Казалось бы, после 17 лет использования личного автомобиля отказаться от него невозможно. Но опыт нашего героя, который пожелал остаться неизвестным, показывает, что возможно все. Масла в огонь этой истории добавляет тот факт, что мужчина является владельцем небольшого интернет-магазина и уже несколько лет сам развозит заказы клиентам на общественном транспорте, пишет Автобизнес.
"Ломки" не было
– Расскажи, сколько лет ты владел автомобилем и что тебя сподвигло от него отказаться. Испытывал ли поначалу "ломку" при пользовании общественным транспортом?
– За рулем я с 2003 года. Все это время пользовался автомобилем как основным средством передвижения, за исключением коротких периодов, когда машина была в ремонте, или в промежутке между продажей и покупкой новой. К такси прибегал лишь в исключительных случаях.
Перед продажей последнего авто весной 2020 года как раз был период ремонта. Тогда я попробовал пользоваться общественным транспортом, поэтому какой-то серьезной "ломки" не было. В моменты, когда общественный транспорт по каким-то причинам не был удобен, я стал приобщаться к Uber и "Яндекс.Такси". Как раз тогда эти сервисы стали уже достаточно распространенными, а их цены – относительно доступными.
– Машину продал и как перемещался по городу? Что стало сложнее в плане передвижений, что проще?
– По городу ездил большей частью на метро плюс троллейбусы и автобусы. Трамваи почему-то мне оказались не нужны, даже проездной покупал без них. Маршрутки тоже выпали из моего поля зрения.
По роду деятельности в основном перемещался днем и вечером. Развозил заказы из своего интернет-магазина. Использовал приложение для построения маршрута и подсказок, каким транспортом воспользоваться. Мог успеть развезти десяток заказов по всем частям города за 5 часов.
Сложности были, когда требовалось съездить по личным делам с ребенком. Вот тут я уже активно использовал такси даже для коротких поездок в расположенный недалеко торговый центр, в который сам предпочитаю прогуляться пешком 20 минут.
Отмечу очень положительное влияние на здоровье. Вес легко поддерживался на приемлемом уровне, укрепил сердце и в целом стал чуствовать себя бодрее.
Понял, что собственный автомобиль не дает существенного выигрыша во времени в течение дня. Весь выигрыш съедают вечерние и утренние пробки, поиск места для парковки, необходимость ездить на ТО и всякие ремонты.
Наоборот, в общественном транспорте или такси я могу сделать много мелких дел с помощью мобильного телефона (оплатить счета, написать и ответить на сообщения, найти нужный мне товар или информацию). Приходя домой, я оказываюсь свободен от всего этого и могу посвятить время ребенку.
– Фиксировал ли ты, сколько денег тратилось на автомобиль и сколько сейчас уходит на общественный транспорт?
– Я не делал подробных отчетов и сравнений расходов. Могу и без них сказать, что месячные расходы на общественный транспорт – это три раза проездной на десять дней по 20 рублей с копейками и 100-150 рублей на такси. Зависит от того, были у ребенка каникулы в том или ином месяце или как часто приходилось ездить к врачу.
Это точно меньше стоимости топлива на месяц для моей последней машины с бензиновым двигателем объемом 2,4 литра. Причем на автомобиле ты уже не так рационален в построении плана на день, ездишь лишний раз куда-то просто потому, что есть возможность.
Ну и не забываем, что машина сама по себе стоит денег и еще просит их со временем на обслуживание, штрафы и т.д., теряя при этом в цене.
"Машина перестала быть предметом первой необходимости"
– С перемещениями по Минску все понятно. Как выкручиваешься, когда надо поехать за его пределы, особенно если это поездки далеко?
– Если нужно ехать за город, то ближайшие мои точки отдыха вроде Минского моря охватывает такси. Поездки на малую родину родителей решаются поездом. Опять же лучше я куплю билет в купе и пять часов посплю, посмотрю кино или почитаю книгу, чем сэкономлю один час, но проведу четыре часа за рулем, зарабатывая себе простатит.
– Желание снова приобрести машину еще не появилось?
– Продавая машину, я рассчитывал на покупку более свежей. Но потом ситуация на рынке авто стала непонятной, а новые ощущения и образ перемещения оказались не такими уж плохими. В какой-то момент я понял, что покупать автомобиль только как средство передвижения не хочу. Автомобиль перестал быть предметом первой необходимости.
Приобретать машину, содержать ее и заморачиваться я бы стал только ради модели, вождение которой будет для меня дополнительным удовольствием. Пока я не готов купить такую из финансовых соображений и отсутствия вариантов на белорусском рынке.