Одна из самых обсуждаемых тем марта в автомобильной среде — повышение ставок утилизационного сбора. И дилеры, и рядовые клиенты задаются простым вопросом: как новые тарифы отразятся на стоимости автомобилей в салонах? Будет повышение цен быстрым или часть затрат импортёры (завод-изготовитель) возьмут на себя? Как всё это отразится на покупательском спросе и есть ли риск для некоторых брендов не выдержать ценовых колебаний и навсегда покинуть страну?
Своим мнением на этот счёт поделился Богуслав Гробицкий, директор ОАО «Гродноавтосервис». Организация является официальным дилером марок Haval, JAC, FAW Bestune в Гродно.
Кроме того, у компании продлён дилерский контракт с маркой Volkswagen. Некоторые модели можно и сегодня поставить клиенту официально по параллельному импорту. Правда, учитывая достаточно высокую стоимость, продажи очень ограниченны, отмечает собеседник.
— Хоть данные машины и пользуются интересом среди потребителей, покупают их редко. Последние Volkswagen мы продали в апреле 2023 года. Это была коммерческая техника. Так, VW Multivan реализовали за $55 000, а Caddy — за 30 000 долларов в эквиваленте.
— Расскажите про спрос на автомобили JAC в гродненском регионе.
— Из всех новых китайских автомобильных марок именно JАС зашёл в наш регион первым. Это случилось в 2022 году. Поэтому изначально спрос был большой. Соответственно, оказались высокими продажи абсолютно всех моделей. Это и лифтбек, и «паркетники», и пикап. Однако по мере расширения в регионе ассортимента других китайских машин интерес к «Джаку» снижался. Покупатели распределились и по другим китайским брендам. И не беру в расчёт Geely: он работает у нас уже давно. Речь идёт исключительно о новых китайских брендах, которые раньше здесь отсутствовали.
— Какие модели больше всего пользуются спросом?
— Пикап JAC Т8 и «паркетник» JAC JS6.
— Кто чаще их покупает: юрлица или физлица?
— Пикапы однозначно пользуются спросом у юрлиц. Как правило, это наши гродненские предприятия и представители аграрного сектора. Также индивидуальные предприниматели приобретают данные машины. Особенно те, кто занимается производством.
— На ваш взгляд, как изменятся цены на автомобили, реализуемые вами (JAC, Haval, FAW Bestune), после 1 апреля?
— По той информации, которую предоставили наши партнёры, ситуация будет складываться по-разному. Например, Haval производится в российской Туле, поэтому на автомобили этой марки утильсбор не станет распространяться. Значит, в цене повыситься они не должны. Хотя, повторюсь, всё это, конечно, зависит от политики импортёра. Что касается JAC, то у него большой запас складских автомобилей, завезённых ещё в 2023 году. Соответственно, на эту часть авто новые ставки утильсбора не распространяются. У меня нет точных сведений по поводу FAW Bestune. Предполагается, что цена повышена не будет. Хотя на новые поставки утильсбор уже начнёт распространяться, а это 8 000—10 000 BYN. Но импортёр ищет внутренние резервы для того, чтобы цену для дилеров удержать на текущем уровне.
— Затронут ли эти изменения рынок подержанных автомобилей?
— Никаким образом не должны. Бэушные авто для коммерческих целей юрлицами не завозятся. А если и завозятся, то в очень ограниченном количестве. Все машины с пробегом доставляются в страну частными лицами для личных целей или перепродажи, но на эту категорию ТС утильсбор не распространяется.
— По последней информации, Польша и Латвия не пропускают в Беларусь автомобили с объёмом двигателя более 1,9 литра и дороже €50 тысяч. Как считаете, такие меры отразятся на машинах, уже ввезённых в страну? Другими словами, ждать ли подорожания «бэушки»?
— Думаю, вряд ли это случится. Для физлиц утильсбор не уплачивается, а в связи с потерей российского рынка и покупателя может даже произойти снижение стоимости автомобилей с пробегом. Во всяком случае, мы предполагаем именно такой сценарий развития ситуации. К примеру, авто, которые мы покупаем по системе трейд-ин (а это в основном экземпляры, приобретённые здесь у официальных дилеров), в цене не должны просесть.
— А как новые ставки утильсбора отразятся на стоимости грузовиков и сельхозтехники?
— В этих категориях поднятие цены должно быть достаточно высоким, потому что даже разница в стоимости затрат при ввозе пикапов, например того же JAC Т8, составляет около 10 000 BYN. Если рассчитать эту пропорцию на автомобиль массой более 3,5 тонны, думаю, он подорожает прилично.
— Спровоцируют ли такие изменения падение спроса у белорусского, в частности гродненского, потребителя?
— Спрос зависит от финансового состояния населения и цены продукта, в нашем случае — автомобиля. Что касается авто, которые мы реализуем, то мы не думаем, будто произойдёт какое-то серьёзное повышение отпускных цен. Ну а учитывая, что финансовое положение людей не меняется, предположу: снижение спроса вряд ли случится.
— А есть ли у нас в стране бренды из так называемой зоны риска, которые не выдержат колебания цен и спроса и вынуждены будут покинуть Беларусь?
— Сегодня спрос достаточно ограниченный из-за высокой стоимости автомобиля по отношению к новым авто двухгодичной давности, например. Сегмента недорогих седанов вообще нет. Машины, стоившие когда-то до $15 000, сегодня не поставляются из Китая. Скажу даже больше: не планируется привозить их к нам. А вот спрос на автомобили дороже 15 тысяч долларов и так невысокий. Те, кто завёз модели и сегодня продаёт их штучно, думаю, не выдержат конкуренции и не будут иметь возможность покрыть все свои расходы по ведению этого бизнеса. Например, это может коснуться Kaiyi. Я говорю сейчас о доступных моделях. А вот бренды, предлагающие авто подороже, наверное, останутся на рынке. Ведь даже штучные продажи позволяют поддерживать номинальный уровень дохода.
Что касается автомобилей, которые реализуем мы, то JAC точно должен остаться. У него достаточно большой ассортимент. Более того, китайский представитель даже рассматривает возможность сборки в Беларуси. Haval также в любом случае останется. Эти машины производятся в России, не облагаются утильсбором и всегда смогут составить достойную конкуренцию белорусскому BELGEE. Будем работать над тем, чтобы и FAW Bestune не ушёл. Сегодня мы предлагаем автомобили всех этих трёх марок, но в разных объёмах. Надеюсь, так будет и дальше.
— А сколько машин продаёте?
— Каждый месяц по-разному, но у нас есть план — не менее 15 авто за календарный месяц. Это минимум, который должен быть исполнен. И он выполняется.
— А как скоро дилеры обновят прайсы новых авто? Или не стоит ждать поднятия цен в ближайшее время?
— Всё зависит от даты поступления автомобиля на белорусский рынок. Если машина ввезена и растаможена до 1 апреля, вряд ли какой-либо импортёр будет поднимать цену. Во-первых, он уже не может повысить её для дилеров, а дилеры в свою очередь — для конечного потребителя. А вот с автомобилями, которые придут после 1 апреля, всё туманно. Наши импортёры говорят о сохранении текущих розничных цен для нас. Часть затрат берёт на себя завод, часть — сам импортёр из своего дохода.
«Россия переориентировалась на китайский автопром»
Кроме того, в «Гродноавтосервисе» продаются и автомобили с пробегом — их предприятие берёт на реализацию от физических лиц. Своим мнением о том, что будет с ценами на б/у машины, высказался Владислав Метелица, заместитель директора по развитию ОАО «Гродноавтосервис».
— После того как из Польши и Латвии перестали пропускать в Беларусь авто с объёмом более 1,9 л и дороже 50 000 евро, появилось мнение, что начнёт увеличиваться стоимость машин здесь из-за сложности их привоза. На самом деле, думаю, всё окажется иначе и кардинально ничего не поменяется. Просто быстрее будут продаваться машины, которые уже есть в стране. Сейчас нет дефицита! Их и так много на внутреннем рынке.
— Если раньше человек, хотевший сэкономить несколько тысяч долларов на покупке подержанного авто, заказывал его в Европе, то сейчас в связи с этими изменениями он просто отправится на рынок и будет выбирать из того, что есть.
— А если и российский покупатель потеряет интерес к свежим экземплярам из Европы, это как-то отразится на нашем рынке б/у машин?
— Мы на российского покупателя не делаем никаких ставок уже 1,5 года. Более того, неделю назад я был в Санкт-Петербурге и заметил, что большая часть российского автопарка — это разных мастей «китайцы». Там практически нет 3—5-летних Audi, BMW, Volkswagen… Так что Россия уже переориентировалась на китайский автопром. Мало кто из тамошних покупателей верит, что можно пригнать из Европы иномарку с пробегом до 100 000 километров. А для россиян пробег — это очень важный момент. Поэтому многим проще и надёжнее купить китайское авто. Новое и из салона. Следовательно, белорусский рынок подержанных автомобилей у нас в ближайшее время вряд ли кардинально изменится.
Генеральный директор автомобильной компании «Атлант-М» Игорь Сукач: «Повышение цен произойдёт в ближайшие месяцы»
Своё мнение по поводу повышения цен на новые автомобили высказал и гендиректор компании «Атлант-М» Игорь Сукач:
— О том, что ставки утильсбора в Беларуси повысятся, мы говорили ещё в августе прошлого года, когда аналогичная ситуация произошла в РФ. Так и случилось. Хорошая новость в том, что у большинства наших дилеров на складах есть достаточный запас новых автомобилей, привезённых по предыдущим ставкам утильсбора, который позволит нам не повышать стоимость в течение какого-то периода. Возможно, месяц или два. Поэтому сейчас самое время приобрести новый автомобиль, если в этом есть необходимость. В перспективе мы ожидаем увеличения цен на новые авто, подобное неизбежно. Это касается машин, которые мы завозим из-за пределов Евразийского экономического союза, в первую очередь из Китая. Конечно, мы будем внимательно отслеживать ситуацию на рынке, анализировать все факторы перед тем, как принимать какие-либо меры. Нельзя сказать, что повышение цен произойдёт мгновенно, но оно точно ожидается в ближайшие месяцы.