Когда появляется необходимость обновить автомобиль, неизбежно возникает вопрос: на чем остановиться? «Бэушка» из Европы, США, или все-таки новая машина, пускай и классом ниже. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. О них с некоторой долей субъективизма и поговорим (мое мнение не претендует на абсолютную истину).
Само собой, речь об автомобилях, стоимостью выше $10–12 тысяч. В этом сегменте у подержанных машин из-за границы уже есть альтернатива в виде новых авто. Да, за 34 000 рублей можно купить разве что Lada Granta, но все же это будет новая Lada Granta, на которой муха не сидела. А может, и сидела – неважно.
Огромные пробеги
Огромные пробеги – это почти всегда про европейские автомобили. Дизельные машины даже из скромных по размерам Бельгии или Нидерландов в «проходном» 3–5-летнем возрасте легко и непринужденно имеют пробег в 150–200 тысяч километров и даже больше. Порой существенно больше.
Часто можно услышать, что для европейского дизеля такой пробег – обкатка, но скажу прямо: шутка так себе. Безусловно, если автомобиль все время обслуживался по регламенту у дилера, то он окажется исправным и на нем можно будет ездить. Но, во-первых, для начала с большой вероятностью придется поменять как минимум комплект ГРМ, а дальше – как повезет: тормозные колодки и диски, всякие текущие сальники, застучавшие стойки стабилизатора и т.д. Хорошо, если получится обходиться относительными мелочами, но и эти мелочи придется покупать за свои деньги. А ведь бывают ситуации, когда полгода покатался – и меняй сцепление с двухмассовым маховиком. Приятного мало.
И это я сейчас говорю – вернее, пишу – про те автомобили, которые привозятся под заказчика, где он уверен в реальности показаний одометра. Если же вы пойдете на авторынок – велика вероятность наткнуться на машину со скрученным пробегом, причем порой значительно скрученным. И эта вероятность зачастую выше, чем найти там авто с оригинальным пробегом.
Но и покупка автомобиля на европейском аукционе не отменяет вероятность серьезной головной боли. Случаи, когда привезенные машины, в отношении которых ничего не предвещало беды, оказываются технически неисправными, не так уж и редки. Вплоть до необходимости капремонта двигателя. Просто с этим чаще сталкиваются перекупы. И такая машина, в которой серьезный ремонт произвели уже в Беларуси, потом будет стоять на рынке как свежепригнанная, на которой только «бабка в церковь ездила».
Конечно, есть в Европе и автомобили, пробеги у которых небольшие. Но и стоимость у них такая, что весь смысл в покупке пропадет. Готовы заплатить $25–27 тысяч под ключ за трехлетний Ford Focus IV с пробегом до 50 000 км? Уверен, что знаю ответ: он отрицательный.
Да, покупка машины из стран ЕС имеет и свои плюсы. Во-первых, это давно привычные всем марки с хорошей репутацией и высокой ликвидностью при последующей перепродаже. Во-вторых, огромный выбор вариантов на любой вкус.
У обывателей есть еще один аргумент: европейцы – якобы педанты, поэтому автомобили после них как новые. Если вы тоже так думаете, значит, видели только уже пригнанные сюда варианты, которые подготовили хорошие продавцы. Очень часто авто из Европы приезжают в Беларусь затертыми, поцарапанными и с кучей сколов, а в их салонах творится такое, что не снилось и некоторым машинам из США.
Если целая – значит, плавала
США – мир «битков». Редкая машина приезжает оттуда целой. Шутка о том, что, если «американец» не был бит, значит, он утонул, гораздо лучше шутки про обкатку европейских дизелей. Она гораздо ближе к правде.
Конечно, из Штатов привозят и целые автомобили, которые воду видели только в виде дождя и луж. Но экономически целесообразно это только в случае с моделями премиального сегмента. Привозить целым какой-нибудь Equinox с финансовой точки зрения считаю бессмысленной затеей – его цена окажется гораздо выше рынка РБ.
Главный и очевидный плюс машин из США – маленькие пробеги. Т.е. за максимально низкую цену вы получите автомобиль, пробег которого зачастую не достигает и 10 тысяч километров. С точки зрения ресурса узлов и агрегатов это буквально новая машина.
Только вот эта новая машина либо побывала в ДТП, либо утонула. И ради экономии вам придется заниматься кузовным ремонтом, менять (или не менять) сработавшие подушки безопасности и т.д. При покупке такого автомобиля на аукционе есть вероятность некорректно оценить масштабы вложений или вообще нарваться на так называемую «куклу». Все это повлечет выход за рамки изначально запланированного бюджета.
Хотя, конечно, при условии обращения к грамотному посреднику можно найти автомобиль с минимальными повреждениями по хорошей цене, вложить немного в ремонт и выиграть в эту лотерею, получив на выходе хорошую машину.
И с учетом того, что в США действительно есть интересные модели, которых не сыскать в Европе, иногда посещает мысль в эту лотерею сыграть. Но в ближайшее время я бы точно не стал этим заниматься как минимум по причине происходящих вокруг событий. Наши ближайшие соседи регулярно придумывают новые правила, осложняющие процесс доставки. И вряд ли кто-то хочет, чтобы машина, которую он заказал, застряла где-то по пути в Беларусь. Да, серьезные игроки рынка возникшие проблемы решат. Вопрос только в том, сколько уйдет времени на их решение и последуют ли за этим дополнительные траты. В общем, получается двойная лотерея, сулящая много «головняка». Кстати, на европейском направлении в процессе доставки тоже могут возникнуть сложности – недавние истории с введением ограничений по стоимости и объему двигателя все помнят.
Азия – ну что за безобразие
Неочевидное для многих направление – Корея. Южная, само собой. Оттуда имеет смысл везти автомобили корейских марок. Большой плюс для белорусского покупателя – корейцы тоже любят дизели, при этом Республика Корея – относительно небольшая страна, хотя по площади она значительно превосходит уже упомянутые Нидерланды и Бельгию. Но, в отличие от европейских стран, там несложно отыскать машину проходных лет с пробегом в 30–50 тысяч километров по вполне доступной цене. Только ввиду расстояния доставка будет стоить существенно дороже, чем из Европы. Зато при правильно выстроенной логистике можно избежать санкционных рисков.
Соседний Китай – источник новых машин, но крайне специфический. Сколько бы в комментариях ни писали о том, что китайские автомобили на внутреннем рынке стоят значительно дешевле, чем у белорусских дилеров, серьезным потоком «китайцы» в Беларусь пока не хлынули. Это касается автомобилей с ДВС – «электрички» из Поднебесной сегодня не возит только ленивый.
Во-первых, из Китая можно вывезти далеко не любой автомобиль – некоторые производители запрещают экспорт своей продукции. Во-вторых, мы производили расчеты и выяснили, что с учетом всех расходов на доставку, растаможку и т.д. по ряду моделей выгода получается не настолько существенная, чтобы имело смысл отказываться от официальной гарантии. И это мы еще не закладывали траты на русификацию мультимедиа – не будете же вы в иероглифах разбираться.
Действительно привлекательными цены на «китайцев» (точнее – на отдельные модели Geely, ввезенные со своей родины) получались при ввозе их через Кыргызстан, но эту лавочку недавно прикрыли.
Сейчас едва ли не единственной машиной с ДВС, которую реально имеет смысл везти из Китая, является, на мой взгляд, Geely Monjaro, потому что даже при растаможке ее в Беларуси, а не в Кыргызстане, экономия получается ощутимой. Но придется потратиться на русификацию. Кроме того, у вас не будет гарантии.
Гарантия – всему голова
А какой тогда смысл покупать новый автомобиль, если он лишен гарантии? Да, новые машины однозначно сулят в разы меньше проблем, чем дизельные «европейцы» с пробегом под 200, но и у них случаются мелкие неисправности. И если вы думаете, что косяки – это удел китайских или российских авто, то огорчу вас и отправлю почитать форумы и бортжурналы владельцев машин европейских и корейских брендов – там тоже приколов хватает.
Поэтому, если вы вдруг спустя много лет эксплуатации «бэушки» решитесь на приобретение нового автомобиля из салона и рассчитываете, что будете 3–4 года ездить к дилеру только на плановые ТО, рекомендую спуститься с небес поближе к земле – не так больно будет падать, когда случится первый гарантийный ремонт. Только ваше отношение к нему окажется совершенно иным, нежели к очередному внеплановому ремонту старой машины, потому что вам не придется тратить на него свои деньги, искать запчасти, исполнителей и т.д.
Более того, некоторые начнут пользоваться этой возможностью и ездить к дилеру из-за таких проблем, на которые в подержанном авто просто не обратили бы внимания. Я сам в прошлом году углы бамперов своего Geely Emgrand перекрасил по гарантии скорее в воспитательных целях: не можете сразу покрасить нормально – перекрашивайте. Хотя отсутствие краски в этих углах не влияло ни на что, плюс из-за особенностей установки бамперов они снова облезли. Я изначально понимал, что, скорее всего, это произойдет.
Все написанное в двух абзацах выше не означает, что ремонты обязательно будут. Их может не случиться вовсе. Но, выбирая сегодня новый автомобиль, стоит помнить, что вместе с ним покупается еще и сервис. И если вы живете, например, в Малорите, то покупка какого-нибудь «Ханьванга» (я это снова сам придумал, но будет смешно, если в Китае действительно существует такой бренд), дилер которого есть только в Минске, вряд ли окажется хорошим решением, ведь на ТО придется ездить именно в Минск, а не в расположенный рядом Брест.
Безусловно, гарантия – это весомый плюс новой машины. Но есть у нее и обратная сторона медали: в некоторых случаях надо ждать запчасти, которых нет на складе дилера. И порой ждать неделю, а иногда – месяц. За это время можно найти и 10 раз поменять любую деталь к подержанному автомобилю.
Кроме того, ощутимый недостаток нового авто по сравнению с «бэушкой» за ту же стоимость – проигрыш в классе. При равной стоимости 3–5-летняя машина будет больше, просторнее, лучше оснащена.
Ну и, конечно, новые автомобили сегодня – это преимущественно «китайцы», во всяком случае, за более-менее доступные деньги. Либо Lada, если говорить о совсем уж бюджетном сегменте. И очень многие китайские авто – это просто машины, на которых нужно просто ездить без претензий на удовольствие от вождения. Будем честны: большинство авто давно привычных нам европейских, японских, американских марок в плане шасси настроены лучше. Хотя и среди «китайцев» есть модели, способные дать фору аналогам мировых грандов. В первую очередь это касается Geely.
Опасения у потенциальных покупателей новых китайских автомобилей вызывает и их дальнейшая ликвидность на вторичном рынке. Действительно, спустя 3–5 лет потери при продаже машины, которая изначально покупалась новой, скорее всего, будут больше, чем при реализации авто, купленного с пробегом (он солидную часть своей первоначальной стоимости потерял раньше). Но многое зависит от раскладов в экономике и того, с чем вы входите в покупку машины. Те, кто приобрел новые авто года 3–4 назад, сегодня могут продать их едва ли не дороже, чем заплатили за них тогда. Причем в долларах. Ну а покупка Geely с минимальным первоначальным взносом и льготным кредитом дает возможность зарабатывать на банковских вкладах или инвестировать средства каким-то другим образом – кто на что способен.
Вердикт
Достоинства и недостатки есть у каждого варианта: и у свежепригнанной «бэушки», и у новых авто. Автомобилисты делились и продолжают делиться на два лагеря, в одном из которых не хотят даже смотреть в сторону новых «китайцев», а во втором не понимают, как можно покупать машины с пробегами в половину расстояния до Луны или восстанавливать американских «битков».