Знаете ли вы, что, заходя в кабину вертикального транспорта и нажимая на кнопку, вы движетесь на машине, стоимость которой зачастую превышает цену автомобиля – 40 тысяч рублей. Еще 27,5 тысячи рублей стоят демонтаж-монтаж изделия. Кто оплачивает замену лифтов? Почему новые лифты от «Могилевлифтмаша» иногда застревают? И кто извлекает из лифтовых кабин застрявших пассажиров? На эти и другие вопросы «Вечерки» ответил первый заместитель директора – главный инженер ОАО «Брестлифт» Александр КОРОЛЮК.
Фото носит иллюстративный характер
Второй этаж – лифт наш
По словам Александра Константиновича, в определенных случаях лифтами оборудуются даже двухэтажки. Примерно три с половиной сотни сотрудников предприятия обеспечивают работу около 4300 лифтов Брестчины. И здесь замечен психологический момент – чем дольше лифт исправно работает, тем больший шок от его поломки у пользователей. Но, если отвлечься от психологии, то 100% лифтов в жилых домах оборудованы кнопками обратной связи на экстренный случай. В других зданиях такую кнопку ставят по усмотрению владельца. При этом в новых лифтах контроль их состояния отработан до автоматизма в полном смысле этого слова, ведь на компьютер оператора система управления в режиме онлайн посылает сигналы со своих многочисленных датчиков. В случае неисправности оператор уже знает предварительную причину поломки, что значительно упрощает и ускоряет работу электромеханика.
Три неполадки в месяц
В рабочее время за функционированием лифтов следит обслуживающий электромеханик, а в нерабочее, выходные и праздничные дни к вышедшим из строя машинам спешат на помощь аварийные бригады. Эти специалисты вызволяют из кабин застрявших пассажиров и принимают меры по запуску лифтов. В случае же серьёзной неисправности, когда требуется замена сложных частей или вышла из строя электроника, привлекаются специалисты или производится ремонт вышедшего из строя узла в условиях мастерских. В случае проблем с возвращением лифтов к жизни, об этом сообщают оператору с полным описанием неисправностей и того, почему их не удалось быстро исправить. Допускаются 3 неполадки по техническим причинам одного конкретного лифта в месяц.
Восемь раз – и лифт «погас»
Но почему даже новые лифты периодически ломаются? Конечно, никакая техника не идеальна, все это прекрасно знают на примере автомобилей. К тому же, современные лифты оснащены электроникой, которая чувствительна к перепадам напряжения. Но, прежде чем пенять на «лифтёров», некоторым пользователям вертикального транспорта стоит ознакомиться с Правилами пользования лифтом. Ведь, в отличие от советских, современные лифты новых моделей оборудованы кнопками открытия и закрытия дверей. И нет нужды ставить ногу или руку, чтобы дверь не закрывалась. Но ладно, в старых лифтах такую операцию можно повторять, пока электродвигатель не задымится. С новыми лифтами такой фокус не пройдет – 8 блокировок двери с помощью ноги, и «умная» электроника выключает лифт из-за потенциальной опасности. При этом систему удаленно уже не включить – перезагрузить устройство сможет только электромеханик.
Лифты – детям не игрушка
И это не единственный нюанс, когда лифт останавливается по причине нарушений Правил эксплуатации. Иногда достаточно просто ударить по двери для срабатывания датчика или раскачать кабину, чтобы ее зафиксировали ловители, которые предназначены на случай аварийной ситуации. Порой дети превращают лифт в игровую площадку. И, когда чадо застревает в кабине, к «лифтёрам» сыплется тысяча вопросов, хотя претензии должны возникнуть к родителям, ведь пользоваться лифтом детям дошкольного возраста без сопровождения взрослых категорически запрещено. Ну и, конечно, до сих пор имеют место случаи вандализма. Но, к счастью, почти все новые лифты оборудованы видеокамерами, запись с которых можно, в случае необходимости, просмотреть. Да, не каждый из более чем 2400 брестских лифтов можно отремонтировать в одночасье, но обслуживающий персонал и аварийные бригады готовы прийти на выручку застрявшим в любое время суток. К примеру, за ночь бывает от 5 до 15 вызовов, а на Новый год, День города и другие праздники число бригад увеличивают ввиду большего количества заявок.
25 – лифт можно менять!
Назначенный срок службы лифта – 25 лет. В течение этого срока устройство проходит ежегодное техническое освидетельствование, а после достижения «пенсионного» возраста срок службы лифта могут продлить еще на 3 года по результатам технического диагностирования. Кстати, совсем недавно меняли лифт, которому исполнилось 47 лет. В 2016 году стартовал первый этап подпрограммы по замене лифтов в рамках госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда». В прошлом году этот проект продлили до 2025 года. Таким образом, на 2021-й на Брестчине запланировали заменить 142 лифта за счет бюджета, но, благодаря наличию дополнительных средств в казне, приобрели 192 новые машины. В этом году только в Бресте планируют заменить 133 лифта, из которых уже 95 курсируют по своим вертикальным маршрутам.
Бюджет берет на себя
Понятно, что замена лифта не слишком комфортна для жильцов, особенно верхних этажей. В среднем процедура занимает 1,5 месяца – приблизительно 30 дней на физический демонтаж-монтаж и 2 недели на наладку, испытания и административные процедуры по вводу в эксплуатацию. Но зато бюджет берет на себя все расходы для домов, которые относятся к юрисдикции КУП «ЖРЭУ Бреста», а для жилых домов с другой формой управления нужно оплатить разработку и экспертизу проекта и половину расходов, связанных с заменой, при этом лифтовое оборудование закупается за счет государства. Согласитесь, и здесь помощь государства немаленькая. Если в прошлом году лифт стоил 25-30 тысяч рублей, то сегодня его цена доходит почти до 40 тысяч рублей. Все машины по госпрограмме замены лифтов для жилья поставляет ОАО «Могилевлифтмаш». Хотя в городе есть устройства и других производителей, особенно в промышленно-коммерческом секторе. Однако могилевчане помимо стандартных кабин для жилых домов сегодня предлагают весьма разнообразную линейку нестандартных вариантов, конечно, несколько дороже, но по соотношению цена-качество – это лучшие предложения на отечественном рынке, особенно с учетом геополитической ситуации.
6-копеечный парадокс
ОАО «Брестлифт» обслуживает не только областной центр, но и всю Брестчину. Немало высоток в Барановичах, Пинске, Кобрине и других райцентрах. Но, если раньше лифт был обязателен в зданиях с этажностью шесть и более, то теперь это число снизили до двух в новостройках, с небольшими оговорками. Поэтому нагрузка на обслуживающую организацию возрастет. Лифты появляются даже в агрогородках. Это, конечно, сказывается на цене квадратного метра жилья, но привносит в быт жильцов определенный комфорт. При этом, если конкуренты «Брестлифта» с удовольствием участвуют в тендерах по замене лифтов ввиду рентабельности данного вида работ, то брать на себя хлопоты по обслуживанию устройств готовы не многие. Население оплачивает около 90% затрат на техническое обслуживание лифтов, остальное субсидирует государство. Тариф – почти 6,5 копейки за «квадрат» жилой площади. Парадокс в том, что два зарегистрированных жителя «трёшки» в теории платят больше, чем четыре жильца «однушки».
Семь раз прочти – один раз нажми
Если вспомнить, что жильцы отдельно платят еще и за электроэнергию, которую потребляет лифтовая установка, то масштабная замена устройств, отслуживших своё, – это дополнительный плюс. Ведь, благодаря частотным преобразователям и другим современным технологиям, новые лифты куда экономичнее своих старших собратьев.