Brobike.by | Новый магазин мототехники и экипировки в Бресте

Год назад и сегодня: как изменились цены на популярные авто в Беларуси?

16.03.2023 15:14
Транспорт

В марте прошлого года автомобильный рынок испытал череду небывалых потрясений. Санкционный удар, нанесенный западными странами по российским производителям, прямо пропорционально повлиял на белорусский авторынок.

Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

В результате закрытия многих заводов в РФ поставки новых машин в Беларусь сократились до минимума, автосалоны практически опустили, а некоторые бренды (например, Nissan) вовсе покинули страну. Следуя логике, вверх пошли цены как на новенькие экземпляры, так и на бэушные легковушки.

Sputnik сравнил прайсы за последний год: как изменилась стоимость популярных марок с марта 2022-го по март 2023.

Немного статистики

За 2022 год белорусские автосалоны продали чуть более 17 тысяч новых автомобилей. Для сравнения: в 2021-м эта цифра превышала 40 тысяч. Причина снижения продаж вполне понятная – санкции.

В прошлом году лидером по продажам на отечественном рынке впервые стал китайский Geely, производство которого налажено и в Беларуси. За весь 2022-й дилеры реализовали 4355 моделей.

На втором месте – российская LADA (3782 единицы), на третьем – южнокорейская марка Kia (1482).

В топ-10 также вошли Volkswagen (1265), Renault (1078), Hyundai (883).

Цены на Geely

Напомним, в мае прошлого года президент страны Александр Лукашенко довольно эмоционально высказался о ценах на автомобили, выпускаемые в Беларуси. С учетом санкционных ограничений легковушки с февраля по май 2022-го подорожали на 20-30 тысяч белорусских рублей.

"Да у вас цены в два раза выросли. Вы в правительстве это знаете? И вы что думаете, народ будет молчать?" – возмутился тогда Лукашенко.

В данный момент в салонах продается шесть моделей от белорусского автопроизводителя "БелДЖИ" и импортеров. Это флагманские паркетники Atlas Pro, Tugella, Coolray, новый седан Emgramd New, семиместный внедорожник Okavango и китайская "электричка" Geometry C. Также в планах в скором времени запустить производство, а после и продажу еще одного кроссовера – Geely Mоnjaro.

За Geely Coolray в марте прошлого года дилеры просили 67 800 рублей (базовая комплектация). Актуальная цена (на 15 марта 2023) – 62 815 рублей. Переводим в доллары – $22 тысячи по курсу Нацбанка на эту же дату. С учетом того, что последние месяцы американская валюта дорожала, снижение стоимости этих моделей в долларовом эквиваленте составило более $5 тысяч.

Цены на модели Atlas Pro в марте 2022-го стартовали в районе 77 тысяч рублей, после чего к маю того же года подросли до 87,4 тысяч. Сегодняшний прайс – от 73 950 рублей ($26 тысяч).

Самая дорогая модель, выпускаемая на данный момент, – Tugella. В марте 2022 года она стоила порядка 96 тысяч рублей, а в мае – уже 108,8 тысяч рублей. В данный момент цены по-прежнему кусаются: от 111 600 белорусских рублей или 39 тысяч долларов.

Что касается других моделей – Geometry C, Emgrand New, Okavango – сравнить цены на них нельзя, поскольку производить их и поставлять из Китая начали сравнительно недавно. В данный момент Emgrand является самым дешевым автомобилем из модельной линейки "БелДЖИ" – от 45 200 рублей. Внедорожник Okavango оценивается в 97 200 рублей (в базовой комплектации), а электрическая Geometry C, импортируемая из Поднебесной, – от 99 900 рублей.

Цена на Lada

Главным хитом среди моделей российского автопроизводителя на белорусском рынке в прошлом году стала излюбленная многими Vesta – продано 1846 единиц.

В марте 2022-го в России массово повысили цены на эти модели, причем в Беларуси "Весты" подорожали не сразу. В кузове седан они стоили от 28 560 белорусских рублей в стандартной комплектации, сейчас на сайте минского дилера указана такая цена – 42 880 рублей. За год повышение составило более 14 тысяч рублей.

Что касается модели Granta, год назад она стоила в районе 20 тысяч белорусских рублей, сегодняшняя цена – от 29 670 рублей ($10 500).

Кроссовая XRAY также стоила на порядок меньше: прибавка за год составила несколько тысяч рублей. Нынешняя цена в салонах стартует от 46 990 рублей.

KIA Rio больше нет, остальные модели – дороже $30 тысяч

Популярный бюджетный седан Rio в начале прошлого года оценивался в 14,5-18,5 тысяч долларов (по курсу Нацбанка на январь 2022-го) в зависимости от комплектации. В апреле на фоне санкций и ситуации на Украине за модель просили уже от 16 до 20 тысяч. Однако после закрытия завода в Петербурге прошлой весной эта модель перестала поступать в Беларусь.

В качестве альтернативы Rio многие белорусы стали выбирать другой седан – двухлитровый переднеприводный Cerato с 6-ступенчатым "автоматом". Стоимость комплектации Luxe на данный момент – 87 600 рублей (более 30 тысяч долларов по курсу Нацбанка на 15 марта 2023).

Б/у авто: меньше, чем с $15 000, ловить нечего

Чтобы узнать какая ситуация с ценами на подержанные "тачки", отправляемся на самый большой авторынок страны в Малиновку за МКАДом. В прошлом году эту площадку облюбовали россияне, теперь приезжают лишь единицы.

"Февраль-март – это всегда спад, движения нет. Ждем, пока рынок проснется. Мы заточены под российских покупателей, только они не едут сюда из-за выросшего курса доллара в России", – говорит директор одного из рыночных автосалонов.

За год, по его словам, подорожало все: как бюджетный сегмент, так и средний класс, не говоря уже о премиальных авто.

"Даже самые дешевые полуторалитровые Renault Clio проходных годов по 12 тысяч долларов уже. В прошлом марте они стояли "десятку". По столько же продавались Пежо 308 и Меганы. Сейчас – 13-15 тысяч. Что тут говорить – санкции", – пожимает плечами собеседник.

И добавляет: меньше чем за 15 тысяч долларов более-менее новое авто, пригнанное из Европы, найти на рынке в настоящий момент сложно. Другое дело – экземпляры нулевых годов, коих на рынке не так много.

"Вот пустышка-барабашка. Год назад стоила 10, теперь – $13 тысяч", – продолжает он, указывая на малолитражку Citroen C-Elysse 2019 года выпуска с 58 тысячами пробега.

На самом деле все объяснимо: в Европе тоже поднялись цены на авто, плюс многим заводам, которые простаивали во время пандемии, потребовалась модернизация. А это все немалые затраты.

Ждать ли дефицита "бэушек"?

Несмотря на то, что большого спроса на рынке сейчас нет (и вряд ли он ожидается в грядущий весенне-летний сезон), продавцы б/у машин не унывают: будут активно осваивать внутренний рынок.

"В этом году россиян уже не будет (так много – Sputnik), как в прошлом. Та активность, которую мы наблюдали в 2022-м, бывает раз в 10 лет. В небольшом количество россияне, конечно, будут приезжать, потому что у них заводы закрылись, а новые машины все равно нужны всем", – поясняет продавец.

Что касается возможного дефицита на отечественном рынке бэушных автомобилей, в ближайшие годы он точно не предвидится. Многие продавцы заказали машины из Европы и Америки полгода-год назад, а из-за усложнившейся логистики доехали они только сейчас. Найти авто на любой вкус, цвет и карман может почти каждый.

Среди новинок – Dodge Challenger с объемом движка 5,7 литра за $45 000, почти новенькие BMW X6 и Volkswagen Touareg за 90+ "кусков", Porsche Cayenne за $55 тысяч, BMW 330 I G20 за 41 тысячу по курсу, Tesla Model 3 за $32 000 и другие красавцы. Есть и более скромные предложения: VW Polo за $9 850, Kia Rio за $10 750, Lada XRAY за $11 650 и многое другое.

Источник: Sputnik Беларусь