«Чем больше спрос — тем выше цена». Что происходит с «бэушкой» на авторынке Беларуси?

29.12.2021 04:07
Транспорт

Сегодня ситуация на авторынке Беларуси достаточно сложная. Мы наблюдаем дефицит новых автомобилей — эта проблема касается не только нашей страны, но и всего мира. Если посмотреть на статистику продаж свежих машин с 2017 по 2021 год, то нельзя не заметить серьёзный спад продаж в текущем году. И обусловлен он в большей мере тем, что автосалонам просто нечего предложить покупателям. Вместе с av.by разбираемся в основных трендах авторынка Беларуси.

Авто

На заводах-изготовителях вследствие пандемии сложилась острая нехватка полупроводников, широко применяемых в производстве автокомпонентов. Из-за этого новые автомобили стало невозможно производить в тех объёмах, которые диктует спрос.

В декабре 2021-го свежие Hyundai Accent, Volkswagen Polo, Kia Rio, Lada Vesta или Renault Logan у официальных дилеров вы уже не возьмёте: машин нет либо они забронированы другими покупателями. Поскольку рынок новых авто не смог удовлетворить растущий спрос, автолюбители обратили свой взгляд на «вторичку», за считаные месяцы раскупив ходовые двух-трёхлетние модели. Тем самым был спровоцирован резкий скачок цен на все подержанные автомобили. В конкретном случае законы рынка сработали безотказно: чем больше спрос — тем выше цена.

— Мы видим не только сильное удорожание авто с пробегом, но и сокращение базы объявлений. Автомобили перестали накапливаться, ведь хорошие предложения разбирают как горячие пирожки, несмотря на их завышенную стоимость.

И в ближайшем будущем снижения цен не предвидится: сейчас время продавца, а не покупателя.

Гораздо выгоднее продать, чем что-то стоящее купить, — комментирует ситуацию главный редактор сайта av.by Дмитрий Макаревич. — Вторичный рынок стабилизируется, достигнув пиковых значений стоимости популярных моделей, — условно, когда за 2-летний VW Polo никто не согласится платить $20 000—22 000. А ведь уже сейчас такие предложения есть! Вот тогда похожие объявления начнут накапливаться, база — расти, спрос — снижаться, а цены — падать. Думаю, ситуация стабилизируется ближе к лету 2022 года, не раньше.

За последние несколько лет белорусский рынок перестал активно обновляться. До 2016 года в РБ приезжало много автомобилей из России — вовсю процветал так называемый серый ввоз, когда десятки нелегальных предприятий импортировали тысячи новых популярных «бюджетников», но не платили налоги со своей деятельности и не уплачивали здесь утилизационный сбор.

— По данным за 2015 год, лишь половина новых зарегистрированных авто была реализована в белорусских автосалонах. Вы только вдумайтесь в цифры: на начало 2016-го в Беларуси поставлены на учёт 25 новых Audi, но белорусский дилер продал 13 из них. У дилеров Mercedes и BMW дела не лучше: в январе в стране зарегистрированы 43 новых Mercedes — из них только один реализован официальным дилером. Из 47 свежих BMW дилер продал всего два автомобиля, — говорит Макаревич.

Однако в феврале 2016-го ситуация изменилась. Причинами этого стали укрепление российского рубля, повышение стоимости автомобилей российской сборки и возросший в восемь раз утилизационный сбор для физических лиц.

— Надо отметить, что белорусские дилеры в 2016-м цены не задирали. Да, сладких предложений вроде нового Renault Logan за $6 000, VW Polo Sedan за $8 000 или Skoda Octavia от $11 000 уже не было, но не забываем про гибкие кредитные программы и действующие гарантийные обязательства, доступные для белорусов только на местном рынке, — вспоминает главный редактор av.by. — Всё это позволило свести на нет серый ввоз и вернуть покупателя в наши автосалоны.

По сути, с 2016-го начался подъём белорусского автомобильного рынка, активное развитие получили многие финансовые инструменты (trade-in, лизинг), люди стали забывать о России. Как следствие, в 2019-м в стране было продано рекордное количество новых авто — 64,5 тысячи.

Сегодня единственным косметическим обновлением белорусского авторынка является слабый ручеёк машин из Европы или США под 140-й указ о льготной растаможке. Да, далеко не каждый хочет и может купить «биток» или «топляк», а потом сомневаться в безопасности себя и своей семьи. Но машины едут. По данным, озвученным БАА, ежегодно в страну по «сто сороковому» въезжает около 15 тысяч автомобилей.

Приток свежих авто сократился, рынок перестал обновляться и замер в ожидании лучших времён. Тем не менее спрос никуда не делся. Но не стоит впадать в панику и покупать первую встречную машину, пока её не забрал кто-то другой. Эксперт av.by даст несколько советов о том, что лучше приобрести в 2022-м, чтобы не пожалеть об этом в дальнейшем.

— Самое важное теперь — год выпуска авто и его ликвидность на вторичном рынке. Чем экземпляр моложе, тем меньше с ним потенциальных проблем в будущем. Советую отказаться от приобретения 15-летнего BMW за условную «десятку», а отдать предпочтение 5-летнему VW Polo Sedan. Так вы сэкономите уйму денег и времени в будущем, — говорит Макаревич. — Также обращайте внимание на ликвидность марки автомобиля: к приобретению лучше рассматривать популярные бренды, на которые всегда есть спрос. Например, в Беларуси традиционно ценятся Volkswagen, Renault, Opel, Peugeot. А среди премиума своих покупателей всегда находят BMW, Audi и Mercedes-Benz. Естественно, не машины преклонного возраста, а пяти-десятилетние модели. Это косвенно подтверждает и количество предложений данных марок в каталоге av.by — у них самый большой объём объявлений в базе.

Фото

Мы также попросили главреда av.by составить топ авто, которые можно рассматривать к покупке в 2022-м в разных стоимостных категориях.

— За пять-шесть тысяч долларов можно смело рекомендовать следующие модели недавних годов выпуска: Mazda 2, Suzuki Swift, Chevrolet Aveo, Ford Fiesta.

Располагая суммой в $10 000, советую обратить внимание на российские «бюджетники» вроде Hyundai Accent, Volkswagen Polo, Skoda Rapid. Если хочется чего-то побольше из С-класса, то можно немного пожертвовать годом выпуска и присмотреться к Volkswagen Jetta, Skoda Octavia, Ford Focus. Ну а если нужен кроссовер, то выбирать лучше среди Renault Duster, Nissan Terrano, Nissan Qashqai I поколения.

При сумме до 15 тысяч долларов уже можно смотреть на такие модели, как Volkswagen Passat B7 (B8 — если повезёт), Toyota Camry, Mazda 6, Skoda Superb. А если надо что-то побольше, для семьи, то стоит обратить внимание на пяти-семилетние компакт-вэны из Европы: Renault Scenic, Citroen C4 Picasso, Opel Zafira, Peugeot 5008, Ford C-Max. Есть неплохие модели среди кроссоверов вроде Kia Sportage, Nissan Qashqai II поколения, Mazda CX-5, а также малопробежных экземпляров из США (Chevrolet Malibu, Chevrolet Equinox, Ford Escape).

Источник: Myfin.by