Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Брестским компьютерам – 50 лет!

27.06.2022 21:35
История

Полвека назад, в 1972 году, на Брестском электромеханическом заводе было освоено производство ЭВМ ЕС 1020, созданного по принципу IBM, пишет «Вечерний Брест».

Как Брест вступил в ЕС… Брестским компьютерам – 50 лет!

В 1963 году в нашем городе было решено построить новое предприятие – «Брестский завод электроизмерительных приборов». Директором был назначен Владимир Александрович Сальников, год спустя главным инженером стал Михаил Емельянович Екельчик (в 1970 году стал первым в истории Бреста лауреатом Государственной премии СССР). Тандем двух незаурядных руководителей превратил завод, который в 1972 стал именоваться «Брестским электромеханическим заводом», в лидера промышленности области, одного из крупнейших в системе военно-промышленного комплекса СССР. Не случайно именами этих талантливых людей названы улицы в Бресте.

Неустанно развиваясь, коллектив завода подошел к решению одной из сложнейших в то время задач – освоению новейших машин серии ЕС («Единая Система»). Так обозначалась серия советских и ряда стран социалистического блока электронно-вычислительных машин, разработанная в рамках уникального проекта общесоюзной и международной кооперации. За основу были взяты принципы, заложенные в IBM 360. Но потребовалось несколько лет, чтобы разработать программные средства и техстандарты ЭВМ ЕС. Эту задачу решали около 100 организаций и предприятий, более 200 тысяч ученых и 300 тысяч рабочих из СССР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР.

Как Брест вступил в ЕС… Брестским компьютерам – 50 лет!

Но разработку нужно было внедрять в производство. На Минском заводе им. Орджоникидзе, с которым уже давно сотрудничали брестчане, освоили выпуск машины ЭВМ ЕС 1020, главным конструктором был Виктор Владимирович Пржиялковский (впоследствии Герой Социалистического Труда). Брестчане также решили, в первую очередь с подачи М.Е. Екельчика, включиться в борьбу за право выпуска «Настоящей машины» – претендентов было несколько десятков из разных городов СССР.

Скептиков хватало. Минчане называли инициативу брестчан «авантюрой». Но! К этому времени на заводе были опытные кадры, освоен выпуск необходимых компонентов, существовало конструкторское бюро, возникло стремление к освоению новой техники. Весомое слово сказал «за» и В.В. Пржиялковский. Уникальный случай – замминистра радиоэлектронной промышленности СССР (одного из «монстров» ВПК Советского Союза) Николай Васильевич Горшков собрал в кабинете директора завода рядовых исполнителей проекта. И убедился в их уверенности успешно справиться с заданием.

Как Брест вступил в ЕС… Брестским компьютерам – 50 лет!

Для осуществления задуманного в рамках цеха №8 (там трудилось более тысячи рабочих, начальник цеха Николай Федорович Рыков) 6 мая 1972 года были созданы три бригады (бригадиры В.И. Бокань, О.С. Понарин и С.А. Мельничук) по освоению наладки ЭВМ ЕС 1020. Ответственным за работу был назначен замначальника цеха В.А. Заломай. И уже 30 июня 1972 года была представлена первая машина ЕС 1020, подготовленная к работе сотрудниками завода. Приемку первого экземпляра вела специальная комиссия из 11 специалистов, которую возглавлял заместитель главного инженера завода Роберт Саркисович Мечташвили (в 1981 году он станет лауреатом Государственной премии СССР). На основе программы технического обслуживания тщательно «прогнали» все блоки и устройства, затем комплекс в целом. Первенец серии 1020 оказался безупречным.

Опыт показал, что для производства таких машин требуется создание отдельного цеха (фактически он уже сформировался в цехе №8). Новый цех №21 возглавил Владимир Александрович Заломай. В 1994-2000 гг. он будет губернатором области.

Владимир Заломай – второй слева
Владимир Заломай – второй слева

Накануне юбилея выпуска брестской ЭВМ Владимир Александрович поделился воспоминаниями об этом событии с «Вечеркой»: «На флоте я был моряком-телеграфистом. Наверное, поэтому и поступил в РТИ. А по распределению приехал в Брест. Начинал с инженера-наладчика, затем мастером по наладке устройства подготовки данных на ленте, затем зам. начальника цеха №8, возглавлял бригады по освоению наладки ЕС 1020. Доверили возглавить новый 21-й цех, который и выпускал эти машины. Специалистов, откровенно говоря, было мало, весь цех в начале насчитывал всего около 150 человек. Процентов 40 были люди с высшим образованием. Но мы фактически отвечали за рождение электронной промышленности на Брестчине. И мне пришлось коллектив собирать по крупицам из вузов всего Советского Союза. Удалось привлечь ребят из рижского, киевского и харьковского авиационных институтов, из «бауманки», уральского и ульяновского политехов, минского, рязанского и таганрогского радиотехнических вузов. Вскоре коллектив вырос до пятисот человек, причем триста из них с высшим образованием. Мы налаживали выпуск электронно-вычислительных машин на интегральных схемах нового поколения. И надо сказать, что зарплаты, премии были весьма весомыми. Плюс, как сегодня говорят, хороший социальный пакет.

Вскоре меня избрали секретарем парткома завода. И наградили орденом Трудового Красного Знамени. Считаю, что эта награда – именно за работу в 21-м цехе. Но хочу добавить, что к выпуску ЕС 1020 и следующих модификаций причастны не только работники цеха – работали все службы завода. Надо было прятать кабеля – и появились фальш-полы. Нужно было создать идеальные условия для чистоты головок диска (превышение уровня пыли вело к разрушению магнитного поля) – были созданы специальные комнаты хранения. Работал весь завод».

И действительно, для освоения новой продукции было разработано свыше 5000 технологических процессов, изготовлено 500 единиц уникальной оснастки, созданы новые испытательные стенды, оригинальное вспомогательное оборудование.

​​​​​​​Владимир Заломай – второй слева

Появление ЕС 1020, выполнявшей 20 000 операций в секунду, стало для народного хозяйства, науки и обороны крайне необходимым инструментом. Тем более, что она была полностью совместима с существовавшими западными аналогами, имела стандартный интерфейс и поставлялась заказчикам вместе с операционной системой ДОС. За брестскими ЕС у заказчиков была настоящая «драка». Увы, мощности не позволяли удовлетворить всех желающих. А среди «счастливчиков» были Институт кибернетики АН УССР (Киев), Институт космических исследований АН СССР, Физический институт им. Лебедева АН СССР, МВТУ им. Баумана (Москва), Институт нефти и химии (Баку), Институт кибернетики АН УССР (Ташкент), Литовская сельскохозяйственная академия (Каунас), Госуниверситет Молдавской ССР (Кишинев)…

По воспоминаниям Василия Хайко, который заменил В.А. Заломая на посту начальника цеха №21, немало пришлось потрудиться над машиной ЕС, которую поставили для обслуживания чемпионата мира по хоккею в Москве 1976 года… минчане. Именно специалисты БЭМЗа довели её на месте до ума – в итоге была Благодарность Совета Министров СССР за подписью его председателя А.Н. Косыгина. И не случайно Первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров в 1973-1975 гг. трижды посещал цех №21.

Всего пользователям было отгружено 450 ЭВМ ЕС 1020 с брестской маркой. С 1976 г. вычислительный комплекс ЕС 1020 сменила более современная модель ЕС 1022.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала ветерана завода Олега Семеновича Понарина.