Самому старому экспонату порядка 70 лет – любитель из Кобрина уже много лет восстанавливает патефоны, магнитофоны и акустические системы, корреспондент kobrincity.by побеседовал с хозяином коллекции и послушал аудио-раритеты.
Кобринчанин Алексей Твердохлебов признается, что музыка сопровождает его всегда – дома, в машине, на работе. И это легко понять, если познакомиться поближе с ним и его домашней коллекцией звуковоспроизводящей аппаратуры — многие экземпляры он реставрировал практически с нуля.
Дать новую жизнь тому, что кажется мёртвым
— С 13 лет я уже начал паять, был самоучкой, поэтому азы внутреннего устройства приборов постигал в основном сам. В детстве перепробовал много разных занятий, но интерес к технике остался на всю жизнь. Так сложилось, что я начал заниматься старыми магнитофонами и патефонами.
У меня никогда не было желания просто купить и поставить дома музыкальную систему. Главная мотивация — восстановить то, что кажется мёртвым, дать новую жизнь музыкальному оборудованию «преклонного возраста».
Многие уникальные экспонаты я буквально спас. Одни пылились на антресолях у знакомых, другие служили подставками или элементами декора. Чаще всего аудиосистемы разобраны, сломаны или их просто не используют.
Каждое аудиоустройство я тщательно перебирал и восстанавливал недостающие детали — во всех случаях старался сохранить аутентичность. Что-то покупал, что-то находил в других местах, а что-то приходилось создавать самому. Иногда на это уходили недели, иногда и месяцы. Кстати, утверждение о том, что рекламы в Советском союзе не было, точно не верно. Информацию о товарах и услугах в те времена размещали неожиданно и креативно, в том числе — на грампластинках, вернее, на конвертах, — делится историей своего увлечения Алексей.
Аудиотехника начиная с 50-х годов и коллекция винила
За десятилетия такого необычного хобби в квартире и загородном доме в семье Твердохлебовых накопилась внушительная коллекция, среди которых выделяется патефон, выпущенный не позже 1955 года. Другие экспонаты моложе — ламповая радиола «Ригонда» 1974 года, магнитофоны 80-х -90-х годов различных моделей: «Ростов», «Маяк», зарубежный «Sharp», акустические системы, некоторые экземпляры собраны собственными руками.
Интересная особенность производства ленточных советских магнитофонов – многие создавались на заводах специального назначения, так что в их долговечности и качестве Алексей не сомневается. Но есть тут и минус – в те годы технологии требовали применения драгоценных и цветных металлов, поэтому современные охотники за легкими деньгами погубили множество уникальных экземпляров, разбирая и сдавая их на металлолом.
Ну и как же с таким разнообразием аудиосистем без коллекции винила? Она у Алексея тоже богатая. Metallica, Pink Floyd, Black Sabbath, AC/DC – по группам можно догадаться о музыкальных предпочтениях хозяина. Но для любителей более тихой музыки есть пластинки Песняров, Аллы Пугачевой и других звёзд советской эстрады.
Дед фронтовик спасал книги в сундуке – некоторые датируются XIX веком
Еще одним увлечением Алексея являются книги и часы, это он перенял от деда Свинкина Алтера Абрамовича — тот собирал древние и единственные в своем роде книги, некоторые из которых датируются XIX веком. Дедушка Алексея воевал в годы Великой Отечественной, награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», через тяготы войны прошла рядом с мужем и его супруга. Но и в таких обстоятельствах фронтовой офицер вместо вещей возил за собой сундук с книгами, пополнял библиотеку спасенными экземплярами. Уникальная коллекция сохранилась до наших дней и перешла по наследству уже сыну Алексея. После войны в 1947 году ветеран стал директором школы №2 в городе Кобрине.
Было бы время для творчества
Помимо увлечений, Алексей большую часть жизни посвящает работе. По специальности он инженер-строитель, но работать пришлось в основном на предприятиях системы газоснабжения. Сегодня он реализует себя в сфере теплотехники, столярного дела, создает из дерева предметы интерьера и оригинальные сувениры.
— Было бы свободное время для творчества, тогда коллекция становилась бы ещё больше и интереснее, — усмехается герой статьи.