Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Белорусские перевозчики предлагают включать некоторых пассажиров в «черные списки» – вот кого

03.09.2024 22:30
Транспорт

Что делать с пассажиром-дебоширом? В Межрегиональной ассоциации перевозчиков хотят иметь возможность воздействовать на серийных нарушителей. Пока же Гражданский кодекс во многом, как говорится, связывает руки.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Как выход – формировать «черные списки» пассажиров. Вот кого туда можно было бы включать. Это не только буйные пассажиры.

Забронировал поездку, но не явился

В МАП считают, что нужно как-то воздействовать на тех, кто бронирует маршрутки, но неоднократно не приходит на рейс. Один из водителей маршрутки вспоминает: к нему на рейс мужчина не явился раза три за несколько недель. Стали разбираться. Выяснилось, что у этого пассажира было 130 бронирований на разные рейсы. Поездок же набралось от силы 20.

«Что это – неуважение к чужому труду или происки конкурентов, чтобы заставить ездить водителя и других пустыми?» – возмущается водитель. Он уверен, что таких серийных «прогульщиков» рейсов также стоило бы лишить возможности бронировать билеты или же заставить оплачивать неявки.

Пил в пути, отвлекал водителя от дороги

Недавно один пассажир едва не сорвал рейс из Польши в Беларусь. «У мужчины был билет из Варшавы в Гродно. Автобус опаздывал из-за простоя на границе. Мы предложили ему вариант с пересадкой, чтобы помочь добраться домой быстрее. Доплат никаких за это не требовалось», – рассказывает перевозчик.

Пассажир вначале сел в предложенный транспорт, но стал возмущаться. «Всю дорогу он пил спиртное, задевал водителя, отвлекал его от дороги, кричал на попутчиков, а еще при этом писал в мессенджерах перевозчику и в сервис по бронированию билетов. Поездка превратилась в испытание для всех», – вспоминает перевозчик.

Как итог – выходки мужчины терпели лишь до въезда в Беларусь. На буйного пассажира вызвали милицию. Его ссадили с рейса, составили протокол. Но на этом история не закончилась. Мужчина продолжает доставать перевозчика по телефону и через мессенджеры, есть у него претензии и к водителю. Мол, только встретимся в рейсе…

«Что с ним делать? Водитель говорит, что больше с таким в рейс не поедет. Но можем ли мы просить сервис по бронированию или вокзал внести такого пассажира в «черный список» и не продавать ему билеты вовсе? А если полезет в драку с водителем на полном ходу?» – задаются вопросом перевозчики.

А как по закону

Правила автомобильных перевозок пассажиров дают однозначный ответ: пассажир обязан не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам и водителю. Запрещено отвлекать водителя от управления, мешать ему. Нарушение правил может стать причиной для прекращения поездки.

Также пассажира могут ссадить с рейса или не пустить в автобус, если он нарушает общественный порядок. Но для каждого случая, скорее всего, понадобится вызов милиции. Это скандал, задержка рейса, нервы других пассажиров. Несмотря на то, что впоследствии перевозчик имеет право потребовать с дебошира возмещения затрат, проблему это не решит.

Сегодня создание «черного списка» перевозчиком или системой по продаже билетов незаконно. Согласно Гражданскому кодексу, организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Проще говоря, если билеты есть в продаже, то отказать в их приобретении человеку, пусть он и серийный дебошир, пока еще нельзя.

Перевозчики хотят, чтобы у них было как в авиаперевозках. В обновленном Воздушном кодексе Беларуси закреплено положение, согласно которому авиаперевозчикам предоставлено право на формирование реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Авиакомпания вправе отказать дебоширу в приобретении билета в будущем. И в «черном списке» он будет находиться до тех пор, пока данные о нем не исключат из Единого государственного банка данных о правонарушениях.

Межрегиональная ассоциация перевозчиков считает, что стоит рассмотреть внедрение схожих подходов и в наземных перевозках пассажиров.