Фото из открытых источников (иллюстративное)
Статья за 3 авг. 2022 г.
Купили товар в магазине и остались недовольны? Вещь оказалась неудобной или не подошла по размеру, а может, вы и вовсе обнаружили брак? Узнали, какие покупки можно сдать продавцу обратно и вернуть свои деньги.
Какие товары можно продавать потребителям?
Закон «О защите прав потребителей» гласит, что товары, которые поступают в продажу, должны быть качественными и безопасными. Под «безопасностью» подразумевают безопасность для:
- жизни;
- здоровья;
- наследственности;
- имущества потребителя;
- окружающей среды.
Под «качеством» имеется в виду ряд свойств, которые делают товар надежным и пригодным к использованию.
Мне продали некачественный товар, что я могу с этим сделать?
Согласно статье 20 Закона «О защите прав потребителей», покупатель может настоять на:
- замене такого товара качественным;
- уменьшении цены на товар, соразмерном найденным недостаткам;
- срочном бесплатном устранении недостатков – ремонте;
- возмещении убытков на устранение поломки или других недостатков товара (если покупатель сам починил вещь).
Также вы имеете право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать вернуть вам деньги за некачественный товар. В свою очередь продавец попросит вас принести и вернуть товар в магазин. В этом случае вы имеете право возвращать покупку без упаковки. Также продавец не имеет права уменьшать сумму возврата из-за утраченного товарного вида вещи или по иным причинам.
И самое важное – если вы заметили брак в течение гарантийного срока, можете смело обращаться в магазин. Если гарантийный срок не установлен, то у вас есть два года с момента получения товара, чтобы связаться с продавцом и настоять на одном из вариантов выше.
Для категории технически сложных или дорогостоящих товаров у потребителя есть 30 дней, чтобы обратиться в магазин в случае брака и других изъянов. Причем если из-за технической неисправности или других недостатков товара потребителю был причинен вред, то продавец должен возместить его в полном объеме. Не имеет значения, заключен ли договор купли-продажи.
Важно учитывать, что продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, которые возникли до момента передачи потребителю. Кроме того, перед продажей вас обязаны проинформировать о неисправностях, браке и прочих нюансах нового приобретения, если таковые имеются. Если вам все проговорили, и вы совершили покупку, то продавец уже не несет ответственности за состояние товара и возможный ущерб.
Еще один важный момент. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) имеет право провести экспертизу, чтобы понять причину поломки или других недостатков товара, которые вы обнаружили. Если докажут, что брак или неисправность произошли по вашей вине, то товар вам не обменяют и не отремонтируют, а продавец не будет возмещать ущерб.
Если вещь мне просто не подошла или не понравилась, я могу вернуть ее в магазин?
Статья 28 Закона указывает, что потребитель вправе в течение 14 дней со дня покупки вернуть в магазин даже товары, к качеству которых претензий нет. Вторым вариантом возможных действий является обмен вещи на аналогичную, только другого фасона, расцветки, размера или формы.
Вернуть или обменять товар надлежащего качества можно, если он:
- относится к непродовольственным – обмен и возврат качественных пищевых продуктов не предусмотрен;
- не был в употреблении (сохранилась бирка или целостность упаковки и т.д.);
- сохранил свои потребительские свойства;
- не включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
Однако следует всегда сохранять и упаковку, в которой вам продали товар, – магазин примет его только в этой упаковке.
При возврате продавец обязан вернуть вам деньги сразу же или в течение семи дней с момента вашего обращения. За нарушение указанных сроков продавец будет обязан уплатить неустойку в размере 1% от цены товара.
Также имейте в виду, что расчеты с потребителем при возврате товара осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата. Например, если вы рассчитывались за покупку картой, то и деньги за товар должны вернуть на эту карту.
Важно помнить, что нельзя вернуть или обменять качественный товар, если он куплен у физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, а также если вы приобрели товар у ремесленника или на рынке.
Серьги, лекарства и игрушки: какие товары нельзя вернуть в магазин
В феврале 2022 года Совет Министров Беларуси расширил список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Сегодня в этом списке 36 позиций. Вот некоторые из них:
- бижутерия;
- ювелирные изделия;
- нательное белье;
- носки, чулки, колготки;
- ручки, фломастеры, маркеры;
- маникюрные и педикюрные наборы;
- наушники;
- игрушки;
- лекарственные средства;
- предметы личной гигиены;
- товары бытовой химии;
- животные, птицы, рыбы и корм для них;
- бытовая химия;
- парфюмерия и косметика;
- паркет, ламинат, пробковый пол, настенная пробка, плитка керамическая, обои;
- драгоценные металлы.
Однако даже многие товары из этого списка можно будет сдать обратно в магазин, если они были герметично упакованы и вы не успели нарушить целостность упаковки – распаковать. Это доказывает, что товар не был в употреблении и дает вам право обменять его или получить свои деньги обратно.
Интересен факт, что к имуществу, которое не подлежит возврату и обмену, законодатель относит также автомобили, велосипеды и мотоциклы. Но есть один нюанс: речь идет о товарах надлежащего качества. Если в течение 30 дней после покупки была обнаружена поломка или другой существенный недостаток, вы имеете право вернуть или обменять автомобиль, велосипед и мотоцикл.
Что в итоге? Основные права потребителей подразумевают защиту от небезопасных товаров и вещей ненадлежащего качества, а также ответственность изготовителей и продавцов за вред, причиненный покупателям вследствие недостатков товаров. Вместе с тем покупатели должны соблюдать правила использования вещей, их транспортировки и хранения.