В декабре прошлого года Александр купил BMW E38. Да, «семёрка» была немолода — автомобиль 2000 года выпуска. Но продавец заверил: с машиной всё в порядке! Правда, радость после покупки длилась недолго. Спустя две недели иномарка сгорела во дворе дома. Проведённая экспертиза исключила поджог. А из наиболее вероятных причин указала на короткое замыкание.
Александр уверен: машину ему продали неисправной, что и послужило причиной пожара. Белорус планирует вернуть деньги через суд. Журналисты av.by выслушали историю покупателя и мнение продавца. А также спросили у специалиста, есть ли шанс узнать наиболее вероятный фактор возгорания (если таковой имелся до покупки машины) и вернуть деньги.
«Нахимичил что-то продавец»
Этот BMW 730 Александр приобретал в Щучине. Объявление о реализации нашёл в каталоге av.by. Продавец достаточно оптимистично описывал техническое состояние, указывая на то, что машина в хорошем виде и недавно было проведено её техобслуживание. Из нюансов — возрастные изменения по кузову и светлый потолок, который нуждается в перетягивании.
— Позже мне продавец прислал видео, где показывал автомобиль: салон, панель и подкапотное пространство. На панели загорались кое-какие ошибки, — вспоминает покупатель. — Тогда меня особо ничего не смутило. Однако после произошедшего я обратил внимание на скрутку проводов под капотом.
В редакции av.by имеется эта запись. Мы публикуем скриншот, на котором, по мнению Александра, видно, что провода скручены.
— Автомобиль я купил 30 декабря. Но денег на постановку на учёт у меня не было, и я решил дождаться зарплаты, — продолжает восстанавливать хронологию событий минчанин. — Пару раз поездил на машине. Уже тогда начали проявляться какие-то «косяки». Например, когда ехал домой после покупки, двигатель заглох. Позвонил продавцу, тот предположил: «Наверное, топливо закончилось». Хотя на панели показывало, что в баке ещё есть литров двадцать! Я на попутках кое-как добрался до ближайшей АЗС, заправил иномарку. Она действительно завелась, и я доехал до дома.
Уже тогда минчанин решил, что после получки поставит машину на учёт, проверит на все неисправности и займётся их устранением.
— 13 января я съездил в ГАИ, оформил документы, помыл машину, вернулся домой и поставил её во двор. А уже ночью проснулся от того, что сосед стучал в двери: мой автомобиль горел!
Передняя часть авто сгинула в огне полностью. И последствия, уверен Александр, могли оказаться гораздо серьёзнее: рядом с машиной расположены гараж и сарай. Если бы пламя перекинулось на их крыши, масштабы пожара были бы огромными, говорит минчанин.
Фото горящего автомобиля
После произошедшего Александр связался с продавцом и рассказал ему об инциденте. Тот уверил: машина была исправна. Что могло послужить причиной её возгорания, он не знает. Предварительно проведённая экспертиза исключила поджог, а из наиболее вероятных факторов назвала короткое замыкание.
Фото сгоревших скрученных проводов
«Держать автомобиль в технически неисправном состоянии я бы не стал»
Журналист av.by дозвонился тому самому продавцу BMW в Щучине и расспросил его, знал ли он, в каком техническом состоянии находился автомобиль перед продажей.
— Машина ездила исправно! Я на ней даже катался на работу в Литву, она там могла стоять и два месяца — всё было с ней в порядке.
Иномарку Сергей покупал два с половиной года назад. Уверяет, что всегда следил за её состоянием. По электрике никогда не проводил никакого ремонта.
— В генераторе меняли щётки, так как уже пришли в негодность. В стартере меняли втягивающие, — перечисляет продавец. — Снимали тот же коллектор, переуплотняли прокладки. Мы бы видели провода похожего рода (речь идёт о скрученных проводах на фото. — Прим. авт.). И поверьте: я бы их заменил! Так просто я бы не ездил, поскольку машиной пользуется супруга. То есть держать автомобиль в технически неисправном состоянии я бы не стал.
«Подобные дела достаточно проблематичные»
Эксперт-автотехник Центра экономических и технических экспертиз Виктор Костюкович рассказал, что любой пожар в автомобиле требует комплексной экспертизы, в которой участвуют пожаротехник и эксперт-автотехник. Пожаротехник определяет причины, характер и источник возгорания, а автотехник, зная устройство автомобиля и процессы, происходящие в нём, определяет, какая из деталей могла стать виновницей инцидента. И если по результатам комплексной экспертизы выяснится, что причина крылась именно в скрутке проводов и она была на момент продажи, то покупатель может предъявить продавцу претензии.
— Если же проблема не в этом, тогда уже ничего не сделаешь. Дело в том, что есть неисправности, у которых реально чётко определить характер застарелостей: гнилой кузов, «закоревшие» тормоза и другое. В то время как проблемы с электротехникой могут возникнуть в любой момент. Самая большая сложность для покупателя — доказать, что причина возгорания имелась на момент продажи, так как пожаром всё уничтожается, видоизменяется. И сказать, что было, а чего не было, практически невозможно.
Из-за скрутки, обращает внимание автоэксперт, происходит нагрев самого проводника, который и может привести к возгоранию.
— Так провода не коммутируются, конечно. Они соединяются либо пайкой, либо более качественной скруткой. Большая вероятность, что всё это было неплотно зафиксировано. И если это питающий силовой провод под нагрузкой, который идёт на генератор, на стартер, на аккумулятор, то в нём текут большие токи. Из-за плохого контакта образуются так называемые переходные сопротивления, провода докрасна накаляются, начинают плавиться и поджигать всё вокруг, — объяснил специалист.
Есть у этой истории перспектива судебного разбирательства или нет, покажет точная экспертиза, результаты которой автовладелец сгоревшего автомобиля надеется получить в ближайшее время.