Девушка честно рассказала о работе в такси

11 часов назад
Транспорт

Белоруска Марина Котко в сфере такси уже шесть лет. И бессменно в тарифе «Эконом»! В трудовой биографии девушки чего только не было: и «чёрные» таксопарки, «кидавшие» на деньги, и работа в минус, и даже проблемы со здоровьем, которые начались из-за безвылазного таксования. Полтора года назад Марина купила Тoyota Corolla и пересела с арендованного авто на свою «ласточку».

Девушка честно рассказала о работе в такси

Накануне одного из главных женских праздников журналист av.by встретился с эффектной брюнеткой и расспросил её о выгоде езды на собственной машине, пассажирах и заработке.

Заславская «хулиганка»

«Гены не задавишь» — эта фраза весьма точно описывает любовь к железу у девушки. Марина пошла в отца: он всю жизнь был связан с автомобилями — работал на МАЗе. Видя интерес дочери к технике, всячески поощрял её и поддерживал. Приложил руку и к тому, что водить белоруска научилась рано, ещё в школьные годы. А как только ей стукнуло восемнадцать, получила удостоверение категории B, причём с первой попытки.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Недавно отучилась на категорию С, тоже в ГАИ всё сдала с первого раза. Думаю, это знак, что вождение — моё, — улыбается Марина. — У меня даже была мысль получить все категории, чтобы была возможность пересесть на машину любых габаритов. Начала с С, так как хотела пойти в дальнобой. Когда села в фуру, оказалось неожиданно удобно. Машина большая, всё видно, показалось даже легче, чем на легковой. Мне понравилось. Но пока решила притормозить с дальнобоем. Зато папа шутит, говорит: «Можно теперь тебя на МАЗы сажать, будешь песок возить». В любом случае не жалею, что открыла новую категорию.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Первая машина Марины — синяя Mazda 323 1997 года. На ней девушка колесила десять лет. Сама ремонтировала, берегла как зеницу ока.

— Помню, первый раз увидела её — сразу влюбилась. Маленькая, яркая — то, что мне и требовалось. Я её адаптировала для себя, украсила, на заднем лобовом стекле была большая наклейка с надписью: «Хулиганка». Рассекала на авто по Заславлю. Люблю выделяться, на самом деле и «Тойоту» бы обклеила, но это рабочая машина. Не хочется потом получать нагоняй от транспортников.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Вернёмся к такси… Сюда Марина пришла из сферы общепита, в которую попала в 15 лет. За плечами — курсы официанта, повара, бармена, администратора. И соответственно, работа по всем направлениям.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Тот опыт мне очень помог в такси, потому что насмотрелась всякого. Была у меня и зарплата в 300 рублей, которых мне не хватало даже на то, чтобы машину переобуть. И 16-часовые смены в ночном заведении. Речь об одном «известном» кафе в Заславле. Частые лужи крови на крыльце, пьяные драки, потасовки… Из-за этого его и закрыли. Там и с зарплатой обманывали, а учитывая, что была несовершеннолетняя, вешали лапшу на уши, вместо положенных четырёх-пяти рабочих часов впахивала все двенадцать, а то и шестнадцать.

300 рублей в день, из которых только 70 твои…

В итоге, набив шишки, девушка в 22 года ушла из общепита… С новым местом работы подсобил знакомый таксист.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Как-то я ему выдала, что тоже хотела бы попробовать таксовать. И уже на следующий день меня поставили на смену с женщиной-водителем в его таксопарке. Когда позвонил директор и сообщил эту «чудесную» новость, у меня началась паника. Ведь говоря, что хочу попробовать, я не имела в виду сейчас же. Вообще не хотела ехать, боялась… Не умела даже приложением пользоваться. Но напрасно трусила — аж на шесть лет затянуло в такси.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Начинала Марина, как и многие таксисты-новички, с работы на «проценте». Машина закрепляется за двумя водителями, и её двигатель практически не глушится.

— Приходилось по 16 часов ездить. Бывало, и спали в машине, — вспоминает девушка. — Только остановишься, чтобы заправиться, кофе выпить или в туалет сходить, сразу директор звонит: «Почему не на линии?»

Девушка честно рассказала о работе в такси

— И из-за того, что безвылазно за рулём, еле выбираешься из машины, ноги ватные. Сначала выходишь, стоишь, опираясь на дверь, ждёшь, когда онемение спадёт. Я тогда и желудок посадила: не было времени на еду. И с коленом появились проблемы. Да и зарплата никакая: 300 рублей в день заработаешь, а из них только 70 — твои.

«Не платят приличные с виду люди. Даже старики!»

В конце концов выяснилось, что работодатель не платил налоги в госбюджет. Но когда за дело взялись компетентные органы, в пределах страны директора компании уже не оказалось.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Это один из «чёрных» автопарков, в котором я умудрилась поработать, — говорит девушка. — Помню, трудился водитель, у которого семья и три кредита. И когда его «кинули» на 5 тысяч, было очень обидно. В моем случае суммы не столь крупные: 700 рублей в первом автопарке, 600 не заплатили во втором. После этого я пересела на арендный автомобиль и устроилась в другую фирму.

Девушка честно рассказала о работе в такси

К слову, «кинуть» могут не только недобросовестные наниматели, но и пассажиры. Когда Марина работала с наличными, таких «зайцев» было хоть отбавляй.

— Многие убегали, я им кричу: «А деньги? Деньги где?» А их и след простыл. Причём не платили приличные с виду люди, даже старики! Сейчас я работаю только по безналичному расчёту и очень этому рада. Не нужен мне этот таксометр: если кто не заплатит, придётся из своих добавлять.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Тoyota Corolla, которую перекупы грамотно «зафуфлили»

Идея купить собственную машину для работы в такси у Марины зрела давно. Около года она с отцом ездила по салонам и выбирала.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Изначально были мысли взять Lada на вторичном рынке. Но все авто оказались страшно убитыми и неоправданно дорогими. И как-то позвонил папин знакомый продавец с авторынка, сказал, что появилась Тoyota Corolla 2009 года выпуска.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Начальная цена была 10 тысяч долларов, мы сторговались до $9 тысяч, — рассказывает Марина. — Как позже выяснилось, она не стоила таких денег: ржавые пороги, битое лобовое стекло, течь с крыши. Всё это перекупы грамотно «зафуфлили». Пришлось вложить в неё много денег, времени и сил.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— А ещё недавно мне в бок на кольце въехал один… нерусский. Составили европротокол, и… ремонт обошёлся в 5 тысяч рублей. Всё из моего кошелька.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— В страховой сказали, что цена за ремонт значительно завышена и он сильно затянут по времени. Хотя я специально делала всё на СТО, чтобы чеки были, вместо того чтобы к знакомым загнать и дешевле отремонтировать. Как итог — осталась ни с чем, хотя даже не виновата.

«За выходные можно заработать 1 000 BYN»

Все шесть лет Марина работает по тарифу «Эконом». Для неё он самый приемлемый по заработку и динамике:

— За рулём не замечаешь, как быстро летит время. Предлагали попробовать себя в «Бизнесе», но там куча своих нюансов. С одним из них я не готова мириться — это долгое ожидание заказа. Если в «Экономе» они идут друг за другом, то в «Бизнесе» ещё надо дождаться своего клиента. А ожидание меня убивает, я люблю постоянное движение.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Конкретного графика у Марины нет. Тем не менее девушка выработала приемлемый для себя темп. Её рабочее время — праздники, выходные и смена с 14:00 до полуночи в будни.

— Сейчас директор автопарка поставил планку в 5 тысяч рублей ежемесячно. Поэтому свободного времени стало меньше, постоянно за рулём. Хороший «кеш» можно получить на выходных.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— С пятницы по воскресенье по 12 часов поработал — у тебя 1 000 рублей. Обычно я выхожу в час дня и до семи утра езжу. На Новый год за 31 декабря и 1 января заработала 1 500 BYN. Коэффициенты были очень высокие — 20+. Стоили поездки от 26 рублей и выше. А ждать людям приходилось по часу, мало водителей оставалось на линии.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Что касается заработка, то математика следующая: 17% прибыли забирает автопарк, 23% — «Яндекс Go». Вот и считайте.

В «чёрных» автопарках зарабатывала больше. Тогда с прибыли работодателю шло всего лишь 10 рублей в день, остальное — водителю.

Пьяные, чудаковатые и… бабочка в бутылке!

Поговорим о пассажирах. За шесть лет у Марины накопилась не одна забавная история. Кадры, по словам девушки, в такси попадаются разные. Кто-то кофе угостит, шоколадку подарит, а кто-то испачкает весь салон, выгребет все конфеты с дверей и спасибо не скажет.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Что греха таить, некоторых рвало прямо в салоне… Ох, как потом тяжело было его вымывать и избавляться от запаха! Ехал один парень с пивом и разлил его на сиденье. Всё — рабочий день закончен! Это сейчас у меня кожаные чехлы, которым не страшны такие напасти. Хотя всё равно кто-то умудрился ногтем поцарапать.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Пьяных пассажиров, несмотря на нелюбовь к ним, девушке тоже приходится часто возить. Особенно на выходных.

— Как-то один такой клиент хотел угнать машину. Была долгая поездка, он заснул. А когда приехали, еле разбудила. Я вышла из авто, чтобы его выпроводить, а он рванул на водительское место. Я за ним… Пришлось драться, как врезала ему по ноге! И бегом за руль и сматывать удочки оттуда.

А вот ещё история с пьяными. Забирала компанию граждан, выпивавших на Зыбицкой в девять утра, они дали деньги и заявили: «Будем спать!» Попросили заехать на заправку за пивом, опохмелились — ну и дальше на боковую. Отвезла их на Минское море и до десяти вечера слушала, как они храпят. Зато заработала 300 рублей. Хотя им дешевле было бы гостиницу снять.

Девушка честно рассказала о работе в такси

Работала девушка и в тарифе «Доставка животных». За это время с ней тоже успела приключиться пара занятных историй:

— По этому тарифу поездка на 2 рубля дороже. Помню, приезжаю, садится человек, у него ни собаки, ни кота… Спрашиваю: «А где животное?» Мне в ответ: «Так вот же — в бутылке». А там — бабочка! Оказывается, её везли к ветеринару, чтобы пересадить крылья. Я еле сдерживала смех. К такому меня жизнь не готовила. Спрашивается, почему не заказать обычную поездку, учитывая, что всё равно пассажир держит эту бутылку в руках?!

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Везла как-то пожилую пару, старушка так горько плакала, её собака попала под поезд и умерла. Муж, вместо того чтобы утешить, всё повторял: «Да успокойся, зачем тебе эта псина?» Ещё одна женщина ехала с собакой в три часа ночи на кладбище. Непонятно, что она там забыла в такое время… Странные бывают люди. Чего только не увидишь в такси!

«И что такая красавица за рулём делает?»

— Наверняка парни с тобой нередко хотят познакомиться?

— Да, это так. Периодически оказывают знаки внимания, дарят цветы, шоколадки, тортики, спиртное — коньяк, вино. Предлагают угостить кофе. «И что такая красавица за рулём делает?» — стандартная фраза, которую часто слышишь от лиц неславянской внешности.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Но я против. Лучше знакомиться вне работы. Хотя пару лет назад с одним пассажиром сошлись на автомобильной теме, он дальнобойщик. До сих пор общаемся. А в целом я не рассматриваю такси в качестве места для знакомств, особенно романтических.

Из ряда комических есть у меня одна история. Помню, везла пассажира подшофе. Уже приехали, человек не выходит. Я на него смотрю выжидающе, а он как выдаст: «Сколько возьмёте, чтобы грудь показать?» Смех, одним словом. Хорошо, что это был конец поездки. Удалось быстро его спровадить.

Ласточка в «ласточке»

Есть у девушки любимый пассажир — волнистый попугайчик Ласточка. Скоро потеплеет, и пташка будет гордо восседать на руле, пока Марина мчит по трассе.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— На работу я его с собой не беру, но в повседневной жизни он со мной катается. Ни разу не улетал. Он ручной, любит целоваться и обожает, когда ему массаж делают, а ещё танцует. Невероятно умная птица. Ласточка появился у меня, когда только начала работать в такси. Кличка у него тоже говорящая.

Блиц-опрос от av.by

— Насколько в такси важен рейтинг?

— У меня уже полгода держится пятёрка. Как-то ехала парочка — не знаю, может, девушка приревновала парня, — и после них рейтинг немного снизился. Хотя никакого флирта не было с его стороны.

Но вообще, у меня сервис почти бизнес-класса. Люди часто просят подключить блютус и поставить свою музыку. Слушаем блатные песни.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— А ещё мне нравится украшать машину. На Новый год салон весь в гирляндах! Люди любят фотографировать. В дверях всегда есть конфетки. Правда, бывают такие кадры, которые все до одной выгребают. Ну да ладно, у меня всегда имеется запас.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Замечала ли ты скептицизм у некоторых пассажиров, когда они видят за рулём девушку?

— Да! Меня очень злит, когда спрашивают: «Довезёте хоть?» Ещё постоянно удивляются тому, что девушка в такси. Хотя сейчас нас в этой сфере немало.

Девушка честно рассказала о работе в такси

— Пассажиры учат водить?

— Нет, но дорогу указывать любят. И порой, слушая этих штурманов, попадаешь в такие дебри!.. Думаешь: «Лучше бы по навигатору поехала». Я подобным клиентам кол сразу ставлю.

Как будешь праздновать 8 Марта?

— Изначально планировала работать, но… решили с сестрой, которая тоже в такси ездит, отметить и посидеть в кафе! Так что станем веселиться!

Девушка честно рассказала о работе в такси

Больше новостей