Многие белорусы, переехавшие в Польшу, отправились туда на личных автомобилях. Гродненцы, которые сменили белорусскую прописку на польскую, рассказали av.by, в какую сумму обходится им обслуживание авто в соседней стране.
Михаил работает в IT-компании. Из Гродно в польский Белосток мужчина переехал в феврале прошлого года. Вместе с семьёй место жительства поменял и автомобиль Haval F7.
Фото носит иллюстративный характер
Китайский кроссовер был приобретён Михаилом в лизинг. Цена машины на момент покупки — 30 000 долларов. За год белорусскому айтишнику удалось выплатить эту сумму полностью. Однако на момент переезда полноправным и единственным хозяином Haval мужчина являлся меньше месяца. Из-за чего формально не может пока поставить свой автомобиль на польский учёт. Говорит, для этого надо выложить из кармана кругленькую сумму — около 30% от цены авто!
Фото носит иллюстративный характер
— Углублённо не изучал, сколько на самом деле стоит эта процедура. Но в Польше есть такое понятие, как имущество переселенца (mienie przesiedleńcze). Чтобы воспользоваться данной льготой и ничего не платить (только за документы просят 1 000 злотых), необходимо быть владельцем имущества минимум год. В Беларуси собственником Haval выступала лизинговая компания, а я числился хозяином всего лишь месяц. Поэтому под эту льготу не подпадаю.
— Уже общался с полицией по данному поводу?
— Вообще, я должен был в течение полугода и поменять водительские права, и машину поставить на польские номера. Но меня ещё никогда не останавливали сотрудники дорожного патруля, хотя не раз проезжал мимо полицейского с камерой в руках. В Белостоке можно ездить на скорости 50 километров в час. Я обычно держу 60 км/ч. Поляки — ещё больше. Субъективно — на такое превышение скорости здесь никто внимания не обращает. Видимо, из-за штрафа в 50 злотых не хотят возиться с бумажками особо.
— Приходилось уже обслуживать автомобиль на местных СТО?
— Да, я проходил здесь техническое обслуживание. По сути, оно ничем не отличается от того, как это происходит в Беларуси. Приезжаешь на СТО. Сотрудники проводят диагностику автомобиля, меняют моторное масло, все фильтры. За такое ТО я заплатил 800 злотых (около 200 долларов). К слову, помню, что за первое обслуживание у белорусского официального дилера в 2022 году я отдал 600 рублей… То есть больше 200 долларов по тогдашнему курсу! Но я всё равно считаю: в Польше переплатил. Те же фильтры и масло можно приобрести самостоятельно в магазине. Сел, подсчитал... Ушло бы 300 злотых! Правда, тогда не было времени во всём этом разбираться.
— Что можешь рассказать про местный шиномонтаж?
— Весной я здесь «переобувался» у так называемых официалов. В Белосток приехал со своим комплектом шин. Покупать новые не пришлось. Снятие, установка и балансировка плюс хранение зимней резины R19 обошлись в 400 злотых (около 100 долларов).
— А где поляки чаще обслуживают автомобили: на станции дилера или обычных СТО?
— Не скажу, что все пользуются услугами СТО. Многие хотят сэкономить — и делают это. Но здесь я не видел таких вот типичных гаражников, как в Беларуси… В Польше обычно нечто похожее — это большой просторный бокс, а то и два-три совмещённых.
— Техосмотр проходил уже?
— Нет, я на польских номерах же езжу! Из таких документов у меня есть только страховка (речь идёт об обязательном полисе OC. — Прим. авт.). Её стоимость зависит от стажа вождения и года машины. Чем меньше стаж — тем дороже страховка. На прошлой неделе я оформлял, так получилось 930 злотых за год.
— Как поляки относятся к китайским машинам? Встречал ли Haval в Белостоке?
— Лично я Haval не встречал. Пару раз местные подходили на парковке и расспрашивали, что это за монстр такой! Здесь подобные модели никому не известны. Но если понадобится ремонт, проблем, думаю, не будет. По ходовой части так точно! Ведь Haval — это, по сути, Toyota. А вот с кузовщиной вроде крыла или бампера беда! В случае чего придётся заказывать или из России, или из Беларуси. Здесь я точно ничего не найду. Как, собственно, и на Geely.
— Бензин в Польше дорогой! Сколько денег уходит на топливо?
— Много я не езжу. Даже когда жил в Гродно, целого бака (55 л) мне хватало на месяц. Маршрут такой: из дома до работы, попутно завожу ребёнка в школу и обратно. Ну ещё по магазинам иногда можем проехаться, на выходные куда-нибудь выбраться. В Польше литр 95-го бензина стоит примерно 6 злотых, полный бак обходится в 230. Иногда требуется дозаправлять. В среднем в месяц уходит около 300 злотых на бензин. Причём 2-литровый мотор у Haval прожорливый! По бортовому компьютеру расход 15 литров на «сотню» получается.
Отдельную статью затрат тянут и парковки. Бесплатные здесь, конечно, есть. Но если хочешь оставить машину около торгового центра или вблизи административного здания — придётся платить! В среднем — 1,5 злотого в час.
— В целом какой-то ощутимой разницы в стоимости обслуживания автомобиля я не заметил. Если что-то и дороже, чем в Беларуси (например, топливо), то эти расходы легко перекрывает европейская зарплата, которая стала выше, — говорит гродненский айтишник.
«На Opel страховка стоила 90 евро за год, на BMW — €140»
Доминика живёт в Польше уже три года. За это время девушка сменила три автомобиля. В соседнюю европейскую страну из Беларуси она приехала на Subaru. Японский седан был зарегистрирован в РБ, здесь же и обслуживался. Из польских расходов — только страховка.
Небольшая СТО в Польше. Фото из личного архива Доминики
Чуть позже девушка решила распрощаться с автомобилем и купить уже что-то на территории Польши.
— Самое рациональное решение — приобрести машину здесь! Банально из-за того, что цены на подержанные иномарки намного ниже, а состояние авто куда лучше. Искала в основном на специализированных сайтах. На мой взгляд, удобнее всего olx.pl. Услугами подборщика не пользовалась: первый автомобиль помог выбрать напарник с работы, второй самостоятельно осматривала.
Выбирала вариант из бюджетных моделей и остановилась на «Опеле». Astra в универсале 2005 года с 1,6-литровым бензиновым двигателем купила за 2 000 долларов. На тот момент это было ближе к верхней цене по рынку, но состояние иномарки подкупило: кузов оказался в родной краске, салон — в хорошем состоянии, ну и пробег — 181 тыс. км.
На этой машине Доминика проездила практически два года. За время владения случился важный плановый ремонт: замены потребовали ремень ГРМ, ролики и свечи. Работа и запчасти обошлись примерно в 350 евро. В остальном — традиционные расходники (замена масла, фильтров, новые шины). Иномарка, кстати, была изначально на немецких номерах, её растаможивали под РП. По словам девушки, это стоило около 70 евро.
— Никаких дополнительных платежей для иностранцев нет, нужен только актуальный документ пребывания — визы уже достаточно. При оформлении авто здесь не надо ехать на специализированную площадку с инспектором для досмотра и сверки VIN. Между продавцом и покупателем подписывается договор купли-продажи у капота. Его можно распечатать самостоятельно, скачав из интернета. Далее покупатель с этим договором и номерами идёт оформлять автомобиль в местный «ужонд» (Urząd — это управление различных государственных или муниципальных структур): всё делают в одном окошке, оплата взимается на месте, новые номера выдаются сразу же. На всё про всё уходит минут 15—20!
В феврале этого года Доминика поменяла Opel на дизельный BMW 520 2014 года выпуска. Девятилетний баварский универсал обошёлся девушке в 12 000 евро.
— За растаможку заплатила €330, за страховку и постановку на учёт — ещё около 30 евро, — вспоминает гродненка. — Сразу же обслужила BMW на местной СТО. В плане стоимости процедур Opel был, конечно, намного дешевле. Так, замена масла и фильтров в нём стоила 80 евро, то же самое у БМВ — уже €200! Больше в автомобиле пока ничего не делала.
— Страховку на авто покупаю на год. Не могу сказать точно, от чего она зависит. Возможно, для некоторых марок дороже ввиду того, что ремонт и обслуживание этих машин тоже тянут больше денег. К примеру, на Opel страховка стоила мне 90 евро за год, на BMW — уже €140. Расход топлива в указанных автомобилях небольшой. Получается около 8 литров на 100 км. За месяц проезжаю немного, на заправку трачу не более 60 евро. Про штрафы, к счастью, ничего не могу сказать: не попадалась! Но от знакомых слышала, что машины на белорусских номерах не фиксируются различными камерами (превышение скорости, парковка и т. д.). Правда, это не подтверждённая официально информация. И принимать её всерьёз не стоит! — добавила белоруска.