«По половине зернышка в день — это немного. Но в год выходит 182 с половиной — не так-то уж и мало», — подводил подсчеты Крот во время раздумий, жениться ли на Дюймовочке. Иногда производители становятся похожи на этого крота: недольем 50 мл — покупатель не заметит, а в год огромная экономия. Теперь она добралась и до бутылок с колой, объем которых долго держался на ровной отметке. Узнали, что это такое и отличаются ли в цене 1 л и 900 мл.
«К соку по 950 мл уже привыкли, но Coca-Cola — это перебор!»
Теперь у каждого белоруса всегда есть маленький повод для радости — достаточно просто купить целый литр молока или 100-граммовую плитку шоколада. Покупатели говорят, что уже привыкли к «недолитой» молочке, но чтоб газировка…
— Ладно, к упаковкам сока и молока по 950 мл мы уже привыкли и смирились, но Coca-Cola… Это уже перебор! — возмущается молодая покупательница из «Виталюра».
— Теперь уже и Coca-Cola продается по 0,9 л в бутылке? — удивляется другой покупатель. — Мне кажется непорядочным в такую тару разливать. Цена же вроде осталась как за литр.
Мы пошли в магазины и посмотрели: действительно ли есть отличия за литр и 900 мл? Итак, на полках стоят пластиковые бутылки Coca-Cola объемом 2 л, 500 и 900 мл.
— Вы как с луны свалились! Она давно уже продается по 0,9 и 1,9 л. Полгода так точно, — прикидывает срок продавец.
Бутылок по 1,9 л найти не удалось, но есть двухлитровая бутылка — 1,8 рубля за литр, 900 мл — 2,54 рубля за литр, 500 мл — 3,38 рубля за литр. Подтверждается старое как мир маркетинговое правило: чем больше объем, тем дешевле. Но отличается ли в цене 900 мл и 1 л колы, сказать сложно: ни в одном из магазинов сети литровых бутылок не было.
В «Евроопте» нашлись бутылки с напитком 2 л, 1 л и 0,5. По цене соответственно: 1,6 рубля, 1,99 рубля и 2,78 рубля за литр. Та же схема (и сравнить 900 мл нельзя). В гипермаркете сети Prostore вообще нет ни одной бутылки Coca-Cola, только «Бела-Кола» и Pepsi.
«У нас осталось в трех магазинах по одной литровой бутылке»
Винить производителей только в желании заработать на этом нельзя: условия диктует экономическая обстановка, при которой покупатель с большей долей вероятности возьмет то, что дешевле. А если удешевить упаковку не удалось, остается недолить в нее. Так в магазинах Беларуси (и не только) стали появляться бутылки по 875 мл молока, упаковки масла по 175 г и шоколадки по 80 г. Определить, что выгоднее, не всегда возможно, поэтому МАРТ в 2018 году ввел у нас «честные ценники» и обязал для всех продуктов указывать цену за кило или литр. Например, в соседней России такого правила нет — покупателям приходится считать в уме.
В сети «Виталюр» официальный комментарий оперативно получить не удалось, но в кол-центре рассказали, что первая партия напитка по 900 мл поступила в магазины в начале месяца. Бутылки по литру и 900 мл можно найти рядом на полках, но только если вам обычно очень везет в лотерейках.
— У нас в продаже есть объемы как 1 л за 2,15 рубля, так и 0,9 л за 2,29 рубля. Самая первая поставка по 900 мл зафиксирована 1 сентября. Могу предположить, что компания Coca-Cola решила поменять номинал, потому что литровые бутылки у нас остались всего в трех магазинах — по одной бутылке. Скорее всего, теперь поставки будут только по 0,9 л.
На бутылках по 900 мл указан российский изготовитель, на литровых — белорусский. Производитель напитка «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» пояснил, что вопросы не к ним — они доливают все как следует.
— Наше унитарное предприятие производит в Республике Беларусь напиток безалкогольный газированный Coca-Cola объемом 0,5, 1, 1,5 и 2 л. Продукцию в упаковке объемом 0,9 л мы не производим, — пояснила Onlíner замгендиректора по связям с общественностью «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Марина Боровко.
То есть литровая бутылка газировки сейчас выходит дешевле, чем 900 мл. Но если первую делают в Беларуси, то вторую — в России. А значит, к ее стоимости могут добавиться транспортные расходы. И если у нас кола по 0,9 л появилась на днях, то в российских магазинах — еще в начале 2018 года. Тогда Coca-Cola HBC пояснила это расширением предложения — можно будет купить чуть меньший объем за меньшие деньги.