Подборка товаров от компании «Navigator», которые вам точно пригодятся

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

23.05.2024 17:56
Транспорт

Владимир Протасеня знает, как вернуть к жизни сданное в металлолом авто и превратить его в раритет, который можно увидеть и в кино, и на фестивалях. Первый мотоцикл он отремонтировал в 13 лет.

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

"Как-то сосед позвал нас, сельских мальчишек, посмотреть на старый мотоцикл и сказал: "Сможете восстановить - он ваш". Как мы тогда обрадовались, особенно я. Долго над тем мотоциклом колдовал - и, наконец, он завелся! По сути, это была первая машина, которую я восстановил сам", - рассказывает Владимир Протасеня.

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

На том мотоцикле он стал гонять по деревне. Чаще всего за околицей, чтобы не попасть на глаза милиции. Адам Александрович, отец Володи, поругивал сына и предупреждал, чтобы не лихачил, но втайне все же гордился: голова у парня на месте, да и руки растут откуда нужно.

Вскоре наш герой окончил техническое училище, затем индустриально-педагогический техникум, а потом и вуз - к удивлению, не технический, но жизнь связал с техникой, к которой лежала душа. Права на вождение авто получил в 17 лет. "Отец работал шофером, и мне машины нравились, причем даже больше мотоциклов. Вот и связал свою судьбу с автотехникой, много лет проработал на станции техобслуживания", - признается он.

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

Когда Владимир Протасеня демобилизовался из армии, заинтересовался реставрацией авто. Первым его "старичком" стал "Мерседес-170 В" 1936 года выпуска. Он много лет простоял у владельца во дворе, но хозяин без сожаления расстался с машиной, увидев в глазах Владимира неподдельный интерес к технике. Этот автомобиль и сегодня находится в автопарке мастера.

"С тех пор для меня реставрация стала хобби, которое я считаю по-настоящему мужским", - говорит собеседник и проводит нас в мастерскую, которую построил во дворе родительского дома в агрогородке Козловичи. Здесь он отводит душу, реставрируя авто, а живет в Слуцке. Вспоминает, что когда начинал интересоваться старыми авто, их реставрацией еще никто не занимался. Считалось, что это бросовые машины, прошлый век.

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

"А мне они очень нравились. Сегодня в стране есть ряд реставраторов старинных автомобилей. Прошу не путать их с коллекционерами, которые просто скупают ретроавтомобили, фактически инвестируют в них. Есть и те, кто приобретает редкую машину, чтобы позже продать по цене в три-пять раз дороже. Есть люди, которые занимаются ремонтом таких авто, и те, для кого реставрация ретротехики - высший пилотаж", - рассказывает Владимир Протасеня.

Сейчас в его автопарке кроме того самого "Мерседеса" 1936 года есть несколько печально известных "черных воронков", а также машина-амфибия, милицейские "Жигули" эпохи СССР и еще несколько десятков других авто. Всего же, по признанию нашего героя, за всю жизнь он выкупил около 40 "старичков".

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

«Мерседес», «воронок», машина-амфибия. Белорус 40 лет реставрирует ретротехнику

"Сейчас авто уже не езжу смотреть, когда мне звонят знакомые приемщики металлолома, потому что захочу купить", - признается он.

Владимир Протасеня - очередной герой нашего проекта "Белорусы в кадре". Мы побывали в его мастерской и в "гараже" под открытым небом, услышали истории каждого ретроавтомобиля, которым он гордится, и узнали, почему реставратор мысленно просит прощения у обоих своих дедов, когда собирается сесть в танк.

Источник: БЕЛТА