Фото носит иллюстративный характер
С парковочными местами во дворах и так не густо, а тут еще месяцами заняты парковочные места, так необходимые другим водителям транспортных средств. Этим вопросом часто задаются наши читатели, и они полностью правы, ведь собственник оставленной машины обязан ее содержать в надлежащем состоянии или переместить на охраняемую стоянку, раз уж авто не эксплуатируется.
Законодательные акты оговаривают признаки неэксплуатируемости автомобилей. К ним относятся:
- наличие внешне видимых повреждений или деформаций, при которых запрещается управление автомобилем (приложение №4 к ПДД, глава 7 «Прочие элементы конструкции транспортного средства);
- отсутствуют элементы конструкции (например колеса, бампер и т.д.);
- автомобиль не используется в течение 6 месяцев со дня истечения срока техосмотра.
Для борьбы с автохламом, а именно так в народе именуют неэксплуатируемые транспортные средства, был издан Указ Президента №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». Реализацией положений Указа занимаются местные исполкомы, но не одни, а в тесной связке с ГАИ.
Указ Президента Республики Беларусь №348.
П. 3. Местный исполнительный и распорядительный орган совместно с соответствующим подразделением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ) в пределах соответствующей административно-территориальной либо территориальной единицы выявляет неэксплуатируемые транспортные средства и принимает меры по установлению их собственников (владельцев).
Сообщить о неэксплуатируемых автомобилях можно в ГАИ или ЖЭС (ЖРЭО), после чего автовладельцу должны направить предписание (извещение), в котором ему укажут на обязанность в течение 30 дней привести машину в порядок и наделить ее признаками эксплуатируемости или убрать на охраняемую стоянку (п. 4 Указа).
Также в извещении автовладельцу разъяснят, что такое утилизация и в каких случаях ее могут применить принудительно.
Если по истечении 30 дней собственник автохлама предписанных мер не предпримет, то тогда его автомобиль принудительно переместят на спецстоянку. До этого автомобиль должны осмотреть и составить акт осмотра.
Забрать машину после этого можно после обращения с таким требованием в местный исполком, при этом автовладельца обяжут возместить затраты, связанные с перемещением и хранением автомобиля. На обращение о возврате дается 3 месяца, по истечении данного срока считается, что автовладелец отказался от права собственности на свою машину.
Ну а дальше представители местного исполкома обратятся в суд с иском о признании транспортного средства бесхозяйным, после чего уже официально бесхозный автомобиль передается в собственность администрации района. После вынесения судом решения транспортное средство снимается с учета и утилизируется.
Сам процесс утилизации осуществляется в соответствии с Положением о порядке утилизации неэксплуатируемых транспортных средств, признанных бесхозяйными и переданных в собственность административно-территориальных единиц (постановление Совета министров Республики Беларусь №1294). Утилизация неэксплуатируемых транспортных средств производится подчиненными Министерству промышленности специализированными организациями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов.
К сожалению, в некоторых случаях практика такова, что принудительно перемещенные автомобили хранятся на спецстоянках годами, и за все это время автовладельцу начисляют плату за каждый день хранения машины. Доходит до того, что такая плата в разы превышает стоимость самой машины. Не заплатишь, тогда деньги будут взыскивать через суд, а затем за дело возьмутся представители органов принудительного исполнения, в арсенале которых предостаточно средств, чтобы понудить должника выполнить финансовые обязательства.
Также следует помнить, что Постановлением Совета министров приняты правила благоустройства и содержания населенных пунктов. Так вот, в рамках такого благоустройства организуются работы по сбору, перемещению на охраняемое место неэксплуатируемых транспортных средств для хранения и утилизации. Так что выявление во дворах и на улицах автохлама – это не разовая процедура, когда кто-то позвонил и сообщил, а регулярный комплекс мер, называемых благоустройством. Автовладельцам нужно иметь это в виду, чтобы потом не сожалеть.