Большая реконструкция набережной имени Франциска Скорины в Бресте началась в 2017 году. С тех пор центр тусовки брестчан с пешеходной Советской стал смещаться к берегу Мухавца. За эти годы протяженность набережной выросла на 2,3 километра. Чтобы обойти ее неспешным шагом, заглянув во все точки притяжения, понадобится около часа, пишет Onliner.
Смотрим, как сейчас выглядит обновленное общественное пространство, которое периодически прибавляет «по кусочку».
Брестскую набережную обновляют поэтапно: на сегодня воедино слились пять совершенно разноплановых участков — от «лирических» уголков с цветами и извилистыми дорожками до брутальной локации возле ТЭЦ. «Делать набережную самой длинной и этим выделиться — не наше. Надо сделать ее самой наполненной, самой интересной, чтобы, прогуливаясь, человек мог получить информацию, что-то новое для себя узнать», — озвучивал концепцию председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук.
В реконструкцию уже вложили 9,3 миллиона рублей. Немало. Но и процесс, говорят, сложный, долгий. Впереди еще несколько новых участков, так что сумма точно увеличится.
Прогулка по набережной начинается с кафе ZALIF — самой интересной локации лодочной станции «Старая пристань». Кафе-судно пришвартовано к берегу. На нижней палубе можно сидеть на «семи ветрах», а можно спрятаться за стеклянные стены, через которые прекрасно виден главный причал и мост, ведущий к международному погранпереходу.
В «эпоху застоя» брестский Мухавец пестрел плавсредствами на разные лады: байдарки, каноэ, катера… Тогда же по реке бесконечным потоком ходили грузовые баржи. Когда в наши дни набережную возвращали к жизни, одним из принципиальных моментов ее обустройства стала лодочная станция, благодаря которой на реке есть жизнь (порой довольно бурная).
15 минут прогулки на катере, идущем по маршруту, стоят 15—20 рублей. Полчаса катания на лодке — 10 рублей, на катамаране — 15. Но деньги — ерунда, есть в этих новых правилах своя неприятность. Раньше на арендованной лодке можно было плыть куда глаза глядят (некоторые добирались даже на отдаленные острова Мухавца). Сегодня же прогулка строго ограничена буйками.
На всем протяжении набережной обустроены несколько спусков к воде, на которых разгорелась негласная конкуренция за место. Главные соперники — подростки и рыбаки. Рыбаки стоят на протяжении набережной от бульвара Шевченко до речного порта. Несмотря на детский визг, мужики в любую погоду удят рыбу. Наш собеседник Юрий со знанием дела рассказывает: «Шум не помеха, по-прежнему клюет: плотва, лещ, щука, сом, судак — вся речная рыба, кроме пескаря».
Вдоль реки летают велосипеды, электрические картинги, самокаты и сигвеи. 15 минут на сигвее стоят всего 5 рублей, в то же время на самокате — 7 рублей. Администратором над этим техническим парком поставлен студент Арсений, говорит: «В день через наш прокат проходят около 300 человек». На пешеходной Советской встречаются два главных променада брестчан. Открытой площадкой сюда выходит кафе «Параграф», напротив — монументальная текстовая инсталляция «МОВА», которую облюбовали тинейджеры.
Роль центральной фигуры отдана Дракону из металлических колец — 4-метровый здоровяк как-никак.
Толпа всегда собирается возле солнечных часов. Циферблат украшен фигурками из черного железа — копий достопримечательностей Бреста: здесь можно видеть памятник 1000-летия, здание Бернардинского монастыря, ЦУМ (характерная архитектура 70-х), спортивный комплекс «Виктория» в стилистике 2000-х. Всего 16 фигурок. Каждый, кто останавливается возле часов, пытается угадать время с помощью природного механизма.
После реконструкции линия набережной на определенном участке совпадает с границей городского сада. На днях здесь появилась уникальная дорожка, ведущая в сад. Внешне похожая на самостоятельный арт-объект, она заставит снять каблуки каждого, кто захочет пройти. Дорожка собрана из старых гранитных бордюров, демонтированных при реконструкции улиц Бреста. Бордюры уложены в кривую линию и пересыпаны щебнем.
Последний отрезок набережной, нацеленный на соединение с мемориалом «Брестская крепость-герой», виляет от реки в закрытую с двух сторон местность. Это достаточная узкая дорога, где вид на воду скрывают хозяйственные постройки речного порта, с другой стороны стоит глухой забор Брестской ТЭЦ. Из-за этой естественной тесноты обновленный променад многим показался скучным. Однако стоит помнить, что эти 570 метров дались строителям нелегко: все пришлось делать с нуля, так как раньше эта территория была закрыта для посещений и полностью заросла кустарниками.
«Лофт»-участок набережной — это далеко не конец. Впереди еще как минимум два этапа реконструкции. «Со стороны крепости 100 метров набережной есть, просто она никак не использовалась и пришла в запустение. Наша задача — соединить новую набережную и ту, которая сделана при реконструкции Брестской крепости. Выход от Музея паровозов к Берестейскому мосту — это шестой этап реконструкции. Седьмой этап — это работы после того, как Брестский речной порт перейдет на новую промышленную площадку. Мы сохраним все здания, которые имеют условную де-юре историческую ценность, постараемся их адаптировать под интересные для людей объекты», — рассказал Александр Рогачук.