ДЦП – не приговор: жительница Брестской области поделилась, как семья переживала болезнь сына

23.06.2024 15:29
Общество

ДЦП – не приговор: березовчанка поделилась, как семья переживала болезнь сына

Жизнь-преодоление, жизнь-борьба – так можно охарактеризовать судьбу героини нашего проекта «Зигзаги судьбы». А еще – жизнь-благодарность, жизнь-надежда, ведь без этого просто нельзя. Всеобъемлющая сила материнской любви помогла Валентине Винник в ее борьбе за жизнь сына наравне со всеми, за его здоровье и счастье. История удивительной женщины, жительницы г. Березы, отметившей недавно свое 75-летие.

Во многом сила воли, твердый характер и оптимизм у Валентины Алексеевны от родителей, особенно от мамы. Детские годы девочки Вали пришлись на послевоенные годы и прошли в д. Нехачево Ивацевичского района. Маме Лидии Павловне на начало Великой Отечественной войны было 15 лет. В семье до сих пор вспоминают немецкого офицера, спасшего девушку от угона в Германию: он предупредил и сказал, что как только машина сделает санитарную остановку, бежать в лес, пока силы не покинут ее… Отец Алексей Александрович Хмель был угнан в Германию, после Победы поспешил на родину, беспокоясь о судьбе своего отца. Вернувшись, нашел лишь землянку, занятую чужой женщиной. В этой землянке и родились Валентина, ее брат и сестра. Детство было тяжелым: еды в семье едва хватало, надеть было нечего. Отец со временем поставил сруб, денег, чтобы довести дом до толка, не было. Добрая соседка помогла советом. Мама наполнила три деревянных чемодана сушеными ягодами и грибами, ароматной антоновкой – и отправилась торговать в Москву, и так не один раз. Пока наконец-то трактор не разворотил землянку. Валентина называет эти годы тяжелыми, но счастливыми.

ДЦП – не приговор: березовчанка поделилась, как семья переживала болезнь сына

После окончания школы в 1966 году она отучилась на курсах бухгалтеров и устроилась в строительно-монтажное управление. Работа познакомила ее с супругом Александром Винником, в феврале 1969 года они расписались. В это время в Березе организовывалась ПМК-17, муж устроился на должность главного механика, вскоре от предприятия получили дом. В марте 1970-го родилась доченька Анжела, мае 1972-го – Татьяна. Годы шли, дети подрастали. Валентина работала обработчиком отдела подписки в «Союзпечати», потом трудоустроилась в столовую на Березовский мясокомбинат. Жизнь была размеренная, относительно спокойная. В 35 лет Валентина забеременела. Как и каждая пара, после появления в семье двух дочушек, супруги надеялись на рождение сына. Малыш появился в этот мир с крайне низкой массой – 980 граммов. Его поместили в кювез – сосательный рефлекс отсутствовал, одно легкое не раскрыто… Казалось, что у крохи нет сил на борьбу за свою маленькую, но такую дорогую жизнь. Маму выписали, через несколько дней ей сообщили, что сына необходимо срочно везти в Барановичи. Чтобы обеспечить необходимую температуру для ребенка, а на дворе стоял ноябрь, Александр прогрел насколько возможно свои «Жигули», наполнил грелки теплой водой и помчал жену с сынишкой в больницу.

Два месяца каждое утро начиналось со звонка в больницу. Валентина не переставая думала о своем мальчике, которого не смогла еще ни разу взять на руки и прижать к груди. Сын набирал вес, можно было надеяться на возвращение домой. Как вдруг случилось страшное: на Новый год малыши в больнице подхватили инфекцию. Вес ребенка мгновенно упал до критической точки – 1,5 кг. Валентине казалось, что происходящее – просто какой-то страшный сон. Докладывая о состоянии младенца, врачи даже говорили: «На жизнь не надейтесь». Валентина, все это время сохранявшая материнское молоко, помчалась в больницу и выходила сына.

Они вернулись домой, никаких видимых проблем у ребенка никто не замечал, наследственных проблем в роду ни у кого не было. Когда Паше исполнилось семь месяцев, с подозрением на коклюш он попал в областную инфекционную больницу. Уже после выписки в медицинской справке Валентина Алексеевна увидела зловещую аббревиатуру: «ДЦП» – детский церебральный паралич. Непонимание, растерянность, как жить дальше: и день проплакала, и ночь проплакала. Диагноз, выставленный врачами, не меняет ребенка и не изменит любовь матери к нему. Он может только изменить ее внутри. Валентина взяла себя в руки, ведь все, что дается нам в жизни, это возможность преодолеть испытания. Все зависит от того, как ты будешь их преодолевать и будешь ли вообще. Валентина – героическая женщина, с того момента вся жизнь ее – испытания, наполненные переживаниями. Она решила во что бы то ни стало поставить сына на ноги. Известие о диагнозе не сломило родителей, не отняло у них веры в то, что их ребенок может и должен жить полноценной жизнью. Хотя все вокруг говорили, что детский церебральный паралич не лечится. Супруги понимали: с этого времени жизнь семьи круто поменялась. Трудности каждый день, а любое самое, казалось бы, незначительное достижение – один шаг навстречу здоровому будущему и доказательство того, что ДЦП – не приговор. Сердце женщины, родившей и вырастившей своего ребенка, готово сотворить настоящие чудеса ради своего малыша.

Ее главной поддержкой и помощницей стала мама. Видя, как дочери морально непросто, она помогла в воспитании трехлетнего внука, а Валентина вышла на работу. Супруг, чтобы обеспечивать семью и лечение сына, ездил вахтовым способом на заработки на Север, и даже в Финляндию. Семья Винник никогда не сдавалась. Она постоянно искала способы лечения и реабилитации в разных клиниках. Куда только ни возила мать сына на лечение – весь Советский Союз объездила в поисках исцеления. Случайно узнала, что в киевской клинике аппаратом заставляют атрофированные мышцы восстанавливаться и работать. Семья приехала в Киев в мае 1986 года, в городе все моют: улицы, дома. В институте их не приняли по понятным причинам – неразбериха из-за взрыва на Чернобыльской АЭС. Мир не без добрых людей – это утверждение постоянно подтверждают встречающиеся на пути Валентины Винник отзывчивые люди. Позже охранник написал письмо, что их ждут на прием, поселил у себя в однокомнатной квартире. В Киеве бывали по два раза в год, пока Советский Союз не развалился. Именно здесь врачи дали надежду, что сын станет на ноги. Женщина была и в Литве у главного врача прибалтийского санатория, а оттуда, договорившись, мчалась в министерство в Минск, чтобы выбить направление в санаторий.

– Я искала любой способ помочь сыну, а муж помогал и возил нас, – рассказывает Валентина Алексеевна. – В Киеве сказали – купила трехколесный велосипед: привязывала ножки, он крутил педали. Сказали ехать на лифте на самый верхний этаж – назад спускаться, как может, самому. Меня сразу предупредили: раз хоть немножко опирается на ножки – никаких инвалидных колясок. Прибалтика, Евпатория, Сочи, лечение уколами с пчелиным ядом в Сухуми – по всему Советскому Союзу мы искали лечения. Сила воли и у меня, и у Паши, папа – наш штурман и водитель.

В 1989 году ушла из жизни любимая мама. Тогда Валентина принимает решение уволиться с работы. Но руководитель мясокомбината Василий Иванович Злочевский предложил свободное место оператора в котельной. Работа посменно позволяла заботиться о сыне. Случайно узнала о докторе из Гродно, и уже через несколько дней их положили на операцию, чтобы убрать спастическую диплегию. После была операция в Минске. Паше не повезло – она оказалась неудачной. Хирург, сделавшая ее, признала ошибку и предложила еще одну, но Паша отказался.

В 13 лет Паша по программе оздоровления детей стал ездить в Италию. Попал в семью Франки и Джани Перцолли в городок Рива-дель-Гарда. Отзывчивые и душевные люди, тесная дружба с которыми продолжается по сей день, приняли родительскую боль как свою и приложили все усилия, чтобы помочь Паше. Итальянские врачи предложили сделать операцию, которая откладывалась и даже была под угрозой срыва. Вместо месяца Валентина с сыном провели в Италии полгода. Все это время руководство мясокомбината с пониманием относилось к ее долгому отсутствию, впрочем, как и все годы, которые она отработала на предприятии. В рамках благотворительности итальянцы собрали 25 тысяч долларов, в частной клинике провели операцию, благодаря которой Паша обрел твердую почву под ногами.

В семь лет он пошел в школу. Нет, не в какую-нибудь специальную школу для детей-инвалидов и не на дому, а в общеобразовательную. Правда, его не сразу приняли, предложили обучение на дому и даже дали справку, что он не подлежит обучению! Но родители мечтали, чтобы Паша рос среди здоровых ребят, своих сверстников, не хотели лишать его радости школьной дружбы. Они всегда ему внушали, что он такой же, как все. Да и сам Павел никогда не чувствовал себя ущемленным. Поехав на малую родину, Валентина встретила директора местной школы, которая предложила отдать сына к ней в школу.

– Я плакала, думала, что это невозможно, – вспоминает Валентина Винник. – Сердце материнское разрывалось, когда Паша пошел в первый класс. Жил сначала у родной тети, потом у сестры Анжелы, которая к тому времени вышла там замуж. Каких я только слов не слышала в свой адрес. Сын шел из школы, падал, чтобы подняться, требовалось время. Мне говорили, что я издеваюсь над ребенком. До сих пор не знаю, как смогла это выдержать, хотелось иногда кричать на весь белый свет от кажущейся безысходности. Взяла себя в руки и решила, что ни на что обращать внимание не буду.

Родители забирали Пашу домой в пятницу, а в понедельник снова отвозили на занятия. И сейчас Валентина счастлива, что прошла это тяжелейшее испытание: у сына было яркое школьное детство, он обрел настоящих друзей. Паша всегда хотел жить полноценной жизнью. Мама старалась это делать. Прочитав в газете объявление о наборе группы в Минском торговом колледже, тут же помчалась подавать документы. Студент с проблемами опорно-двигательного аппарата со всеми трудностями мегаполиса справиться сам, конечно же, не мог. Валентина Алексеевна не задумываясь уволилась с работы – сын должен получить образование, она обязана ему помочь! Паша учился на стационаре. Они снимали комнатку у доброй женщины, два часа утром добирались в колледж на трех видах транспорта, столько же вечером. Но не один из них не сдался, не опустил руки, не предложил все бросить. Возвращались после учебы, Паша отдыхал, а потом садились писать: сын диктовал конспект одногруппницы, а мама записывала. Так что диплом получил не только Паша, но и она. В это время Валентина увлеклась вышивкой: пока сын был на занятиях, она вышивала в маленькой комнатушке, которую ей лично выделил директор.

После окончания колледжа в 2004 году Паша сразу решил, что получит и высшее образование. И снова мама была рядом на сессиях в Брестском техническом университете, только учились они уже заочно. В школе, колледже и университете Пашу обожали. Он подкупал всех своей харизмой, обаянием и юмором. Жизнь отблагодарила мать и сына за их веру и крепость духа. Пашу в 2005 году приняли на работу на Березовский сыродельный комбинат. Валентина и сейчас говорит с трепетом о руководителе Владимире Григорьевиче Попене, который не сомневался, что сын справится с работой и трудностями. С помощью родителей Паша построил собственное жилье, ему есть ради кого жить – именно об этой неисполненной мечте незадолго до своего 30-летия сын признался маме. Мечта сбылась! Теперь рядом жена Антонина и доченька Настенька. А Валентина Алексеевна счастлива от счастья сына! А ведь когда-то в итальянской Вероне Паша у памятника любви Ромео и Джульетте подержал ее за руку – предание сбылось: он счастлив в любви. Теперь у женщины появилось немного времени для себя, которого раньше не было вовсе. Она поет в народном хоре ветеранов «Память сердца». За годы борьбы, конечно, подорвалось здоровье супруга и самой Валентины. Муж перенес операцию на сердце, после которой прожил еще семь лет – не дожил полгода до изумрудной свадьбы.

– Мои силы и терпение – этому научилась у своей мамы. Жизнь прожить не поле перейти, это точно. Я знаю, что у людей есть и большее горе. Теперь я спокойна и богата: у меня трое чудесных детей, четверо внуков и трое правнуков. Я счастлива: мой сын ни от кого не зависит, к этой независимости стремился всегда, доказывая всем и вся, что имеет право жить как нормальный человек.

Женщина признается, что в свой адрес и адрес сына ей довелось услышать многое, и нередко далеко не лицеприятное. «Часто сталкивались и с людским безразличием, жестокостью, ужасной бестактностью, но хороших людей на нашем пути все же было больше», – делится Валентина Винник. – У сына и друзья хорошие, и коллеги, я им очень благодарна. Дай бог им здоровья и благополучия в семьях».

Достижения Паши – результат большой любви и титанических усилий его родителей и, конечно, его любви к жизни и вере в свои силы. Искренне хочется выразить глубокое уважение и отдать низкий поклон женщине, которая вырастила троих детей, женщине, которая с трепетом ожидала рождение сына и, несмотря на его тяжелую болезнь, подняла его на ноги в прямом смысле этого слова. Это то чудо, которому можно удивляться, и человек, знакомством с которым можно гордиться. Потому что это подвиг матери.