Брестчане по-прежнему попадают на «удочку» кибермошенников и лишаются крупных сумм денег

04.07.2021 19:47
Общество

У любого вида преступлений против собственности есть некий «срок жизни». Пока схема «развода» новая, на нее ведутся доверчивые граждане, преступления раскрыть сложнее, а профилактику провести не так просто. Уже практически ушли в прошлое мошеннические завладения личными страницами в соцсетях с последующими просьбами «перевести денег на карту» якобы нуждающемуся другу. На смену этой схеме пришли две новые – вишинг (звонки мошенников под личиной неких сотрудников банка или госорганов) и фишинг (создание мошеннических копий сайтов торговых площадок или банков, где невнимательные граждане оставляют реквизиты банковских карт), пишет «Вечерний Брест».

Фото из открытых источников (иллюстрация)

В 2020-м случился настоящий «бум» уголовных дел, связанных именно с этими видами киберпреступности. Оно и понятно – пандемия, люди стали больше покупать в интернете, чаще пользоваться различными веб-сервисами, на чем ушлые мошенники и попытались заработать. И, надо сказать, суммы, которые порой исчезали с банковских счетов белорусов, исчислялись пятизначными числами. И даже если денег на карте было немного, во многих случаях на нее оформляли солидный онлайн-кредит.

Казалось, горький опыт и чужие ошибки должны научить белорусов виртуальному уму-разуму. Однако это не совсем так, говорят брестские следователи, подкрепляя вывод статистикой и парой наглядных случаев из практики.

И опять «лжебанкиры»

Увы, сколько б в СМИ и правоохранительных органах ни трубили о том, что нельзя никому сообщать реквизиты карты, особенно если это сомнительный звонок в вайбере, люди все равно ведутся. Причем – и молодые, современные пользователи гаджетов. Так, 20-летней брестчанке как-то позвонила якобы сотрудница ее банка, рассказавшая стандартную историю. Мол, с вашего счета кто-то списывает деньги, дайте реквизиты для доступа в интернет-банкинг, чтобы мы остановили вора. Доверчивая девушка персональные данные сообщила, равно как и несколько пришедших ей на телефон SMS-кодов. Да только вот в этот момент на ее карточку был оформлен немалый кредит, и деньги вместе с «кровно нажитыми» – в сумме более 10 300 рублей – ушли в неизвестном направлении.

По данному факту Брестский межрайонный отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники, совершенное в крупном размере) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Плати «коммуналку» внимательно

С фишингом тоже имеется довольно свежий и наглядный пример. Пострадавшей оказалась 63-летняя пенсионерка-брестчанка. Она решила воспользоваться оплатой коммунальных услуг через интернет-банкинг, но ввела в адресную строку не точную ссылку на свой банк, а поиск по названию. И перешла на первую попавшуюся ссылку. А та оказалась фишинговой, но очень похожей на оригинал. По ссылке брестчанка ввела свои реквизиты, но вместо честной оплаты услуг ЖКХ потеряла с карты все деньги (более 1000 рублей). В этом случае тоже было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники) УК Беларуси.

«На протяжении нескольких лет на территории города Бреста наблюдается неуклонный рост количества преступлений, совершенных с использованием компьютерной техники. В 2020 году Брестским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено 1022 уголовных дела указанной категории, а за 5 месяцев 2021 года – уже 371 уголовное дело. Потерпевшими по уголовным делам указанной категории являются жители различных населенных пунктов, разные по возрасту, профессии, уровню образования и благосостояния», – констатирует начальник Брестского межрайонного отдела Следственного комитета Республики Беларусь Руслан Сычев.

Шесть простых советов

  1. Никогда не сообщайте ПИН-код третьим лицам, в том числе родственникам, знакомым, сотрудникам банка, кассирам и лицам, оказывающим вам помощь в использовании банковской карты.
  2. ПИН-код банковской карты необходимо запомнить, а если сделать это затруднительно, хранить отдельно от банковской карты в недоступном для третьих лиц месте.
  3. Целесообразно установить лимит на сумму операций по банковской карте и подключить услуги по оповещению о проведенных операциях.
  4. При получении просьбы, в том числе от работников банка, о передаче персональных данных не сообщайте их. Позвоните в банк и сообщите об этом факте.
  5. В случае утери банковской карты обратитесь в банк для ее незамедлительной блокировки.
  6. Внимательно изучайте имя сайта, указанное в адресной строке браузера, убедившись, что вы используете официальный ресурс.
Фото: из открытых источников (иллюстрация)