8 сентября белорус Григорий Алексиевич, который находится в Клайпеде, объявил голодовку и устроил одиночный пикет с призывом к литовским властям оказать помощь в разрешении вопроса с вывозом автомобилей, пишест сайт ABW.BY.
Информация об этом появилась в телеграм-канале, который объединяет белорусов, чьи автомобили застряли в Литве.
Григорий Алексиевич записал несколько видео. На одном из них говорит, что начинает голодовку «из-за незаконного удержания автомобилей, принадлежащих белорусским гражданам, таможенными органами Литвы. Эти автомобили, и мой автомобиль был куплен до введения санкций в отношении Беларуси, а именно до 1 июля 2024 года. И то, что наши машины задержаны, я считаю вопиющим беззаконием». Он говорит, что «отчаялся найти способы решения проблемы, побывал в различных инстанциях». По его словам, он настроен голодать максимально долго, «сколько хватит у меня сил. Если у кого-то будут сомнения, что я не голодаю, то в первый день после начала голодовки, 9 сентября, готов сдать анализы крови».
Также Григорий Алексиевич говорит, что то, что сейчас происходит с застрявшими автомобилями, подрывает доверие и к Клайпедскому порту: «Сюда перестанут приходить грузы. Порт придет в упадок», – уверен он.
Впрочем, не все одобрили такой радикальный метод решения проблемы, как голодовку. «Рисковать своим здоровьем, которое у него и так наверняка не подростковое, – это необоснованно дорого в данной ситуации», – пишут в комментариях. Другие добавляют: «Жизнь дороже любой машины. У него семья, и если его заберут, посадят, то, думаю, нам всем легче от этого не станет, а только наоборот».
Какие новости сегодня, 9 сентября? Как сообщили ABW.BY те, кто держит связь с Григорием Алексиевичем, он продолжает пикет у мэрии и в Литве несколько СМИ хотят сделать публикации. Свое мнение он не меняет и продолжает голодать.
По разным данным, в Литве застряли около 4000 автомобилей, принадлежащих белорусам. С 4 июня 2024 года Литва запретила экспорт в Беларусь автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 литра. С 1 июля под запрет попали еще и автомобили с клиренсом, который равен или превышает 165 мм. При этом если контракт на покупку авто был заключен до 01.07.2024, то автомобиль подлежит вывозу до 02.10.2024. И вот здесь всю систему ломает декларация от производителя, которую белорусы требуют отменить. Ранее сообщалось, что белорусы создали петицию в адрес президента Литвы.
Обновлено. «Новая газета. Балтия» рассказала подробнее историю Григория Алексиевича. По его словам, он приехал в Клайпеду на прошлой неделе, когда понял, что телефонные разговоры ни к чему не приведут, и попытался на месте разобраться в ситуации.
«Автомобиль я покупал, находясь в США, – говорит Григорий. – Гибридный Honda CR-V 2020 г.в. выиграл на популярном аукционе Copart 23 апреля 2024 года. Автомобиль в хорошем состоянии, без повреждений кузова. С транспортировкой в Клайпеду (доставка была оформлена через компанию Usko Shipping 14 мая) вышло около $20 000. Хотел сделать подарок жене к юбилею.
Пока автомобиль находился на пути в Литву, были приняты меры по ужесточению санкций в отношении граждан Беларуси. При обсуждении ограничений была предусмотрена оговорка: если машины были приобретены до 1 июля, то их выпускать в обращение можно. Но этот аргумент не убеждает литовские власти.
«Мой автомобиль прибыл в Клайпеду 16 августа, – продолжает Григорий Алексиевич. – Сейчас он находится на территории логистической компании, которая занимается оформлением таможенных документов. Я общался с ее представителями, но ничего путного добиться не удалось. Они говорят, что таможня не дает добро, точнее не предоставляет транспортную декларацию для вывоза машины в Беларусь».
По словам Григория, он также обращался в Клайпедскую территориальную таможню. Сперва никто не хотел с ним разговаривать, но потом вышел специалист, который предложил написать обращение на электронную почту.
«Фактически я исчерпал все законные возможности», – подчеркивает владелец Honda CR-V. Он также упоминает, что таможенные брокеры предложили ему вариант за €5000 доставить автомобиль через Польшу, Венгрию и Румынию в Турцию. Оттуда – паромом в Россию и потом в Беларусь. Он отказался. «Сделка должна быть завершена на начальных условиях. Это сфера международного права и правила хорошего тона среди порядочных людей — придерживаться первоначальных договоренностей, говорит он. – Однако в данном случае возникла абсурдная ситуация. Люди, которые традиционно зарабатывали за счет порта в Клайпеде, в условиях жестких ограничений пытаются использовать последний шанс и получить дополнительные деньги. Эта непоследовательная политика может сыграть злую шутку с Литвой. Когда невозможно предсказать исход бизнес-операции, доверие к ее участникам снижается».
В отчаянии Григорий Алексиевич объявил голодовку, хотя никогда не был публичным человеком и не любил лишнего внимания: «Несколько дней колебался, но решился воспользоваться правом на гражданский протест. Дело не только в деньгах. Я воспринимаю это как оскорбление меня и моей семьи. Почему не отдают мою собственность?»
С плакатом, на котором были сделаны надписи на литовском и английском языках, белорус появился в центре Клайпеды.
До того времени, пока вопрос не будет разрешен в его пользу, белорус отказывается принимать еду и пьет только воду. Он считает, что таким образом сможет продержаться не менее двух недель. «Я настроен серьезно, – заявляет Григорий Алексиевич. – Мне уже 53 года, я многодетный отец, пожил достаточно. Хотелось бы, конечно, побольше, но горько будет умереть в 70-80 лет с ощущением, что мою семью унизили и сделали вид, что так и должно быть. Отчасти потому я решился на такой протест».
Белорус подчеркивает, что с большим уважением относится к литовской нации. Раньше он считал литовцев замкнутыми, но во время своего пикета в Клайпеде услышал слова поддержки от многих людей.