Роман Шитов — весьма популярный дальнобойщик на белорусском YouTube. Его видеоканал насчитывает почти 130 тысяч подписчиков, а Instagram — больше 25 тысяч. 27-летний могилевчанин подкупает своей искренностью: рассказывает в лайф-режиме обо всём, что случается с ним в дороге. Без красного словца и кликбейта не обходится, но зрителям это нравится: многие почитатели, вдохновившись, даже бросают свои работы и уходят в дальнобой.
Недавно Роман в соцсетях сделал неожиданное заявление: покидает компанию, которую хвалил на протяжении последних пяти лет, чтобы… купить старый тягач и начать свой бизнес. Мы решили выяснить, почему мужчина совершил такой рискованный шаг, сколько денег вложил в приобретение техники и как теперь выпутывается из ситуации.
«Пока другие боятся, я развиваюсь»
— Роман, как вы попали в перевозки?
— Сел за руль фуры в 2017 году — пять лет назад. До этого работал пожарным-спасателем, но почувствовал: в МЧС закис. Меня отправили на пост в деревню. Было скучно, хотелось развития: и попутешествовать, и денег заработать. Всё-таки зарплата — главный мотиватор.
— Все эти годы вы проработали в хорошей компании и очень тепло отзывались о ней. Да и организация вами явно гордилась: публиковали посты с ссылками на ваши видео. Почему решили уйти?
— Раньше мы делали круги Европа — Азия, я работал на российской «дочке», на номерах РФ. Это было для меня интересно — увидеть разницу между регионами, мимо дома проехать. Но по понятным причинам Европа для нас закрылась, меня стали отправлять в рейсы исключительно по России. Подобное не совсем устраивало: не хотелось находиться где-нибудь на Дальнем Востоке, по два месяца не видя семью. Пришлось что-то менять — надо же расти!
— Но мне было очень грустно уходить. Благодаря этой компании всю Европу исколесил: посетил 28 стран. К тому же я три раза заезжал в Туркменистан. Это одна из самых закрытых стран мира после Северной Кореи: туда нужно приглашение. И то чаще всего прицеп просто прикрепляют к местным перевозчикам.
— Наёмный водитель-международник — это стабильно высокий доход. Какой заработок был у вас?
— Выше, чем средняя зарплата по стране. Но конкретные числа назвать не могу: подписывал бумагу о коммерческой тайне.
— И не страшно было всё менять и уходить в неопределённость?
— Нет. Наоборот, я считаю: сейчас — время возможностей. Пока другие боятся, я развиваюсь. Вообще, Беларусь — страна дальнобойщиков! Я очень многих привёл в эту сферу.
— Легко говорить о возможностях, если есть накопления. У вас был стартовый капитал?
— Не было! Вообще ничего. Но и кредит я не брал. Я просто купил самые старые и дешёвые тягач и прицеп, которые продавались на av.by. Пару зарплат с прошлой работы отложил разве что.
— С какими трудностями «ипэшника» уже столкнулись?
— Трудностей нет! Это, так сказать, мелочи жизни. В фирме, конечно, всё делают и решают за тебя. Твоя задача — рулить, не нарушать ПДД, безопасно довезти груз до места назначения, получить товар, проверить документы. А теперь всё на мне, включая поиск заказов, поддержание авто в технически исправном состоянии, устранение поломок… Но я осознанно на это шёл и детали продумал. Пока всё хорошо, машина справляется.
— А с оформлением ИП и необходимых документов не было сложностей?
— Я юридически не очень подкован, поэтому имелись вопросы. Бухгалтера у меня нет — только жена в помощниках. Но ни я, ни она с данной работой не сталкивались. Оформление ИП заняло около двух суток, включая процедуры в налоговой. Нужно ещё обратиться в Транспортную инспекцию за лицензией, чтобы дали разрешение выполнять международные перевозки. Перед этим необходимо переучиться и получить «корочку» — на такое несколько месяцев точно уйдёт.
«Купил 27-летний Volvo F12 — тягач ценою в четыре покрышки»
— Расскажите, как приобретали технику и за сколько. Почему не взяли Renault Magnum, который тоже рассматривали к покупке, — не хватило средств?
— На «Магнум» у меня были деньги, хоть и стоит он в два раза дороже. Я мог продать свой старенький Mercedes-Benz E-класса (к слову, так и сделал по итогу) и доложить нужную сумму. Но запчасти на модель втрое дороже, чем на «Вольво», — это могу сказать по опыту двух моих товарищей. Они сейчас стали на ремонт с поломкой, с которой я продолжаю тягать грузы.
— О «Вольво» опытные водители и перевозчики крайне хорошо отзывались. Никакого негатива я не услышал. К тому же у моего товарища был F12, приятель мне сразу сказал: «Рома, бери! Эта машина даже полуразваленная доедет, куда тебе надо». В итоге взял. Отдали её почти за $4 500. Очень подкупило, что предыдущий владелец ничего об авто не скрывал, даже согласился на то, чтобы я с ним в рейс скатался и посмотрел на технику в деле. Вместе из Гомеля съездили в Брянск с 23 тоннами груза. Всё прошло хорошо.
— А чего же тогда старый хозяин её решил продать, да ещё и по низу рынка?
— Сказал, закрывает бизнес из-за всей этой ситуации. Но, возможно, причина была и в том, что двигатель «сапунил», человек видел: понадобится ремонт мотора. Я это знал и понимаю: зимой придётся делать. Во сколько обойдётся починка? Пока не могу сказать, рассчитываю вложиться до $1 000.
— Как думаете, когда машина себя окупит?
— Она уже это сделала! Хотя относительно: я могу сейчас поменять резину или, например, отремонтировать двигатель — и на том вся окупаемость закончится, грубо говоря. А так это тягач ценою в четыре новые покрышки — не забывайте. Антифриз, масло в нём по 40 литров — тоже деньги.
— А расход топлива какой?
— 40 литров ДТ на «сотку».
— Ну а что, если по-хорошему, в тягаче ещё надо сделать?
— Поршневую группу нужно менять: масла машина много «жрёт». Покрышки тоже необходимо обновить. К слову, я даже звонил в «Белшину»: хотел предложить небольшой бартер, но нужного размера не оказалось в наличии, потому что он сразу разъезжается по белорусским заводам.
— На что обращать внимание при покупке тягача?
— Главное — не взять подзаборный вариант, который долго стоял на месте! Выбирайте машину, только пришедшую из рейса. Она не должна быть дорогой в обслуживании, чтобы потом на запчастях не разориться. Даже такие, казалось бы, расходники, как аккумулятор или шины, могут потом потянуть чуть ли не на половину стоимости техники.
— У крупного перевозчика вы работали на новых автомобилях. Чувствуете, что сейчас комфорта и удовольствия от поездок поубавилось?
— Свой последний Volvo FH я получал с завода. Но, пересев на старый «корч» (он мой ровесник), лично я разницы не ощутил! Не могу сказать, что F12 — плохая машина. Да, она старая. Но довольно-таки комфортная, хорошо тянет. Выглядит хуже, чем ездит, — это я вам точно говорю! Поэтому ни о чём не жалею.
— В некоторых давних видео вы не очень лестно отзывались о Volvo. Почему? И на каких ещё тягачах удалось поработать?
— Сперва меня посадили на MAN TGX 2012 г. в. с «механикой», на нём я проездил пару месяцев. После этого был Mercedes-Benz Actros 2016 г. в. с АКПП. Его в фирме те, кто работал на Volvo, очень ругали: называли прожорливым и сравнивали с КамАЗом. А мне «Мерс» нравился: никогда меня не подводил, да и кабина комфортная. Поэтому я в шутку начал в ответ критиковать «Вольво».
— Потом меня пересадили на новый Volvo FH, с ним я тоже сработался. Это передовая машина! О минусах новых тягачей с завода нечего и говорить — их попросту нет.
— А за сколько купили прицеп?
— Самый дешёвый нашёл в Бобруйске за $1 500. Сразу скажу: что до $5 000 ни смотрел — всё хлам, всё одно и то же. Немного пришлось вложиться в ремонт: при загрузке провалился пол. Принял решение постелить листы металла, ушло 1 200 BYN, но с учётом, что клал и варил их только я вместе с другом.
— Листы всегда можно продать или сдать в металлолом. Так что, исходя из экономии и практичности, выбрал не фанеру.
— Если подвести итог: сколько нужно денег, чтобы начать свой бизнес в сфере международных грузоперевозок?
— Думаю, в $10 000 можно вложиться.
— А почему семейный «Мерс» продали, если средств на покупку тягача и всего сопутствующего хватило?
— На всякий случай! Чтобы не волноваться в случае форс-мажоров и были деньги на топливо, запчасти, эвакуатор и так далее.
«YouTube приносит до $1 200 в месяц»
— Как находите сейчас заказы?
— У опытных перевозчиков уже есть база клиентов. Я пока что работаю на своё имя. Ищу заказы через специальные сайты и площадки, в том числе российские.
— Что часто возите?
— Езжу с цементом, плёнкой, отходами производства в Россию, выполняю международные перевозки. Работа есть, но вопрос в том, сколько платят за эту работу.
— Есть заказы, где расходы на топливо больше, чем денежное вознаграждение. Самые хорошо оплачиваемые перевозки — это негабаритный груз и рефрижераторы, но с ними нужно спецразрешение и спецтранспорт.
Пока в планах привести в порядок «Вольво» и поехать в Азию — Таджикистан, Узбекистан… Я знаю, что над этим многие сейчас посмеются, мол, куда он на своём «корче» докатится! Но даже просто ради контента готов доказать: это реально.
— Когда решили, что нужно транслировать свою работу в интернете, и завели блог?
— Я часто смотрел чужие блоги, даже когда дальнобоем не работал. Особенно нравилось творчество Паши Короля из Латвии. Потом начал снимать сторисы в Instagram — количество подписчиков росло постоянно. Мне стали писать, мол, круто, нам нравится — делай ещё! Но многие фолловеры — люди пожилые и не так часто заходят в «Инсту», как молодёжь. Они не успевали сторисы смотреть: короткие ролики висят в профиле сутки и потом пропадают. И я решил: нужно переходить на YouTube. Я очень благодарен своей аудитории за то, что меня к этому подтолкнули! Сейчас вижу по просмотрам: зрителям заходят материалы про покупку техники (особенно возрастной) и открытие ИП. К сожалению, у меня из-за количества забот в новом статусе не хватает времени снимать. Но скоро начну активнее выкладывать видео!
— YouTube приносит деньги?
— Конечно, я этого не скрываю! Месячный рекорд — $1 200. Сейчас выходит меньше — $300—500. Всё зависит от числа роликов и тематики канала. Если бы снимал про бизнес, обучение — YouTube больше платил бы.
— Как вы считаете: есть у вас конкуренты на белорусском YouTube?
— Соперничества у нас нет, мы все дружим! Даже Паша Король теперь мой товарищ. С Паном Усяляном тоже знакомы. Но на сегодня по теме дальнобоя у меня самый большой канал в Беларуси.
— Как отреагировали на уход из отрасли Пана Усяляна?
— А вот так и отреагировал — сам уволился! Открытие ИП — тоже, по сути, шаг в сторону ухода из дальнобоя. Несмотря на все плюсы работы, длительные рейсы наносят вред и семье, и здоровью. Это круглосуточная опасность: никогда не знаешь, кого и что встретишь на дороге. Бандиты также не редкость. В Беларуси тебя никто не обворует, но, например, под Питером у меня как-то слили 400 литров топлива. И хотя мной было написано заявление в полицию, руководство посчитало это за пережог, мне вычли ДТ из зарплаты.
В Европе кабины постоянно вскрывают и обчищают, особенно беда с этим во Франции: там правоохранители уже даже на вызовы не реагируют.
— А почему не рассматриваете возможность работы в ЕС?
— Для российского и белорусского транспорта дорога туда закрыта.
— У меня есть мечта — потрудиться в Скандинавии: Норвегии, Швеции, Финляндии. Но семья перевешивает. А так нам и дома хорошо! В Беларусь из рейсов возвращаюсь с огромным желанием и теплотой в душе. В розовых грёзах о будущем, конечно, расширяюсь, нанимаю водителя... И хотелось бы когда-нибудь купить машину посовременнее. Но пока мой старичок выручает. Спасибо и на этом!