К пункту пропуска «Козловичи», что находится на белорусско-польской границе недалеко от Бреста, мы приехали 16 сентября. Тогда с полуночи здесь официально начала работать станция дезинфекции автотранспорта. В тестовом режиме она функционировала уже с первого дня осени, обеззараживание поверхности всех въезжающих на территорию Беларуси авто проводилось на безвозмездной основе. В ночь на субботу за эту процедуру стали взимать плату.
/sentr-2023/14/dezf-2.jpg)
Напомним, что обработка транспорта призвана снизить риск ввоза в страну возбудителей различных опасных инфекций и бактерий. Идея проводить такую дезинфекцию на въезде в Беларусь появилась несколько лет назад, а весной прошлого года был подписан соответствующий указ. В свою очередь Министерство сельского хозяйства и продовольствия определило порядок осуществления обязательной дезинфекции транспорта на границе и лабораторного контроля её качества: постановление № 50 от 25 мая опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.
/sentr-2023/14/dezf-3.jpg)
В список первого этапа реализации данного проекта попали семь пунктов пропуска, расположенные на западной границе страны: «Козловичи», «Григоровщина», «Урбаны», «Бенякони», «Каменный Лог», «Котловка» и «Привалка». Планируется, что к 1 сентября 2024 года станции дезинфекции появятся на остальных пунктах пропуска.
Проскочить мимо точно не выйдет!
Международный автодорожный пункт «Козловичи — Кукурыки» предназначен для пропуска грузовых автомобилей. Для прохождения процедуры дезинфекции транспорта необходимо купить контрамарку, её стоимость — 95 рублей. Документ проверяется при въезде в страну и надрывается — использовать его повторно не получится.
/sentr-2023/14/dezf-4.jpg)
Далее автомобиль направляется к станции дезинфекции. На подъезде к ней расположен информационный щит, призывающий водителя закрыть стёкла, выключить обдув и кондиционер, снизить скорость и следовать через дезбарьер. Дорожные знаки, расположенные непосредственно перед заездом на станцию, обращают внимание водителя на запрет движения транспортных средств, чьи габаритные размеры превышают указанные параметры.
/sentr-2023/14/dezf-5.jpg)
Скорость движения при прохождении дезинфекции должна быть не выше 5 км/ч. В качестве элементов принудительного снижения скорости транспортных средств на проезжей части установлены четыре искусственные неровности. Стоит отметить, что станция дезинфекции расположена на всю ширину проезжей части — проскочить мимо точно не выйдет.
/sentr-2023/14/dezf-6.jpg)
Обработка автомобилей проводится в круглосуточном режиме. Работает станция автоматически, но в случае наступления нештатной ситуации либо проезда негабаритного транспорта дезинфекция может быть проведена вручную. Для этого на станции постоянно находится оператор, его рабочее место располагается невдалеке. На столе — два монитора, на одном из них выведены изображения с камер видеонаблюдения, расположенных на территории объекта.
А запах есть?
— Я слежу за порядком на станции, — рассказывает оператор. — В случае необходимости консультирую водителей по вопросам прохождения процедуры дезинфекции. А ещё обрабатываю вручную «негабариты»: такие транспортные средства проезжают левее.
/sentr-2023/14/dezf-7.jpg)
— Часто ли водители интересуются целесообразностью и необходимостью прохождения дезинфекции? Может, кто-то отказывается её проходить?
— Нет! Сейчас же интернет, информация в свободном доступе у всех имеется. Все знают, для чего это нужно и что это обязательная процедура. Таких вопросов не поступает.
/sentr-2023/14/dezf-8.jpg)
Для обработки своего транспортного средства водитель может выбрать любой коридор станции, при этом стоит убедиться, что на нём горит разрешающий (зелёный) сигнал светофора. Автомобиль подъезжает к барьеру, срабатывают датчики движения, и в тоннеле начинается распыление дезинфицирующего раствора. Машина ныряет в его облако. Средство дезинфекции поступает со всех сторон, позволяя полностью покрыть раствором авто.
/sentr-2023/14/dezf-9.jpg)
Запах дезинфицирующего средства вблизи станции не ощущается, но, возможно, он чувствуется при нахождении в самом коридоре во время дезинфекции? Просим одного из водителей для эксперимента приютить нас в кабине своего грузовика на время обработки. Нет, находясь внутри автомобиля при прохождении дезинфекции, никакого запаха мы также не почувствовали. А заняло действо не более минуты.
/sentr-2023/14/dezf-10.jpg)
«По всему миру ездим — нигде такой ерунды нет!»
— Что думаете о нововведении на границе? — пользуясь случаем, интересуемся у водителя.
/sentr-2023/14/dezf-11.jpg)
— Думаю, это просто очередные поборы, не более того! Говорят, раствор безопасный, но разве может полностью безопасное средство что-то обеззаразить?
Вопрос остался открытым. Чуть позже мы зададим его представителю компании «БелГлобалГарант», которая отвечает за работу станций дезинфекции на границе.
А пока поговорим ещё с несколькими водителями. Очередей на станции нет, но «арки» дезинфекции не простаивают — фуры следуют одна за другой. В прицепе польского шофёра Гжегожа необычный груз: он везёт коров. Очередной водитель обеспокоен безопасностью применяемого во время дезинфекции раствора.
/sentr-2023/14/dezf-12.jpg)
— По правде говоря, я не разделяю идей о необходимости проведения данной процедуры. Да и насколько это безопасно? Я, например, везу животных, во время обработки раствор попадает внутрь скотовоза и на них.
— Лишнее это, — говорит ещё один водитель-международник. — Мы ж по всему миру ездим — нигде такой ерунды нет! В Польше используют специальные дезинфицирующие коврики для обработки колёс. Это ещё ладно, ведь именно на колёсах больше всего разных загрязнений, к тому же там процедура бесплатная.
/sentr-2023/14/dezf-13.jpg)
— Я прохожу здесь дезинфекцию уже не в первый раз, — рассказывает нам очередной прибывший на станцию шофёр. — Не буду говорить о необходимости её проведения, не мне решать. Хочу только отметить, что раствор этот клейкий и после обработки вся пыль к машине липнет.
«По классу опасности раствор приравнивается к обычному хозяйственному мылу»
После посещения станции дезинфекции мы обратились в компанию «БелГлобалГарант». На вопросы о необходимости проведения дезинфекции транспорта на границе, действенности и безопасности применяемого для обработки автомобилей раствора ответил директор филиала Геннадий Попов:
/sentr-2023/14/dezf-14.jpg)
— Под эгидой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь была организована дезинфекционная обработка въезжающего транспорта наиболее современным и действенным способом: кольцевая рамка распыляет дезинфектант в виде холодного тумана. Наверное, не стоит ожидать, что платная дезинфекция вызовет подъём энтузиазма у водителей, однако это важная профилактическая мера, в первую очередь она нужна для защиты отечественных сельхозпредприятий от завоза различных заболеваний, распространённых на территории соседних стран.
/sentr-2023/14/dezf-15.jpg)
— Для дезинфекции транспорта на границе мы используем средство белорусского производства «Юнидез» в рабочей концентрации для летнего режима 0,5%. Хочу отметить, что оно сертифицировано и как дезинфицирующее средство, и как ветеринарный препарат, применение его разрешено в присутствии живых организмов. По классу опасности «Юнидез» приравнивается к обычному хозяйственному мылу.
/sentr-2023/14/dezf-16.jpg)
К слову, ничего страшного не случится, даже если водитель проигнорирует рекомендации и не выключит кондиционер: бесплатно будет продезинфицирована система вентиляции автомобиля. Безопасен раствор и для кузова авто: в отличие от перекиси водорода, хлорки или спирта он не окисляет металл. При этом препарат достаточно эффективен в борьбе с вирусами и бактериями, что подтвердили проведённые в Новой Гуте эксперименты.
— В данной ситуации дезинфекция транспорта — элементарная профилактическая мера. Ежемесячно мы станем проводить контроль её эффективности. В случае снижения результативности будет меняться концентрация раствора либо средство дезинфекции. Однако пока, как показывают результаты анализов, наш выбор препарата полностью себя оправдывает.