Водитель автобуса должен не только безопасно доставлять пассажиров из пункта А в пункт В, но и во время пути следования выполнять массу других функций. Например, продавать билеты, своевременно открывать и закрывать двери, контролируя поток пассажиров, заполнять необходимую документацию… При этом соблюдать все правила дорожного движения, пожарной, технической безопасности и, конечно же, трудовой дисциплины. А как с этим справиться на 10 баллов, рассказал водитель автобуса Автомобильного парка №9 г.Каменец Анатолий Иванюкович.
Стаж мужчины – 38 лет, и на минувшей неделе Анатолий Алексеевич мог с чистой совестью уйти на заслуженный отдых. Но из-за острой нехватки водителей в автопарке решил не подводить коллег и руководство и принял решение поработать еще – пока позволяют силы и здоровье. К сожалению, молодежь в их коллективе долго не задерживается… И дело вовсе не в зарплате: она от 1500 руб. – в зависимости от наезженных часов и выручки. Основная причина текучки кадров в автомобильном парке – плотный график работы, который сформировался из-за острой нехватки водителей. Самый последний маршрут – «Каменец-Брест». Из райцентра автобус отправляется в 18.00, а возвращается «домой» на автовокзал в 22.05. Самый ранний рейс – в 5.30, и, понятно, что водителю нужно быть на работе уже в пять или в половине пятого утра, чтобы пройти обязательный медосмотр (медосвидетельствование), заполнить путевой лист, провести визуальный осмотр автобуса, убедиться в его исправности. А ведь чтобы прийти так рано, проснуться нужно еще раньше! При этом успеть умыться-побриться и съесть хотя бы минимальный завтрак, чтобы во время пути за рулем не закружилась голова.
– У молодых ведь тоже семьи есть, нужно прогуляться вечером, с детьми пообщаться, что-то дома сделать. А получается: вечером приезжаешь из рейса – весь дом спит, утром встаешь на работу – опять все спят… Поэтому надолго у нас и не задерживаются, – рассуждает Анатолий Алексеевич.
Сам он «задержался» в Автомобильном парке почти на 40 лет потому, что очень любит свою работу. После окончания в Каменце СШ №2 и службы в армии отучился в Барановичах на тепловозника. Помощником машиниста устроился, еще находясь под впечатлением от лекций одного из преподавателей, который рассказывал о романтике работы на железной дороге.
– Говорил: будете встречать рассветы, провожать закаты, – с легкой досадой в голосе вспоминает водитель. – Не захотел я этой романтики, три года отработал на поездах и пришел сюда. Сначала, по молодости, было интересно, нравилось. С возрастом, конечно, стало тяжелее, однако 38 лет – это не три дня… Но я уже прикипел к своей работе, как говорится, и душой, и телом.
Помогает Анатолию Иванюковичу выдерживать напряженный график его уважительное отношение к людям, умение находить общий язык с пассажирами (а они бывают ой какие разные!), не подогревать конфликт, если такой назревает, и способность вовремя проглотить обиду, а на что-то и вовсе закрыть глаза. Главное, говорит, не портить нервы ни себе, ни людям.
При продаже билетов все расчеты ведет в уме, без калькулятора. Если утром не хватает денег из разменной монеты, чтобы дать сдачи, просит, чтобы человек подождал, пока во время пути наберется необходимая сумма… Да, и с такими проблемами тоже приходится сталкиваться водителю автобуса и оперативно решать их. При этом люди, в каком настроении или состоянии они бы ни находились, должны остаться довольны поездкой и отношением человека, находящегося за рулем.
Вопросы режима и качества питания (соответственно, и здоровья), которые остро стоят перед дальнобойщиками и теми, кто много лет за баранкой, Анатолий Алексеевич научился решать мудро: берет «ссобойку» или с коллегами заходит в столовую, что рядом с автопарком.
В свободные минутки для водителя обязательна и разминка – старается больше ходить, ведь за несколько часов дороги ноги, лишь время от времени нажимающие на педали газа, сцепления и тормоза, затекают так, что не знаешь, куда их потом девать! И от этой проблемы Анатолий Алексеевич нашел действенное средство – это 46 соток огорода, где вместе с супругой Ириной Дмитриевной сажает не только классический перечень зелени и салатных овощей, но также множество рядов картошки. Часть второго хлеба съедается семьей, часть отправляется на корм поросятам и несушкам. Еще семья держит лошадку и кроликов – приходится заготавливать много травы. И это все на две пары рук супругов – дочь Анастасия живет и работает в Минске и не часто может подсобить родителям.
К труду привлекают 12-летнего сына Артема, чтобы понимал, откуда та же картошка берется; он и сам частенько спрашивает, чем помочь родителям. Благодаря папе знает устройство и работу мотоблока, умеет заменить в нем масло. Но больше всего забот у мальчика – с четвероногими питомцами. Ежедневная обязанность подростка – выгулять собак, своевременно покормить их и котов, при необходимости (тут уже помогает папа) обработать от блох и выкупать. Четвероногие знают своего маленького хозяина и всегда ждут его с нетерпением. Потому что именно он заботится о них с того дня, как однажды приболел глава семейства, а в деревню некоторое время была вынуждена ездить Ирина Дмитриевна с сыном.
Иногда Артем вместе с папой и собаками ходят на прогулки в лес, за грибами или на рыбалку, но такая удача выпадает разве что на каникулах.
…Красивые декоративные курочки и голуби Николаевской породы раньше тоже жили на подворье у семьи Иванюкович. Жили, потому что плотный график работы главы семейства не позволял вовремя открывать хозпостройки с птицей и выпускать пернатых на волю или же прятать их от хищников. В один из осенних дней, когда практически все перелетные птицы улетели в теплые края, на красивых голубей и почти таких же по размеру (чуть крупнее) курочек с хохолками напал ястреб, называемый в народе тетеревятник и перепелятник. Потери были большими и невосполнимыми. Но теперь хозяин соорудил вольер из рабицы – он защищает домашнюю птицу и от вражьей силы с воздуха. Планирует снова обзавестись курочками, которые несут много яиц и за год могут вывести несколько поколений цыплят. А какие они мамы!
Голуби породы Омские статные живут в домике, также построенном руками Анатолия Алексеевича, создают семьи, откладывают яйца в специально сооруженных для них ящиках, радуют воркованием, полетом и поведением, нежной заботой о потомстве. Хозяин их опекает, летом устраивает досуг на дворе: например, баню в виде корыта с водой, где они потешно купаются, а затем взлетают на специальные жерди, что обсохнуть и пообщаться о своем, голубином…
Птицы и кролики – отличное украшение двора, радость для глаз и, главное, Артема – главного папиного помощника.
А забота о живности, наблюдение за их поведением, жизнью вкупе с тяжелым физическим трудом – это и отличная разминка, и в то же время эмоциональная разгрузка для Анатолия Алексеевича после напряженного трудового дня за рулем автобуса.