.
© Sputnik / Виктор Толочко
© Sputnik / Виктор Толочко
Плюс-минус за такие же деньги продаются два четырехлетних LADA Largus в максимальной комплектации – за $11 450 и $11 950 (пробег неизвестен). Интересно, что эта модель LADA, но в базовом оснащении, в салоне стоит чуть дороже – $13 400.
© Sputnik / Виктор Толочко
Есть еще в Малиновке и автомобили до 10 тысяч долларов – это различные Lifan, Ford, Renault и Mazda 2010-х годов выпуска. Но "корчей" уже не так много, как раньше: белорусы теперь предпочитают более новую "бэушку".
© Sputnik / Виктор Толочко
Запчасти пропадают
Падение внутреннего и российского спроса на "вторичку" повлияло на рынок автозапчастей. Продавец Владимир признается, что многие детали поступают в страну по параллельному импорту, поскольку прямые поставки качественных комплектующих сегодня наладить проблематично.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Тенденция такова, что рынок машин стоит, и у нас то же самое. Год назад он просто кипел –россияне были. Теперь у них бывают даже дешевле автомобили и запчасти, поэтому к нам не едут. Есть нюансы по маслам и фильтрам: их ассортимент стал меньше, а цены поднялись. Например, если масляный фильтр на дизельный Volvo стоил 40 рублей, то сейчас он стоит 350. Mercedes и Audi – все тоже очень сильно кусается… В основном спасает ширпотреб", – лаконично описывает ситуацию Владимир.
Менеджер отмечает, что многое исчезло из продажи, нет оригинальных ковриков и хорошей автомобильной косметики. Резина тоже пропадает: из Европы идут малые поставки, основной спрос пытается закрывать Китай. Но далеко не весь импорт из КНР качественный, признается продавец.
© Sputnik / Виктор Толочко
По его словам, рынок запчастей как офлайн-площадка скоро уйдет в забвение, покупка и продажа будет идти только через интернет.
"Мне хотелось бы, чтобы рынок жил. Логистика у нас плохая и "непонятки" с графиком: работаем до 18:00, а стоянка в 17:00 закрывается. Приезжает клиент в 17:30 – и что, через забор перебрасывать детали? Туалет – 1,5 рубля, стоянка – 3 рубля – отпугивает напрочь покупателей. Ну и многие продавцы уходят раньше с работы. Я считаю, график нужно держать, чтобы к тебе могли прийти в любое время и купить нужную вещь", – констатирует собеседник.
© Sputnik / Виктор Толочко
Везут сами из Европы
Многие белорусы сегодня самостоятельно везут автомобили из Европы – это еще одна причина, по которой рынок в Малиновке испытывает дефицит клиентов. Чаще всего привозят "пятилетки" с дизельными полуторалитровыми моторами до €20 000.
"На самом деле все зависит от бюджета и от возможности ждать. Обычно это пятилетние автомобили с моторами 1,5 литра – как дизельные, так и бензиновые. Эти машины до 20 тысяч евро в основном и привозятся сейчас. У кого есть время и желание ждать, пригоняют из США, Китая и Южной Кореи, но это очень долго – до трех месяцев, а то и больше", – рассказывает представитель так называемого "неорганизованного ввоза" Александр.
© Sputnik / Виктор Толочко
По его словам, за 20 тысяч евро сегодня можно привезти последнего Passat или Tiguan, BMW 1-й и 2-й серий, внедорожника X1, а также относительно новые экземпляры основной французской группы – Renault, Peugeot, Citroën. Он говорит, что самостоятельно импортировать машину из ЕС в Беларусь сегодня не проблема: договариваешься с продавцом (условно, в Германии), выстраиваешь логистику, на месте переоформляешь все документы, получаешь транзитные номера – и вуаля. Все это при условии, если есть шенгенская виза.
Интересно, что в Германии к стоимости автомобиля приплюсовывают 500 евро за переоформление документов (таможенная декларация, договор купли-продажи, страховка), в Литве – 100 евро, а некоторые продавцы просто включают данную услугу в цену машины. Также дополнительно придется заплатить за транзитные номера – от 15 до 100 евро (в зависимости от количества дней, за которые нужно перегнать машину – чем больше, тем дороже).
© Sputnik / Виктор Толочко
Еще есть варианты так называемого "серого" импорта – это когда машина числится на каком-нибудь гражданине Евросоюза, и он лично, находясь за рулем, перевозит авто в Беларусь.
"За свои услуги они берут от 3 до 5 тысяч евро. Автомобиль оформляется на них, около месяца он формально владеет им, а потом едет в Беларусь якобы к родственникам. Эта быстрая, но довольная дорогая схема покупки, пользуются ей единицы", – уверяет Александр.
Авторынок в Малиновке © Sputnik / Виктор Толочко
Рынок проснется
Спрос на белорусском авторынке будет снижаться вплоть до весны, это сезонный фактор. "Бэушек" в продаже станет еще больше, но к маю рынок зашевелится, считают эксперты. Если говорить о россиянах, в Беларуси их могут заинтересовать более низкие цены на премиум-сегмент – BMW, Audi и Mercedes. К бюджетным вариантам типа Peugeot и Renault они равнодушны.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Машины, которые сейчас продаются в Беларуси, через некоторое время будут проходные на РФ. Но есть такой момент, что россиянам сейчас невыгодно покупать авто в нашей стране за доллары, потому что они не привязаны к иностранной валюте – все расчеты у них происходят в рублях. Когда в прошлом году доллар вырос до 110 рублей, белорусам вовсе было выгодно поехать в Москву и купить там машину", – обращает внимание Александр.
Он прогнозирует: рынок авто с пробегом окончательно не умрет в Беларуси, поскольку многим автомобилистам нужны будут относительно недорогие иномарки. У представителей автобизнеса есть и другая гипотеза: белорусы все больше будут покупать новых машин, преимущественно в республике, поскольку выросший с 9 февраля утильсбор на импортные авто спугнет покупателей, в том числе из России.
© Sputnik / Виктор Толочко