Часть открытой территории авторынка в Малиновке занимают продавцы бэушных запчастей, не первый год крутящиеся в этом бизнесе. Самые стойкие держат нос по ветру и до последнего не спешат уходить восвояси.
Николай когда-то работал в фирмах по продаже б/у запчастей из европейских авторазборок, а потом решил, что лучше ни от кого не зависеть.
В цикле «Голая правда» от av.by мужчина рассказал про тяготы своей профессии, о том, с кем конкурирует и выгодно ли продавать железяки у нас.
Затаривается в автошротах Голландии, продаёт на авторынке в Малиновке
— В последние годы приходится слышать, что рынок потихоньку умирает. Мол, поток клиентов иссяк, выручка упала почти до нуля, аренда стала неподъёмной. Как у вас дела сегодня в секторе б/у запчастей?
— Дела у прокурора, голуба моя! — деловито, немножко с юмором отвечает мужчина и показывает своё рабочее место. — Мазут и грязь кругом. Людей нет — покупать некому. Однако наш бизнес налажен уже давно. Не вижу смысла брать запчасти у поставщиков: один раз выгодно купишь у них, а потом станут совать «фуфел».
Раза четыре в год сам мотаюсь в Голландию. Язык знаю, договориться с местными могу. Там закупаюсь в авторазборках, а затем растаможиваю запчасти на границе — всё делаю сам. У них там есть каталоги, так что они оценивают товар и по европейской стоимости, и по весу, а потом сравнивают, что выгоднее. Лично мне пофиг как. Главное, чтобы дали добро и получалось ввезти запчасти в нашу страну. В 2000-х могли пропустить фуру на 24 тонны за три сотни. Помню, кинул эти деньги на пассажирское сиденье, свой человек на границе их забрал — и поезжай! Правда, уже с давних пор так не прокатит. Если растаможиваешь сам на себя, то платишь примерно 50 центов за килограмм.
Кто-то работает через поставщиков, а мне удобнее самому, без этих «прокладок». Сначала Германию перелопатили, а сейчас гоняем на бусах в Голландию — страна маленькая, ездить там негде, машины в идеальном состоянии. Правда, каждую поездку на границе трясут. Это связано с пандемией. Порой всё так быстро меняется, что мы не успеваем реагировать.
Как-то раз возвращались домой с товарищем, который оформлен у меня продавцом, а пограничник говорит, мол, вы проезжайте, а ему нужно сидеть в карантине десять дней. Оказалось, что какой-то грамотей придумал закон, по которому тот должен быть оформлен как водитель-международник. Слава богу, нас пропустили. Если возишь всё по документам, не обманываешь, то и особых проблем нет: таможенники ведь видят тебя насквозь!
Продал запчасти на Audi 80 — озолотился!
— На детали каких марок и моделей до сих пор остаётся повышенный спрос, а какие, наоборот, лежат в павильонах месяцами?
— В моём боксе продаются запчасти на Opel, Audi, Volkswagen, Mazda и другие марки. Тянем из-за границы всё, что на слуху, всё, что можно быстро продать. Делаю кассу на «старичках» вроде Passat B3 и B4, а если есть что-то на «Ауди» 80 — вообще озолотишься! Регионы нас спасают! А куда им ехать? Крупные фирмы не повезут запчасти на такие старенькие иномарки, а мы, наоборот, ищем и тащим старьё. Даже в интернет не успеваешь выложить — улетает моментально! Цены взвинчиваем так, чтобы голова шаталась!
— Это вы шутите? Вроде бы цены на б/у запчасти с каждым годом, наоборот, снижаются…
— На самом деле тенденция такова, что последние десять лет запчасти дешевеют, а покупательная способность тает на глазах… На дефицитные запчасти цены всё равно ломим. А как иначе? Если вещь нереально нигде найти, то зачем сбывать по дешёвке? По остальным запчастям работает правило: надо всегда отдавать первому покупателю! Иначе эта деталь будет лежать, ты станешь об неё спотыкаться, потом потеряешь, снова найдёшь… Вон «стрекозы» DAF за 200 рублей — это дефицитная штука. Нет смысла продавать её первому встречному за копейки.
— А какова наценка на запчасти?
— В среднем получается 25—30%. Такова маржа в данном секторе бизнеса. При этом мы сами ездим за границу, занимаемся разборкой, продаём. То есть полный цикл. Со стороны вот кажется, что люди сидят здесь на стульчиках, смотрят в телефон и гоняют чаи. А они ездят за границу, где света белого не видят несколько недель, живут в машине. Это тяжёлый труд. Иной раз работаешь без выходных, с утра и до позднего вечера. И зарабатываем мы явно не по европейским меркам, зачастую ездим на «корчах»…
— Как реально идут дела с продажами? Скажите честно: люди торгуются, трясутся за каждую копейку?
— Иногда раздражает, когда называешь цену, допустим, 50 рублей, а человек отвечает, мол, в интернете видел за 10. Видите ли, он за десять нашёл! Так там и покупай! Некоторые ходят неделями, потому что нет денег. Да и сэкономил — значит, заработал. Не только люди из регионов к нам приезжают, минчане тоже захаживают. А вместе с ними и перекупы — те сначала шерстят интернет, а потом здесь туда-сюда снуют.
— На рынке рассчитываются в долларах или только в рублях?
— Зачем нам эти доллары? Мы же погрузили их на баржи и отправили в Америку. Бывает, суют доллары, но я беру только в рублях. Человек что-нибудь купит, а потом придёт и будет кричать, возмущаться, налоговой стращать. А так он рассчитался в рублях — всё, иди, свободен!
— Когда и в каких случаях можно вернуть б/у запчасть? Часто ли так бывает, что люди берут какие-то детали, а потом возвращаются со словами «Не подошла/не понравилась»?
— На любой бэушный товар гарантии нет, и возвращать его не положено. Добрые белорусы сами придумали эти 14 дней и сами вырыли себе яму. Иногда забираю запчасти назад, бывает, что и отказываю, если не соблюдены условия. Какие? Приходит покупатель и нагло высыпает всё из пакета прямо на асфальт. Смотрю на него и думаю: «Вот же гад! Нормальный ты человек?!» Я продал ему запчасти в идеальном состоянии, а он ведёт себя некрасиво и ещё говорит, что они якобы плохие. Моя реакция однозначна: «Катись колбаской по Малой Спасской».
То же самое касается ситуаций, когда люди возвращают товар, потому что не знали, что им нужно. Так надо знать! Я же не прокатом запчастей под проценты занимаюсь! Попробуй сходить к «официалам», купить у них деталь, а потом вернуть, сказав «Она не такая» или «Я передумал». Поэтому прежде чем продать, я расспрашиваю человека досконально, что и для чего он ищет. Если нутром чую, что он может вернуться, — не продам, а пошлю его к соседу!Поэтому и статистика возвратов у меня минимальная.
«Раньше сидел как царь, но оптовики перекрыли почти весь кислород»
— Есть ли конкуренция между продавцами?
— Какая-то есть в цене. Но больше всего соперничество чувствуется со стороны крупных фирм-оптовиков, которых сначала было несколько, а сегодня насчитывается больше сотни. Оттого и маржа на б/у запчастях минимальная. Раньше я сидел на рынке, как царь, а потом пришли оптовики и перекрыли почти весь кислород. Многие из нас ведь тоже вышли оттуда: когда-то работали в фирмах, которые возят контрактные запчасти из европейских разборок, а потом захотели всё делать сами. Там нужны молодые бойцы, из которых можно что-то лепить. Мы уже точно не такие!
Когда-то «бэушечка» — это был элитный бизнес для понимающих людей, которые в отсутствие интернета разбирались, что к чему. Сейчас в нём варятся слишком многие, конкуренция жесточайшая.
— Что сегодня мешает зарабатывать на запчастях? Какие основные препоны со стороны администрации рынка/государства?
— Заплати аренду, налоги — 5% с прибыли по «упрощёнке». Не сказал бы, что кто-то ставит палки в колёса. Если ты не идёшь против власти, пытаясь схитрить, у тебя всё будет нормально. Проблема кроется в бедности населения. Более-менее заработки у нас были тогда, когда люди получали по 500—700 долларов. С другой стороны, если белорусы разбогатеют, то пойдут в салоны за новыми машинами. А продавцы «бэушки» что? Станут лапу сосать! Как ни крути, а за счёт этого старья и живём!
«Ещё лет пять — и мы все уйдём в интернет»
— Есть ли смысл сегодня сидеть на рынке? Картина выглядит не слишком радостной: многие павильоны закрыты, надписи разные…
— Мы же в интернете тоже размещаем объявления о продаже. Вон и у вас на сайте много запчастей. А здесь, на рынке, в основном мусор — то, что спрашивают раз в год. Какие-нибудь болтики да гаечки, которые лежат и пылятся, а потом вдруг становятся нужны позарез. У многих такие детали валяются в гаражах, а у нас всё в одном месте. Человек же не станет ждать, когда ты ему привезёшь детальку со склада. Он пришёл, спросил, а ты тут же достал её и продал. Только если это будет страшнейший дефицит на «старушку», тогда он соизволит ждать.
Ещё эта точка служит чем-то вроде пункта выдачи. Порой звонят люди и спрашивают, где забрать какой-нибудь интеркулер или форсунки. Я отвечаю им: «На авторынке, где барыги сидят!» У нас работает самовывоз. Я отдаю за 11 «квадратов» 500 рублей ежемесячно. То есть 1 м2 стоит почти 15 евро. Это кусок асфальта без света и отопления — вообще без ничего! За что такие деньги? Кругом дырявое покрытие. Пролил дождь — лужа на луже. Кажется, с 2004 года они не ремонтировали эти дороги. Мы-то люди привыкшие, а покупатели не могут даже пройти…
Больше года назад собирались люди, коллективно покричали, а потом вернулись обратно на свои места торговать. Здесь ни с кем не церемонятся: станешь бузить — получишь пинок под зад! Мне не жалко было бы платить рублей 300 за «квадраты». На этой части рынка ведь проходимость далеко не самая высокая. Сами видите, многие павильоны закрыты. Молодёжь ушла — остались, считай, одни старожилы. Да, кто-то собрал свои железки и перебрался в интернет, кто-то замутил другой бизнес. Мы же сидим тут, как дураки, и платим бешеные бабки за такие условия…
— Удаётся всё-таки что-нибудь заработать после выплаты аренды и налогов?
— Остаётся чуть-чуть. На хлеб с икрой… баклажанной, и то если те уродятся! Наш принцип работы: за три купили, за шесть продали — на эти проценты и живём. А иначе какой смысл здесь торчать на холоде? Думаю, процесс затянется ещё лет на пять, потом все оцифруются и уйдут в интернет. Нас это тоже касается. Просто приходить сюда и общаться — это как хобби. Да и здесь держишь нос по ветру, получаешь информацию, видишь, что к чему. А что толку сидеть одному в гараже? Скорее сопьёшься!