Фото из открытых источников (иллюстративное)
Российский Федеральный центр развития экспорта продукции АПК («Агроэкспорт») опубликовал подробный обзор мирового рынка водки, в котором представлены тенденции глобального потребления крепкого алкогольного напитка, а также динамика экспорта и импорта.
Мировое потребление
В 2022 году объемы мирового потребления водки составили в натуральном выражении 294,8 млн декалитров (дал), а в стоимостном – $73,6 млрд.
Для сравнения: годом ранее объемы глобального потребления были на уровне 285,9 млн дал ($65,9 млрд).
За 2018–2022 гг. мировой рынок водки ежегодно рос в среднем на 0,7% по весу и на 2,4% по стоимости, а мировое потребление составляло 5,5–5,6% от общего объема продаж алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).
Как сообщает «Агроэкспорт», в структуре мирового потребления водки наибольшая доля в 2022 году приходилась на водку категории «стандарт» (63,6%). Далее следовала водка категории «эконом» (18,4%) и премиальная водка (18,0%).
Наибольший прирост объемов потребления за 2018–2022 гг. наблюдался по категории «премиум», которая демонстрировала уверенный рост в среднем на 2,6% в год. В 2022 году потребление водки категории «стандарт» составило 187,6 млн дал, что на 2,3% больше 2021 года.
На ароматизированную водку в прошлом году пришлось 16,1% общих объемов мирового потребления данного вида продукции. Больше всего ароматизированной водки потребляют в Республике Корея – 53% от всего рынка, а также в Перу – 57%.
Европа является лидирующим регионом по объемам потребления водки, на который приходится порядка 53,1% рынка данного вида продукции в натуральном выражении. Далее идут Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Экспорт и импорт
В 2022 году мировой экспорт водки составил $2,36 млрд, по отношению к 2021 году поставки выросли на 10,1%.
В стоимостной структуре экспорта основная доля пришлась на Швецию (20,0%), Францию (19,2%) и Польшу (8,0%). Россия заняла 8-ю строчку рейтинга, экспортировав в 2022 году продукции на $97,8 млн.
Что касается глобального импорта, то в 2022 году он составил $2,51 млрд. По отношению к предыдущему году объем импорта вырос на 10,5%.
В стоимостном выражении крупнейшим импортером водки были Соединенные Штаты Америки. В топ-5 мировых покупателей также вошли Франция, Великобритания, Канада и Германия.
Отмечается, что в 2021 году Россия импортировала 1,2 млн дал водки на сумму $61,5 млн. Основным поставщиком водки в РФ выступила Беларусь, на которую пришлось 40,9% российского импорта в стоимостном выражении. В топ-3 поставщиков также вошли Финляндия (19,8%) и Казахстан (10,9%).
Ценовая конъюнктура
В 2022 году средняя экспортная цена водки составила $3287 за тонну, увеличившись относительно уровня 2021 года на 21,9%. Наиболее дорогая продукция среди ведущих стран-экспортеров поставлялась из Франции (на 56,3% выше среднемировой цены), а также из Великобритании (на 51,6% выше).
В свою очередь, самая дешевая продукция экспортировалась из Латвии (на 15,7% ниже средней цены) и России (на 46,1% ниже).
Средняя импортная цена на водку по итогам прошлого года выросла на 3,9% и составила $3511 за тонну продукции. Среди ведущих стран-импортеров наиболее дорогую продукцию закупала Испания (на 51,6% выше среднемировой цены).
Наиболее низкие закупочные цены зафиксированы в Великобритании (на 24,9% ниже средней) и Казахстане (на 32,2% ниже).