С тех пор как была обнулена растаможка электромобилей, их количество на наших дорогах заметно выросло. На сегодня это, пожалуй, один из самых выгодных вариантов по пригону авто из-за границы. Казалось бы, государство сделало все, чтобы продвигать этот вид транспорта. Или не всё?
На просторах интернета и в жизни не заканчиваются споры о том, есть ли смысл в покупке «электрички». И пока доводы сторонников электротранспорта разбиваются о контраргументы адептов ДВС, реальные пользователи накатывают свои километры и делятся впечатлениями и расчетами. Мы уже рассказывали о том, что думают об электрокарах европейские владельцы. Пришло время выслушать белорусов. Белорусская история интересна в той части, что у нас правят балом китайские бренды, по которым еще не накопился достаточный опыт, и при этом довольно много подержанных экземпляров, уже успевших себя проявить.
В этом материале «Автобизнес» собрал мнения трех владельцев разных электрокаров.
«Брал ездить на работу, получил прекрасный опыт»
Чуть больше 3 лет назад минчанин Василий приобрел электрическую версию Fiat 500. Автомобиль 2017 года выпуска был из Америки, с пробегом около 30 000 км. Сейчас на одометре чуть больше 44 000 км.
– Целенаправленно смотрел именно этот авто, не смущала небольшая емкость батареи – 24 кВт·ч, потому что планировал ездить на ней из Новой Боровой в офис, который находится в 2,5 км от дома, – рассказывает Василий. – Поездил я так полгода, после чего жена изъявила желание проехать на Fiat в свой офис, до которого ей около 12 км. И так ей понравилось, что в итоге значительная часть пробега оказалась ее «авторства». Электрокар в этом плане вышел идеальным: маленькая, веселая, маневренная и быстрая машинка для поездок по маршруту дом – работа – магазин. Летом реальный запас хода составляет около 140 км, зимой – около 80, но многое зависит от температуры, погоды и других факторов. Да, далеко на таком не уедешь, но для дальних поездок у нас есть кроссовер с ДВС. Зато батарея малой емкости даже на медленной станции восстанавливает заряд до 100% всего за три часа.
Заряжаем батарею у магазина через дорогу – там есть две станции. Места не всегда свободны, но проблемы нет: ставим рядом на любое свободное, уходим домой, а когда видим в приложении, что место освободилось, переезжаем. Плюс жена раззнакомилась с живущим неподалеку владельцами других электромобилей, поэтому все стараются уважать друг друга и не занимать зарядку, если автомобиль зарядился. Хорошо, что законом запретили обычным авто стоять на местах для зарядки – сейчас в этом плане стало гораздо лучше.
В Новой Боровой, наверное, как ни в каком другом районе, много зарядных станций. Раньше, если зарядка у дома была занята, можно было покататься по дворам и найти свободную, то сейчас многие дворы оборудованы шлагбаумами – просто так не заедешь.
С самой машиной за это время сложностей особых не было. Ездим на ней круглогодично, пусть и недалеко. Были работы по ходовой части: менялся ступичный подшипник, тормозные диски с колодками, масло в редукторе и щетки стеклоочистителя. Все делал механик, который занимается ремонтом обычных авто. Большой плюс Fiat 500 в том, что он имеет идентичного собрата с ДВС, поэтому проблем с запчастями нет. Хотя недавно перегорела лампочка подсветки номера, и ее не нашлось – пришлось заказывать на китайском маркетплейсе.
По затратам на зарядку летом выходит в среднем 4 рубля за 100 км, зимой – около 6. В мороз под 30°С, конечно, машину щадим, в –15 ездит. Ни разу не было проблем с работой электрики.
Следующий автомобиль также будет электрический, но уже побольше размером и с увеличенным запасом хода. Этот я брал ездить на работу, получил прекрасный опыт, понял, что не так страшен черт, как его малюют. А бонусом в виде разрешения ездить по полосам для общественного транспорта супруга пользуется регулярно и с удовольствием.
«С «электричкой» нужно полностью перестраивать свой мозг»
Андрей стал одним из первых покупателей нового электрокара у официального дилера в Беларуси. После 6 автомобилей с ДВС, четыре из которых были новыми, его выбор пал на новый Geely Geometry C. Электромобиль был приобретен в мае 2022 года и к моменту написания статьи пробежал чуть больше 12 000 км.
– Купить Geely Geometry решил после того, как понял, что за привычные деньги мне больше не доступны привычные бренды, – объясняет свой выбор Андрей. – Посматривал на BMW i3, но запас хода там меньше и заводской гарантии не было, потому что все авто пригонялись к нам «в серую». А я принципиально хотел автомобиль с гарантией, и на тот момент ее предлагал только дилер Geely. Запас хода у Geometry C в районе 460 км, но в режиме Eco+ я уже не раз проезжал до 550.
Я чисто городской пользователь, заряжаю автомобиль на зарядках либо «Маланка», либо «Эвика». Для этого пришлось купить кабель, потому что в комплекте шла только зарядка от обычной розетки 220 В. На медленной зарядке батарея заряжается до 100% около 7 часов, на быстрой зарядке получается 1 минута – 1 кВт. Полная зарядка батареи в последний раз обошлась мне в 28 рублей (запас хода 460 км). Летом заряжаю раз в две недели, зимой – раз в 7 дней, езжу в основном по городу.
В принципе, электромобилем доволен, но есть нюансы. С «электричкой» нужно полностью перестраивать свой мозг. Они сильно отличаются от авто с ДВС в плане эксплуатации, и к этому нужно привыкать. Элементарно: на заправку вы приезжаете на 5–10 минут раз в две недели, заправляете машину под навесом в относительном комфорте и даже не задумываетесь об этом. Владельцу электрокара приходится постоянно следить за уровнем заряда батареи, рассчитывать свои передвижения с учетом наличия зарядок, знать, какие подходят под твой автомобиль, а также учитывать то, что они могут быть заняты или не работать вовсе. В конце концов зарядка в городе – это просто столбик, и пока автомобиль заряжается, в район разъема набивается снег, вода – и это неприятно.
А если отправляешься куда-то далеко, нужно учитывать наличие зарядок в пути и рассчитывать скорость. При этом никто не гарантирует, что те зарядки, на которых ты планировал зарядить авто, будут свободны и будут работать – такое бывало и не раз. К «розеткам» на обычных заправках АЗС отношения вообще не имеют и помочь никак не могут. Еще момент: на заправку ты приехал и заплатил картой или наличными, а зарядиться можно только по приложению и только если на счету есть деньги и не дай бог не разрядился телефон. В июле прошлого года я ездил в Кобрин, нашел там зарядку для электромобиля, подъехал и понял, что у меня перегрелся телефон. В итоге я просидел полчаса, ждал, пока он остынет, чтобы заплатить за зарядку, потому что иначе никак это дело не оплатить, только через приложение. С тех пор я завел себе второй телефон и всегда слежу, чтобы на счетах «Маланки» и «Эвики» были средства.
Я не знаю, что будет дальше, но уже сейчас во дворах есть проблема отсутствия свободных зарядок. Если приехал чуть позже и место занято – это до утра, так как в спальных районах в основном медленные зарядки, и это история на всю ночь. И даже если человеку нужно пополнить батарею на 30–40%, он не будет ночью выходить и перепарковывать авто, чтобы освободить место. Ситуация с быстрыми зарядками возле ТЦ бывает не лучше, особенно по выходным. В некоторых районах зарядок вообще нет (район станции метро «Автозаводская»), где-то в спальных районах стоят быстрые зарядки, хотя в этом нет необходимости (ул. Мирошниченко) – кто и как рассчитывает и продумывает эти вопросы, для меня загадка. Но если количество электротранспорта будет расти, то нужно эту тему как-то регулировать, иначе будет проблема. Некоторое время назад после выступления одного депутата, который обещал содействие города в установке зарядных станций, я написал несколько писем с просьбой установить зарядку в моем дворе.
В администрации района мне ответили, что это не их компетенция, один оператор не ответил мне вовсе, второй отписался в стиле «Спасибо, мы вас услышали» – и ничего.
Что касается эксплуатации конкретно Geely Geometry C, то особых претензий у меня к автомобилю нет. Зиму отъездил без проблем. Меня пугали по поводу утапливаемых ручек, но все было хорошо. Заряжал и ездил в мороз до –18°С – электроника с ума не сходила, все работало. Единственный нюанс – на таком морозе запас хода сразу падал почти в три раза. До работы мне ехать 15 км, в мороз на этот отрезок уходило количество заряда, эквивалентное 40 км. Прошлая зима подбросила еще один «сюрприз»: перестали запираться передние двери. Эту проблему дилер оперативно решил заменой приводных тросов обеих дверей (по гарантии).
Еще одно откровение пришло относительно манеры езды. Электромобили разгоняются за секунды, и это дарит эмоции, но при таком стиле езды заряд батареи резко идет вниз. Пара километров поездки «во всю прыть» – это сразу минус 30% заряда. Похожая тема на трассе: если ехать быстрее 90 км/ч, то заряд уходит быстрее, чем планировалось. То есть ты должен выбирать: или едешь быстро, но останавливаешься на зарядку, или едешь с крейсерской скоростью, но до места назначения.
Из дополнительных трат за это время: покупка переходника – 480 рублей, страховка КАСКО 1200 рублей в год, первое ТО обещали в районе 250–300 рублей. Затраты на зарядку я не считал, но знаю, что заряжаться дома от обычной розетки значительно дешевле: по дифференцированному тарифу ночью за киловатт выходит 14 копеек. Поэтому в идеале, конечно, жить в частном доме и заряжать электромобиль от сети. При этом, на мой взгляд, нет смысла выбирать электрокар с батареей меньше 50 кВт – лучше от 70 и больше.
Следующий автомобиль, думаю, тоже возьму электрический, но с большим запасом хода. К «китайцам» у меня нет предвзятого отношения, хотя до этого я ездил на европейских и японских авто с ДВС.
«Сегодня Tesla стала чем-то вроде VW в сегменте электрокаров»
Еще один наш собеседник – Евгений. Его история длится уже 4 года. В апреле 2020 года он купил Tesla Model 3 2018 г.в. и до сих пор считает свой выбор правильным.
– До покупки Tesla Model 3 у меня была возможность детально ознакомиться с автомобилем и изучить его тактико-технические характеристики, – говорит мужчина. – Проанализировав образ своей жизни и потребности, я осознал, что меня устроит электрокар с реальным запасом хода 400 км на одном заряде. Ездить на «дальняки» я на нем не планировал, а вот мотаться по городу и даже съездить в областной центр – такого запаса хватает. В итоге к выбору я уже подходил «прошаренным» и взял long range версию. Брал из США, естественно, поврежденную (машина была ударена в район водительской двери), но брал для себя. На восстановление ушло около €5 тысяч, но тогда и цены на запчасти были выше, и доставать их было сложнее, чем сейчас.
Передвигаюсь я в основном по Минску и Минскому району. С 2020 по 2022 год заряжался на «Маланках», потому что жил в Минске, последних полтора года живу в частном доме и заряжаю от своей розетки, что в два раза дешевле. В среднем 100 км пути мне обходятся в 4,2 рубля: летом – 3,3, зимой – где-то 5,5–6. Но это без учета энергии, которую автомобиль тратит на работу климата и подогрев батареи, когда автомобиль не движется, – почему-то Tesla не учитывает это в расчетах.
Для зарядки электромобиля я разместил 32-амперную розетку во дворе во всепогодном ящике. Предвижу вопрос о скорости зарядки и отвечу на него так: 9–10% в час от обычной 220-вольтовой розетки – нормальный показатель, главное, чтобы проводка была хорошая. У меня новый дом и в поселке новые линии, поэтому проблем нет. На практике заряжаю машину на половине мощности: по 5% час – быстрее и не нужно. Делаю это примерно раз в неделю и выезжаю около 70% заряда.
За это время я наездил 45 тысяч километров и могу сказать, что Tesla полностью оправдала мои ожидания. Были незначительные проблемы, в частности – с сервоприводом лючка зарядки, глючил сервопривод открытия капота (переднего багажника), был вопрос по одной из Bluetooth-антенн. Не так давно перестал работать ближний свет в левой фаре, пришлось заменить блок управления фарой за 100 рублей. В остальном – никаких глобальных проблем. Следующий авто тоже будет Tesla. И да, это единственный автомобиль в моей семье, но ни разу за эти годы не возникло потребности в авто с ДВС.
Автомобиль хранится на улице, даже не под навесом. Самый частый вопрос: а что зимой? Ничего! Зимой, конечно, вырастает энергопотребление на отопление салона и подогрев батареи, но чтобы запас хода падал в несколько раз – такого нет. В сильные морозы максимум 30% энергии в течение недели «улетучивается» на отопление. Летом и в городе, и на трассе при скорости 100–110 км/ч я укладываюсь в обещанный Илоном Маском запас хода.
Второй частый вопрос – о сервисе. В этом плане в последние годы стало заметно лучше и с услугами, и с запчастями. Абсолютно все можно купить, причем по адекватным ценам. Года два назад компания Tesla выложила в открытый доступ всю информацию по ремонту и обслуживанию автомобилей бренда, каждый может зайти и воспользоваться. Также в каждой Tesla доступно сервисное меню, т.е. диагностика электромобиля и несложные сервисные операции без специального ПО или диагностических сканеров. Это сильно облегчило владение автомобилем. Многие «обычные» СТО уже давно не боятся обслуживать подвеску, рулевое управление и тормоза электромобилей Tesla – никаких особенностей тут нет. По сути, сегодня Tesla стала чем-то вроде VW в сегменте электрокаров: всё есть, все изучено, предсказуемо и максимально понятно. Еще один момент: у Tesla нет ограничений по железу и софту на «серых» рынках. И приложение у Tesla мне очень нравится. В целом я считаю, что автомобили этого бренда – самый взвешенный выбор среди электрокаров на сегодня в Беларуси. Абсолютно все вопросы по ним решаемы. Кузов у Model 3 наполовину алюминиевый, а его стальные элементы не дают поводов беспокоиться о коррозии.
Главный момент, на который я советовал бы обратить внимание тем, кто рассматривает к покупке электромобиль, – это реальный запас хода. Это то, что может сильно огорчить, если ожидания окажутся завышенными. Надо понимать, что крупный кроссовер-электромобиль все-таки будет очень прожорливым. В свою очередь Model 3 очень эффективна, т.е. способна проезжать обещанные километры (на одном заряде более 450 км по трассе). Нужно понимать режим своих передвижений, доступность зарядок в удаленных локациях и подбирать авто сообразно этому.
Преференции имеют значение
Электромобили остаются удовольствием не из дешевых. Какой бы настойчивой ни была агитация за электрический транспорт, во всем мире работают только стимулирующие меры и преференции. На одной заботе об экологии далеко не уедешь как в Европе, так и в Беларуси. Но ценят «электрички» по обе стороны границы не столько за нулевые выбросы, сколько за невероятную динамику, которая, по признанию наших собеседников, особенно поначалу приводит в восторг. По секрету: в Беларуси некоторые владельцы так называемых последовательных гибридов (электрокаров, оснащенных генераторами) даже не заряжают батареи своих авто, а просто ездят на бензине, пользуясь преимуществами электрокара. Но один аргумент точно делает владение «электричкой» выгоднее и у нас, и в Европе, и это – стоимость электроэнергии. У нас киловатт реально дешевый, особенно если он от домашней розетки. А если еще перейти на раздельный тариф…
В Беларуси владельцы электрокаров не платят транспортный налог, для них бесплатны парковки и они могут передвигаться по полосам для общественного транспорта, но нужно понимать, что все это – не навсегда, как и «нулевые» растаможка и НДС. Как только в какой-то части преференций ситуация грозит стать чрезмерной, их могут свернуть. Не вечны и низкие тарифы на электроэнергию, но перспективы с ценами на нефтепродукты еще более туманны.
Портрет идеального владельца
На сегодня идеальный владелец, способный извлечь максимум выгоды из авто на электротяге, живет в частном доме, имеет свою розетку с раздельным тарифом и много времени проводит в городском трафике. При этом он имеет электромобиль с реальным запасом хода 400–500 км, а в семье есть второй авто с ДВС.
Новый или подержанный электрокар идеальный владелец выбирает сам (у него же есть деньги!). Но даже на этапе выбора его подстерегают опасности. Не все покупатели знают (и не все продавцы говорят), что китайские производители, защищая свой внутренний рынок, могут устанавливать ограничения и блокировать электрокары, убывающие из страны. Также стоит узнавать о наличии заводской гарантии, потому что страховая не решает проблем с поиском запчастей. И даже если у бренда есть официальный представитель, не факт, что он примет на обслуживание электромобиль, купленный на стороне.
Плюсом к тратам на авто идет КАСКО, а это примерно 2% от стоимости авто каждый год. В случае с электромобилем добровольное страхование приобретает особый смысл, т.к. цены на ремонт и запчасти после авто с ДВС могут случайно шокировать. Рынок услуг в этом сегменте находится еще в стадии формирования, такое ощущение, что некоторые просто умножают ценник на два. Что касается запчастей, то с ними тоже могут возникать трудности, особенно по части новых и не представленных массово брендов.
Также владельцу электрокара, возможно, придется потратиться на установку домашней станции и приобрести переходник для зарядки.
С чем придется мириться
Подходить к выбору на эмоциях – не самая лучшая стратегия. Чтобы понимать, ваш ли это формат, можно взять электромобиль в каршеринг (сейчас есть такая возможность) и поездить несколько дней в обычном ритме по привычным маршрутам. Кратковременный тест-драйв никогда не даст полного представления об особенностях владения электрокаром, здесь нужно именно погрузиться. И для многих становится неприятен тот момент, что в отличие от авто с ДВС, где одного бака хватает недели на две, с «электричкой» нужно постоянно следить за уровнем заряда батареи и вообще делать вещи, о которых раньше даже не задумывался. Если владельца ДВС вдруг позвали на тусовку в Воложин, то он сел и помчался, а владелец электрокара должен понимать, насколько заряжена батарея и хватит ли ему заряда, чтобы сгонять туда и обратно. Многих это очень раздражает.
Также важно понимать, что в холодное время года запас хода сильно сокращается (на некоторых батареях чуть ли не в два раза), а существенная часть энергии тратится на работу климатической системы. Но и это еще не всё. Выдвигаясь на дальние расстояния, владелец электромобиля часто должен выбирать между тем, чтобы ехать быстро, но недолго, или в пределах 90 км/ч, но с большим запасом хода. Ибо как только скорость выходит за этот лимит, потребление энергии возрастает в разы, как и в случае с каждым энергичным нажатием на педаль «газа».
Еще из неприятного: если вы планируете заряжаться на платных станциях, морально готовьтесь к тому, что они могут быть заняты, не иметь нужного переходника, не работать вовсе или что подъезжать к ней нужно будет поперек движению, потому что порт зарядки в автомобиле находится с другой стороны. Видели эти электромобили на парковках вдоль дороги, стоящие в обратную сторону или заезжающие на газон? Это об этом.
Вместо заключения
Какими бы притягательными ни были новые технологии, в случае с электромобилями все пока построено на компромиссах. И это при немалой стоимости самих электрокаров!
Окупить «электричку» сложно. Что касается реальной экономии на топливе, то даже примитивные эксперименты показывают, что на трассе затраты приближены к авто с экономичным дизельным мотором. Кто-то возразит, что дизель не экономит, а просто дает в долг. Да, электрички проще в обслуживании, но стоимость работ выше. А в случае с последовательными гибридами владельцы вынуждены обслуживать не только электрическую часть, но и генератор, в котором, как и в моторе, нужно как минимум менять масло.
Пока еще нет ясности и в вопросе с наличием запчастей, особенно кузовных и особенно на модели, которые не имеют аналога с ДВС. Да и ценник оставляет желать лучшего: отдать за новый капот «электрички» 2000 у.е. – вы точно уверены, что готовы к такому?!
В общем, электромобиль при всей привлекательности своего формата – это не так просто, как кажется. Особенно при отсутствии лишних денег. И это уж точно не та вещь, которую стоит покупать на последние.