Недавно журналисты пообщались с Сергеем (имя изменено по просьбе героя), несколько месяцев назад собиравшимся пригнать из Америки автомобиль с повреждениями. Мужчину удивил детальный расчёт на доставку, стоимость которой он посчитал необоснованной. Мы выслушали историю нашего читателя и решили сами узнать, какие прайсы сейчас озвучивают компании-посредники, пишет Av.by.
«Попроси они за качество две сотни, никто бы не возмущался. Но полторы тысячи…»
— Ранее у меня уже был опыт покупки автомобилей из США — их я заказывал через других людей. В этот раз имелся запрос на недорогую машину до 12 тысяч долларов под ключ — самый простенький седан, — начинает Сергей. — Прислали финальную стоимость авто уже в Беларуси, с чем я согласился. Компания-посредник начала мне её подбирать, и мы в итоге определились с лотом. Ставка сыграла — всё получилось, но когда я увидел детальную калькуляцию, она меня неприятно удивила. По моим прикидкам, затраты на логистику должны быть меньшими!
— Затем я обратился к людям, через которых покупал машины раньше, и выяснилось, что они бы решили вопрос с доставкой значительно дешевле. Выходит, компания необоснованно завысила прайс? Конечно, то, что она это сделала искусственно, — громкое утверждение, которое можно оспорить. Тем не менее логистика по Америке достаточно прозрачная, её несложно просчитать. И расценки не сильно отличаются от сумм у перевозчика — это плюс-минус фиксированная стоимость.
Посредник же выставил определённую таксу за каждый этап: за погрузку, транспортировку по США, автовоз из Клайпеды и др. По отдельности это не ощутимо, а в итоге набегает хорошая разница — едва ли не в два раза больше, чем у конкурентов. При незначительном общем бюджете любая переплата неприятна, притом что сама машина на аукционе стоила около шести тысяч долларов.
— Естественно, менеджеры стали убеждать, якобы они гарантируют своевременность и качество при более высоком прайсе доставки. Мол, цена обоснованна. Понимаете, общая сумма меня устраивала, однако, когда стал вдаваться в детальный расчёт, потерял интерес: на ровном месте «раздули» стоимость.
— Не могу сказать, что эта компания-посредник неправа. Ведь я сам изначально согласился на их условия... Тем не менее переплачивать столько не хотелось. Мы разошлись мирно и без взаимных претензий. По итогу я покупал автомобиль через другую организацию с существенно более низкими затратами на доставку — сэкономил 1 500 долларов! Попроси первый посредник за своё качество две сотни, никто бы не возмущался, но полторы тысячи на ровном месте...
— Претензий я не имею потому, что в итоге с той компанией так и не связался. Возможно, узнай я по факту, уже после пригона автомобиля, о такой существенной переплате, недовольство явно появилось бы. Как бы то ни было, это бизнес: фирма предлагает свои услуги, а клиент соглашается с ними или нет. Никто не мешает потенциальному покупателю битого автомобиля подумать и сравнить расценки у конкурентов.
Задёшево «биток» теперь не привезти?
Чтобы проверить слова нашего читателя, под видом покупателя мы обратились к нескольким компаниям-посредникам. Предположим, автомобилем для пригона станет полуторалитровый кроссовер Chevrolet Equinox 2019 г. в. — хит последних лет. «Биток» находится близ Атлантического побережья США — пожалуй, наилучшее расположение для доставки. Во сколько обойдётся логистика?
Упомянем также, что выбранный автомобиль «непроходной» — уже старше пяти лет. При таком условии растаможка полуторалитрового кроссовера обойдётся в 4 800 евро, при наличии льготы — €2 400 (или 2 600 долларов).
Мы связались с несколькими компаниями-посредниками под видом потенциального клиента. Надо сказать, далеко не в каждой смогли озвучить стоимость логистики отдельно, а называли общую сумму, в которую входит аукционный сбор, ставка по лоту и затраты на таможенную чистку. Одни менеджеры ссылались на используемую программу-калькулятор, а другие просто неохотно отвечали на прямой вопрос о цене доставки.
— Авто уже «непроходное», и таможня будет большая, а именно 2 400 евро — льготная. Аукционный сбор — 710 долларов, если купить по заявленной ставке за $3 500. Доставка до Минска — $3 200: включает путь с аукциона в порт, оттуда в Клайпеду, затем на СВХ в столице.
— А будет ли стоимость зафиксирована в момент составления договора?
— Сумма доставки будет зафиксирована на момент заключения договора, но она может как вырасти, так и не измениться. Зависит от транспортной компании, но пока всё нормально, — заключает консультант carsusa.by.
Другой контрагент озвучил ещё более высокий прайс — $3 500! В компании его стоимость объяснили отлаженной схемой работы с партнёрами.
— А какие вам расценки называли? — поинтересовался менеджер в ответ на наше удивление.
— Около 2 700 долларов.
— Разница действительно есть. Поделитесь потом, как всё получится по итогу, — неожиданно произнёс сотрудник Autocapital. — Если надумаете, можете обращаться к нам. Мы работаем с принципом оплаты в два этапа: сперва вносятся средства за автомобиль, аукционный сбор и услуги по подбору. Когда контейнер прибывает в Клайпеду, формируется счёт за доставку.
Попрощавшись и пообещав подумать, мы продолжили эксперимент.
— Итоговая стоимость данного Chevrolet Equinox с учётом доставки и льготной растаможки будет $10 951, — озвучивают в компании Inter Cargo. — Машина выпуска января 2019 года — ей больше пяти лет, а значит, при льготе выйдет 2 400 евро. Таможенный сбор и «утиль» — 120 и 816,5 белорусского рубля соответственно. Экспедирование в Литве — 400 евро, ещё 700 будет стоить доставка из Клайпеды в Минск (1 200 долларов по курсу).
— Методом исключения получается, что только доставка из США — это 2 200—2 500 долларов? Плюс ещё $1 200 — из Литвы в Беларусь... Так?
— Да, примерно так.
— А в договоре фиксируется стоимость доставки?
— В договоре — нет! Он только на услугу (по подбору. — Прим. авт.) распространяется. Но доставка, как правило, у нас не меняется. Максимум может вдруг что-то произойти в Литве, вследствие чего перевозчик поднимет немного цену. Однако об этом будет сообщено вам заранее.
«Автовоз из Клайпеды — $1 200! Прайс подскочил после праздников»
Ещё в конце прошлого года Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп» и наш постоянный эксперт, отмечал, что некоторые компании-посредники без стеснения завышают ценник доставки машин из Америки. Напомним главное, о чём тогда говорил представитель автобизнеса.
— Начали поступать звонки от клиентов, которые более подкованы в вопросе покупки автомобилей из США, — рассказывал в ноябре Виталий. — Они банально проверяют и сравнивают у разных посредников стоимость услуги по подбору, доставки и прочего. Уже в процессе общения выясняется, что другие организации — не будем их называть — озвучивают сумму на тысячу-две долларов больше, объясняя это санкциями. Причин приводят целый ворох. Предполагаю, распространённость такой простой рабочей схемы связана с падением потока и количества заказов на машины из США после введения санкций.
Рекомендация простая: перепроверяйте и сравнивайте цены в разных компаниях! Более того, нужно заранее оговаривать сумму за доставку — перед тем как делать ставку за лот. В обязательном порядке просите агента рассчитать стоимость логистических услуг, прописывать её в договоре и заранее закреплять.
— Допустим, цена не завышенная, а совершенно реальная — озвученная транспортной компанией. Получается, со стороны посредника нет никакого обмана? Наш читатель может подумать, что мы наговариваем на одних, выгораживая других.
— Вообще, есть три основные крупные логистические компании. Цены у них отличаются на плюс-минус $100. Объясняются схожие прайсы тем, что они между собой конкурируют. Более того, нам очень часто поступают звонки от конкурентов организации, с которой мы работаем. Предлагают стоимость даже на 50—100 долларов меньше. Иногда крупные игроки демпингуют, стремительно снижая цену на услугу, а никак не наращивают.
Почему-то белорусские контрагенты объясняют эфемерные ценники санкциями. Ещё раз: объёмы сейчас упали, поэтому транспортные компании стараются не потерять старых клиентов и забрать новых у конкурентов. Естественно, переманивают прежде всего доступной ценой.
Комментируя наш сегодняшний эксперимент с Chevrolet Equinox, Виталий сказал следующее.
— К примеру, у нас калькуляция доставки выглядит следующим образом. Перевозка по суше в США обойдётся в сумму порядка 400 долларов, грузовым танкером до Клайпеды — $825, ещё $200 нужно заплатить партнёру в США, который предоставляет доступ к аккаунту на аукционе. Автовоз из Клайпеды в Минск — 1 200 долларов. Итого — $2 625. Доставку мы фиксируем в договоре, однако бывают простои в порту, которые ложатся на клиента. Редко, но бывают.
— Ого! А почему из Клайпеды так дорого?
— Всё из-за праздников: сперва католическое Рождество, потом Новый год, затем — православное Рождество. В это время порт не выгружал автомобили из контейнеров, а потом одним махом обработал целую кучу машин. Перевозчикам не хватало мощностей, плюс очереди на границах, потому резко выросла цена доставки из Клайпеды в Минск. Думаю, со временем прайсы на этот этап должны снизиться.
**
Как стало понятно из разговора с менеджерами нескольких компаний-посредников, средняя по рынку стоимость доставки автомобиля из США — около $3 500 (плюс-минус пара сотен). Не имея документальных подтверждений, трудно удостовериться в том, что представители сегмента завышают прайс. С другой стороны, если одни могут решить вопрос с логистикой дешевле, то почему их примеру не последуют остальные?