На белорусских дорогах, во дворах многоэтажек всё чаще видишь привычный (уже!) китайский значок и… не удивляешься! Geely, Dongfeng, Voyah, Zeekr — эти бренды прочно вошли в нашу жизнь и не кажутся чем-то диковинным. Да и вообще, made in China больше не пугает… Интересно, а китайцы сами ездят на машинах собственного производства или только экспортируют их миллионными тиражами в другие страны?
Главный редактор av.by посетил несколько городов Поднебесной и обалдел от увиденного.
Чем длиннее — тем лучше
Лет 15 назад, находясь в каком-нибудь небольшом городке вроде Ханчжоу на юге Китая, вы бы задыхались от смога, жары и выхлопов от тысяч мопедов, грузовиков и такси далеко не первой свежести. А сегодня не только в 20-миллионном Пекине, но и в мегаполисах поменьше типа 12-миллионного Уханя на улицах легко дышится, царит образцовая чистота, по тротуарам гуляют воспитанные, спокойные люди и… красота вокруг! Дух захватывает.
Чуть отъехав от аэропорта и задумчиво рассматривая аккуратные пейзажи за окном, с удивлением осознал, что Китай — давно уже не страна дешёвых трудовых ресурсов, по дорогам здесь ездят не привычные в Беларуси 10-летние «корчи» (некоторые вспоминают даже о повозках), а практически одни новые автомобили. Многие с зелёными номерами — наглядный признак тотальной электрификации.
Обращаюсь к китайцу, сидящему за рулём нашего минивэна Voyah Dream: «Какую машину лучше купить у вас в стране?» После секундных раздумий тот отвечает: «EVR. Voyah Free — the best choice. it's cheaper». И мечтательно улыбается…
Заморосил дождь. За окном проносились ухоженные поля, деревья, кусты, могучие развязки дорог — некоторые из них издалека напоминали сумасшедший аттракцион. И вокруг плотным потоком двигались машины.
Сказать, что перед глазами были одни китайские марки, — враки. Европейских брендов довольно много, но все они — китайской сборки. Так, у местных очень популярны Audi, Mercedes-Benz, Lincoln, Volvo, Buick и диковинные для нас лонговые версии вроде «Пассата», «семёрки» BMW, крутых «авосек» Horch.
Хотя встречаются совсем непривычные нашему глазу Audi A4 Long или… длиннобазная баварская «тройка» с литерой L. Как вам такое?
А вот машин в кузове универсал я не увидел, равно как и транспорта с дизелем. По всей видимости, в городах их полностью вытеснили электрокары и гибриды. Причём гибридными стали даже автобусы!
Все на электрокары, товарищи!
Тут необходимо сделать ремарку. Электрификация транспорта в Китае за последнюю пятилетку совершила не иначе как «большой скачок», если вспомнить терминологию Мао.
В 60-е годы прошлого века сделать ему это не удалось, но спустя время отдельные методы великого кормчего всё же возымели эффект: в 1980-м первый китайский крестьянин вместо лошади сел на автомобиль, хотя официально владеть частным авто в Китае стало возможно лишь в 2000 году.
В наши дни ежемесячно (!) на дорогах становится всё больше и больше автомобилей с зелёными номерными знаками — их выдают владельцам электромобилей и гибридов PHEV (авто с ДВС и МHEV положены синие регзнаки, местная полиция ездит с белыми).
Во многих крупных городах Поднебесной распространена практика ограничения движения. К примеру, запрещается ездить на иногородних номерах в определённые часы утром и вечером будних дней, а в выходные передвигаться на авто можно всем. Или номера, которые заканчиваются на чётную цифру, имеют право ездить в чётные дни месяца, а те, что завершаются нечётной, — в нечётные.
В столице самим пекинцам можно пользоваться авто с ДВС только пять дней в неделю. И эта информация содержится в регзнаке: если номер заканчивается, к примеру, на 2 и 7, то нельзя ездить по средам. Нарушение легко фиксируется камерами (их здесь на каждом перекрестке понаставлено — мышь не проскочит), и штраф — 100 юаней (45 руб.).
К тому же обычный автомобильный номер в том же Пекине стоит порядка 20 000 юаней (около $3 000). Но, приобретая электро- или гибридный автомобиль, зелёный номер получаете бесплатно. Вдобавок с таким регзнаком можно ездить абсолютно во всех городах без ограничений. Чем не стимул, помимо финансовой выгоды?
Выпил, сел за руль — в тюрьму!
Кстати, о штрафах. В Китае действует балльная система нарушений. После получения в/у у каждого водителя есть 12 баллов на нарушения в течение календарного года. Лишился всех — забирают права. Заново учись в автошколе, сдавай экзамены. Кстати, удовольствие это недешёвое — в среднем около 6 000 юаней (2 700 BYN). Плюс всегда имеется большая очередь из желающих эти самые права получить. Так что ожидание пять-восемь месяцев — обычное дело.
Градация нарушений следующая: проезд на красный, вождение без прав — минус 6 баллов, разговор по телефону за рулём — 3 балла, поворот не из той полосы либо непристёгнутый ремень безопасности — 1 балл, превысил скорость… Тут свои тонкости!
Так, превышение скорости в Китае измеряется в процентах. Превысил на 10% — ничего страшного, поезжай дальше (при разрешённых 60 км/ч можно ехать 66 км/ч). Превышение от 20 до 50% — штраф уже 200 юаней (90 рублей) и спишется 3 штрафных балла.
А вот если превышение составит более 50% — сразу минус 12 баллов. То есть при разрешённых 40 км/ч поедешь 60 — сразу положишь права на полку. И не надо думать, что это останется незамеченным: буквально на каждом перекрёстке установлено с десяток камер, которые постоянно снимают, сверяя среднюю скорость автомобилей.
Оттого в том же Ухане водители старательно соблюдают скоростной режим и движутся единым потоком, словно лодки в течении великой и могучей Янцзы.
Резких стартов и перестроений я ни разу не видел, зато сигналит каждый второй! И неважно, аварийная ситуация или просто водителю что-то не понравилось. Протяжное «би-и-и-ип» в китайских городах — это норма.
В диалоге с китайцами понял следующее: подрезать, резко тормозить и уж тем более хамить на дороге здесь не принято. Пропустил поворот или надо срочно перестроиться — включай поворотник, и тебя сразу пропустят. Взаимоуважение на дорогах на высоком уровне. Белорусам точно стоит поучиться. И не только этому.
Сидя в китайском такси, разговорился с водителем, который мог сносно изъясняться по-английски. Затягиваясь сигаретой (курят китайцы везде и много), он часто вздыхал:
— Хорошего байцзю (крепкий алкогольный напиток от 40 до 80 градусов. — Прим. авт.) сейчас не найти. Да и стоит дорого! Но мы никогда за руль подшофе не садимся: штраф 2 000 юаней (900 руб.) и лишение прав на год. Но ещё хуже то, что, случись ДТП в алкогольном опьянении (от 0,2 промилле), можно на срок до трёх лет сесть в тюрьму, исключат из партии, фотографии везде расклеят...
Иными словами, пьяный за рулём в Китае — это вообще несмываемое пятно в биографии не только самого виновника аварии, но и ещё двух поколений детей такого «пьяницы». Они не смогут устроиться на государственную работу, воинскую службу, поступить в хороший университет, стать членом КПК. Конфискация авто в Беларуси на этом фоне — лёгкая цена за, согласитесь, серьёзное правонарушение.
К дому ближе — цены ниже
Но вернёмся непосредственно к транспорту. Как выше упоминалось, европейских машин в крупных китайских городах много. Но субъективно доля истинно китайских марок всё же превалирует. Особенно много BYD, Beijing (он же BAIC), Dongfeng, Lixiang («Лисян»), Zeekr...
Как я понял, сами китайцы предпочитают покупать машины, которые производятся локально где-нибудь неподалёку от места жительства. Они чуть дешевле за счёт логистики, да и недостатка в производстве своих автомобилей в КНР нет. Только в окрестностях Пекина десятки изготавливающих различную технику заводов, на которых мы тоже побывали (об этом — в отдельном материале).
Так, в столице очень много BAIC (эти машины здесь называются Beijing (в переводе «Пекин») и поголовно используются таксистами). Если отправиться в Ухань (провинция Хубэй), там чаще на глаза будут попадаться Voyah, Dongfeng, Nissan, Honda: в пригороде базируются совместные предприятия компании Dongfeng Motor.
Где-нибудь в Уху на глаза будут чаще попадаться Chery, а в Чэнду (провинция Сычуань) — Geely. Кстати, последних на китайских дорогах не так-то и много. Как рассказывали местные, авто данной марки не входят в список самых вожделенных у китайцев.
Voyah или Tesla — куда более желанная покупка, да и кредитные программы на приобретение новенького автомобиля неровня нашим — от 1,9% годовых! Во многих гипермоллах имеются бутики с машинами, где наравне с телефонами и телевизорами продаются электрокары.
Вот, к примеру, распиаренный Xiaomi SU 7 можно купить за 199 900 юаней ($28 000). А новинка от Zeekr — «шпионская» модель 007 обойдётся на 1 000 юаней дороже. Причём её предлагают взять под 1,99% годовых на первые 12 месяцев. Далее — 3,65%.
Первоначальный взнос — 15% от стоимости (31 500 юаней, или примерно 4 500 долларов). А дальше около $600 ежемесячно — и катайся на новой крутой тачке. Красота!
Хорошие условия и на не распиаренные у нас марки. К примеру, NIO ET5 оценивается в 299 000 юаней ($42 000), а кроссовер ЕТ6 — в 338 000 ($47 000). И опять же доступен выгодный кредит.
Хотя заметил, что за рулём «электричек» в основном молодые люди. Тот самый таксист объяснил: бензин в Китае довольно дорогой и его стоимость разнится в зависимости от региона. К примеру, на АЗС в Ухане розничная цена АИ-92 составляет 8,26 юаня за 1 литр (3,80 BYN), АИ-95 — 9,3 юаня за 1 литр (4,27 BYN). При этом средняя зарплата в КНР — около 7 000 юаней, или 3 200 BYN (в Пекине — 12 000 юаней, или 5 500 рублей).
Так что 55-литровый бак бензина за 450 юаней (190 рублей) для рядового китайца дешёвым не назовёшь. А сэкономить хочется! Вот молодёжь и старается выбирать современные технологии с сенсорами и экранами, к которым даже не надо привыкать. Да и эксплуатация авто выходит дешевле. Цена за 1 кВт⋅ч в Китае в зависимости от времени суток — 0,5—0,8 юаня (20—37 копеек). К примеру, зарядить батарею Voyah Free на 106 кВт⋅ч обойдётся китайцу всего в 84,8 юаня (40 BYN). И по городу в среднем получится проехать до 450 км на одной зарядке. Экономия — многократная.
А ты возьми и купи... мопед!
Ну а если денег на электрокар не хватает, на помощь приходит электромопед! Их в Поднебесной превеликое множество. Причём китайский скутер невозможно представить без дополнительного оборудования — эдакого фартука-чехла с рукавами и разноцветного шлема. Такой «экип» необходим, чтобы защитить водителя от дождя или сильного ветра. И пользуются им все.
А вот электросамокатов на дорогах Пекина я не видел. Собственно, и мотоциклов в общей массе немного. Как нам пояснили, при стоимости нового электроскутера 2 000—6 000 юаней (900—2 700 рублей) они там нужны как собаке пятая нога. Плюс получать права для его управления не надо. Но зарегистрировать — придётся.
Часто можно видеть, как китайцы лихо гоняют на этих мопедах (даже на встречную полосу не боятся выезжать), но за детской безопасностью не следят — сажают малышей абы как. Одного могут усадить задом наперёд спереди, другого — пристроить за хлипким кофром на багажнике… Как они при этом умудряются доехать и не разбиться, одному Будде известно.
После старта со светофора этот гигантский рой моторизированной мошкары беззвучно устремляется вперёд, а затем совершенно немыслимыми траекториями начинает делиться, пересекая перекрёсток. На первый взгляд всё это выглядит крайне рискованно!
Но каким-то непостижимым для меня образом водители друг друга понимают, стараются пропускать, не кричат, не ругаются, лишь сигналят не прекращая! В такие минуты, кажется, бибиканье достигает своего апогея. Но стоит выбраться на прямой участок дороги — уже тишина. Только шины электромашин шуршат по асфальту, а со всех сторон разносятся пряные запахи уличной китайской еды…
**
А ещё в Поднебесной оживают некоторые культовые персонажи из мирового кино. Так, в отеле мы встретили робота, который самостоятельно вызвал лифт и поехал по своим делам вместе с людьми (машина развозит заказы посетителей). Ну чем не дроид-астромеханик R2-D2!
И не удивляйтесь, если в качестве такси за вами приедет вот такая машина. Скажете: «Фантастика!». А это просто современный Китай, ребята. До которого нам, к сожалению, ещё как до Луны.