Обладателем новой Tesla Model S Long Range Андрей из Гродно стал в 2020-м. А летом прошлого года решил испытать свой электрокар в дальнем путешествии. Вместе с супругой проложили маршрут до Италии, загрузили багажник нужными вещами и отправились большой и дружной семьёй покорять европейские страны и города. К слову, на километры в своём путешествии вовсе не скупились. Дорогу выбирали не ту, что ближе к морю, а ту, где больше парков, музеев, зоопарков и прочих достопримечательностей.
Журналисты av.by вместе с гродненцами окунулись в их воспоминания: в мыслях побывали в Варшаве, Познани, Берлине и Мюнхене, прокатились на гондолах по Венеции, искупались в Адриатическом море.
И, конечно, расспросили, каково это — проехать пол-Европы на Tesla и в какую сумму обошёлся такой вот семейный автотрип.
«Это было похоже на поворот самолёта в воздухе, когда нет ощущения точек опоры»
— Андрей, расскажите: почему вы решили пересесть на «электричку»?
— Я интересуюсь новыми технологиями, поэтому покупка мотивирована скорее внутренними ощущениями. Считаю, что подобные приобретения помогают индустрии развиваться в правильном направлении. До того как обзавёлся машиной, я совершенно не знал, чего от электромобиля ожидать, и не сидел ни разу за рулём такого транспорта.
— Расскажите немного о технических характеристиках своего авто: какой запас хода, средний расход электроэнергии?
— Мы владеем Tesla Model S Long Range 2020 г. в., паспортный запас хода — 600 км, разгон — 3,8 секунды до 100 км/ч. Реальный средний расход во время поездки в Италию составил 200 Вт·ч/км. Очень порадовал размер багажника: в него легко поместились вещи четырёх человек. И даже осталось место для спонтанных покупок! Машину брали новой в Tesla-cars.by. Благодаря льготным условиям растаможки электромобилей в Беларуси, уплачивался только утильсбор (около 500 рублей). Цена иномарки была ровно такой, как на официальном сайте Tesla. От меня требовалось только приехать в офис Tesla-cars и забрать новый, заряженный автомобиль.
— Помните свои первые ощущения от вождения Tesla?
— При первой поездке отметил прекрасную управляемость и великолепный уровень контроля над автомобилем. Машина чётко реагирует на команды рулём и газом. Это подтвердилось ещё не раз за два года владения. Мне запомнился случай, когда я по ошибке попал на лёд, хотя дорога выглядела сухой. Об обледенении я узнал за двадцать метров до резкого поворота, поскольку машина совершенно не тормозила. Ничего не оставалось, кроме как крутануть руль и перестать тормозить. И она повернула! Без стандартного стрекотания системы стабилизации, без шума дороги, в полной тишине «Теслу» болтало на льду несколько секунд. Она выровнялась и поехала дальше. Это было похоже на поворот самолёта в воздухе, когда нет ощущения точек опоры.
«Три года нас ограничивал COVID-19, поэтому энергии на путешествия накопилось очень много»
Больше 20 лет Андрей работает в ИТ-индустрии. В 2019-м из-за пандемии коронавирусной инфекции всем офисом сотрудники ушли на удалёнку. И формат работы, и планирование отпуска с того момента изменились.
— Работа из дома сделала бессмысленной идею брать отпуска. Дети подросли, накопилась энергия на то, чтобы посмотреть музеи и достопримечательности в разных городах Европы. Заодно побывать на море. Так и родился план отправиться в дальний семейный автотрип.
— Почему выбрали именно Италию?
— Италия была конечной точкой путешествия на море. Маршрут туда удобный и безопасный, лежит через множество стран и ландшафтов. К тому же он точно подходил для наших целей. В качестве курорта был выбран небольшой городок Чезенатико. Итальянцы считают, что именно так выглядит настоящая итальянская жизнь: близко к природе, без лишней роскоши. И много-много любимых всеми нами итальянских традиций.
«В поездке доверились системе навигации Tesla и заряжались только на Tesla Supercharger»
— Как готовили электрокар к путешествию? У машин с ДВС перед дальней поездкой обычно надо менять расходники, а как с Tesla?
— С собой мы взяли различные зарядки, переходники и удлинитель на все случаи жизни. За всё время владения электромобилем я ни разу ими не воспользовался. Для европейской «Теслы» достаточно того, что идёт в комплекте с машиной: переходника CSS и кабеля Type2, который применяется для некоторых медленных зарядок.
Фото из личного архива героя
— Мы также сменили шины на новые, несмотря на то, что предыдущие были в рамках допусков. Поездка планировалась длительной, а вместо запаски у Tesla — ремкомплект. Надо же было хоть что-то обслужить перед дорогой!
— Как строили свой маршрут?
— Путешествие мы с супругой спланировали за один день. Определились, в каких городах хотим остановиться на ночлег, и забронировали отели. По дороге в Италию мы были готовы отклоняться от маршрута с целью посещения достопримечательностей. Путь преодолевали относительно короткими перебежками в 200—600 км. В обе стороны проехали 4 544 км. Прокатились через пять стран и десять городов. В каждом городе мы останавливались на один или несколько дней в зависимости от обилия достопримечательностей. Некоторые гостиницы были с зарядками для электромобилей, и «заправляться» в дороге нам почти не требовалось.
— То есть вы на трассе вообще не заряжались?
— Электромобиль надо стараться заряжать тогда, когда делаешь остановку для себя. Иначе придётся дополнительно останавливаться для зарядки и тратить время на ожидание. В этом суть планирования любой длительной поездки на электрокаре. В нашем путешествии мы полностью доверились системе навигации Tesla и заряжались только на Tesla Supercharger — не стали разбираться с изобилием компаний, предоставляющих зарядные станции в Европе. Сессии длились по 20—40 минут. Процесс начинался сразу после подключения к станции. На телефон приходило уведомление, когда можно было продолжать путешествие.
— А чем вы занимались в это время?
— «Тесла» минимизирует время «пит-стопа» и загруженность своей сети зарядок. Поэтому чаще всего она просит пополнить энергию в течение 30 минут (а то и меньше) и продолжать поездку. За такой период заряд поднимается с 20 до 75%. Даже на трассе за 25 минут успеваешь только зайти в ближайший магазин и выпить кофе. Можно оставить машину подпитываться дальше, но всё равно через час придётся вернуться и освободить место. Реально за этот срок пообедать. Когда шла зарядка, у нас свободного времени практически не было.
— Какие ночлеги делали и где?
— В наш маршрут попали Белосток, Варшава, Познань, Берлин, Мюнхен, Верона, Чезенатико, Венеция, Вена и маленький городок Величка под Краковом, где мы посетили соляные пещеры. Так как мы путешествовали с двумя взрослыми детьми (дочери 16 лет, а сыну — 13), приходилось снимать два отдельных номера или большой семейный, но такие комнаты в отелях встречаются достаточно редко. Поэтому стоимость ночлега была внушительной частью бюджета нашего путешествия. Может возникнуть вопрос: почему мы останавливались именно в отелях, а не в арендных квартирах (ведь это экономнее)? Всё просто. Отпуск был долгожданным, хотелось насладиться им и не тратить силы и время на бытовые дела в виде готовки, уборки и прочего.
— Сколько стоил ночлег в одном из таких номеров?
— Традиционно самые дорогие отели в Германии, Италии и Австрии. Номер с завтраком в Мюнхене стоит 175 евро за ночь. А ночёвка на материковой части Венеции обойдётся в 115 евро.
— Вы были один за рулём? Или жена вас подменяла?
— Я был один за рулём, короткие переезды между городами не изматывали. Хотя пару раз мы попадали в летние пробки на автострадах и «переправа» занимала больше времени, чем планировалось. За руль «Теслы» супруга предпочитает не садиться: считает, что у неё недостаточно опыта для такой быстрой машины. Неспешно водит свой дизельный «Мерседес».
— Вы проехали не одну европейскую страну. Можете сравнить качество дорог и развитие инфраструктуры?
— Основные автомагистрали в Германии и Австрии отличаются качеством покрытия. И расход на них заметно меньше. А в Италии всегда собираются пробки при оплате проезда, машин много, большинство используют наличные или карту, замедляя поток. Что касается ЭЗС на нашем маршруте, то чем южнее, тем более развита инфраструктура зарядок Tesla: проскочил одну — скоро будет другая.
— В Европе автобаны в основном скоростные, а батарея «электрички» не очень любит быстрый темп. Вам не приходилось экономить на скорости?
— Всегда езжу с максимально разрешённой скоростью, если нет других ограничений, например в виде погоды или дорожной обстановки. Это путешествие не стало исключением: большая часть пути прошла на скорости 130 км/ч, в Германии были моменты, когда дорожная обстановка позволяла ехать при 160 км/ч. По ощущениям, водители в этой стране стали двигаться медленнее: мы почти всегда оказывались быстрее потока.
— «Электричка», действительно, потребляет больше на высокой скорости. На 110 км/ч расход составляет 170 Вт·ч/км, а на 160 км/ч — уже 250 Вт·ч/км. В любом случае я предпочитаю делать перерывы для отдыха каждые три часа и одновременно заряжаю машину. Чем сильнее разряжена батарея, тем быстрее она пополняется. Поэтому оценить потери времени при движении на высокой скорости сложно.
— На какой по счёту день добрались до Италии?
— Через восемь дней после старта нашего путешествия из Гродно мы очутились в Италии, в городе Ромео и Джульетты — Вероне. До этого успели прогуляться по Старой Праге в Варшаве, изучить прекрасный город Познань, сделали небольшое отступление от маршрута, чтобы попасть в незабываемый аквапарк Tropical Island (располагается в бывшем ангаре для дирижаблей), который находится в 60 км от Берлина, исходить наш любимый Берлин вдоль и поперёк. Дети получили невероятные впечатления от технического музея и берлинского зоопарка. А позже мы добрались до Мюнхена: посетили музей BMW и настоящий beer garden в небольшой баварской деревушке.
— Часто ли вам встречались там «электрички», «Тесла» в частности? И вообще, какой транспорт предпочитают итальянцы, по вашим ощущениям?
— Электрокары попадаются везде. Германия и Австрия наиболее продвинуты в этом смысле. Особого пристрастия итальянцев к электромобилям мы не заметили, но зарядная инфраструктура у них развита.
— В каком городе остановились, где были? Поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
— Мы отдыхали в Чезенатико. И были приятно удивлены этим маленьким и провинциальным городком. Чезенатико — место, где отдыхают сами итальянцы, поэтому у нас вполне получилось прикоснуться к итальянской культуре. Расположен он на побережье Адриатического моря с мягким морским климатом. Городок знаменит старинным портом-каналом, якобы сооружённым по проекту самого Леонардо да Винчи. В этом рыбацком селении находятся лучшие во всём регионе рыбные рестораны. Наши сердца покорило гостеприимство местных, настоящее разнообразие итальянской кухни, тёплое и чистое море. Всё было настоящим!
— Во сколько вам обошлось путешествие?
— Признаться, мы не считали все затраты, связанные с ним. Но в мобильном приложении «Тесла» предоставляет статистику по расходам на зарядку. В целом мы потратили около $450 на 4 500 км. Это несколько меньше, чем при путешествии на дизельном автомобиле.
— Так выглядят данные из приложения за август 2022-го — это визуализация части нашего трипа. На графике видны и отсутствие активности, когда мы наслаждались морем, и красные пики — зарядка в дороге на суперчарджерах. Также заметна разница в стоимости «заправки» дома и в пути. Она существенная: в Беларуси потратили практически в десять раз меньше.
— Кроме экономии, какие, по вашему мнению, ещё есть плюсы путешествия на «электричке»?
— Во время поездки мы заметили, что на электромобиле можно попасть в любую зону и любой паркинг в большом городе. Для сравнения: машинам на газе нельзя находиться на подземных стоянках, а ДВС должен получить специальное разрешение на въезд в zero emission zone. Так что можно смело путешествовать на «электричках» и не задумываться об экологических ограничениях.