Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

25.05.2024 21:49
В мире

На белорусских дорогах, во дворах многоэтажек всё чаще видишь привычный (уже!) китайский значок и… не удивляешься! Geely, Dongfeng, Voyah, Zeekr — эти бренды прочно вошли в нашу жизнь и не кажутся чем-то диковинным. Да и вообще, made in China больше не пугает… Интересно, а китайцы сами ездят на машинах собственного производства или только экспортируют их миллионными тиражами в другие страны?

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Главный редактор av.by посетил несколько городов Поднебесной и обалдел от увиденного.

Чем длиннее — тем лучше

Лет 15 назад, находясь в каком-нибудь небольшом городке вроде Ханчжоу на юге Китая, вы бы задыхались от смога, жары и выхлопов от тысяч мопедов, грузовиков и такси далеко не первой свежести. А сегодня не только в 20-миллионном Пекине, но и в мегаполисах поменьше типа 12-миллионного Уханя на улицах легко дышится, царит образцовая чистота, по тротуарам гуляют воспитанные, спокойные люди и… красота вокруг! Дух захватывает.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Чуть отъехав от аэропорта и задумчиво рассматривая аккуратные пейзажи за окном, с удивлением осознал, что Китай — давно уже не страна дешёвых трудовых ресурсов, по дорогам здесь ездят не привычные в Беларуси 10-летние «корчи» (некоторые вспоминают даже о повозках), а практически одни новые автомобили. Многие с зелёными номерами — наглядный признак тотальной электрификации.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Обращаюсь к китайцу, сидящему за рулём нашего минивэна Voyah Dream: «Какую машину лучше купить у вас в стране?» После секундных раздумий тот отвечает: «EVR. Voyah Free — the best choice. it's cheaper». И мечтательно улыбается…

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Заморосил дождь. За окном проносились ухоженные поля, деревья, кусты, могучие развязки дорог — некоторые из них издалека напоминали сумасшедший аттракцион. И вокруг плотным потоком двигались машины.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Сказать, что перед глазами были одни китайские марки, — враки. Европейских брендов довольно много, но все они — китайской сборки. Так, у местных очень популярны Audi, Mercedes-Benz, Lincoln, Volvo, Buick и диковинные для нас лонговые версии вроде «Пассата», «семёрки» BMW, крутых «авосек» Horch.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Хотя встречаются совсем непривычные нашему глазу Audi A4 Long или… длиннобазная баварская «тройка» с литерой L. Как вам такое?

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

А вот машин в кузове универсал я не увидел, равно как и транспорта с дизелем. По всей видимости, в городах их полностью вытеснили электрокары и гибриды. Причём гибридными стали даже автобусы!

Все на электрокары, товарищи!

Тут необходимо сделать ремарку. Электрификация транспорта в Китае за последнюю пятилетку совершила не иначе как «большой скачок», если вспомнить терминологию Мао.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

В 60-е годы прошлого века сделать ему это не удалось, но спустя время отдельные методы великого кормчего всё же возымели эффект: в 1980-м первый китайский крестьянин вместо лошади сел на автомобиль, хотя официально владеть частным авто в Китае стало возможно лишь в 2000 году.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

В наши дни ежемесячно (!) на дорогах становится всё больше и больше автомобилей с зелёными номерными знаками — их выдают владельцам электромобилей и гибридов PHEV (авто с ДВС и МHEV положены синие регзнаки, местная полиция ездит с белыми).

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Во многих крупных городах Поднебесной распространена практика ограничения движения. К примеру, запрещается ездить на иногородних номерах в определённые часы утром и вечером будних дней, а в выходные передвигаться на авто можно всем. Или номера, которые заканчиваются на чётную цифру, имеют право ездить в чётные дни месяца, а те, что завершаются нечётной, — в нечётные.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

В столице самим пекинцам можно пользоваться авто с ДВС только пять дней в неделю. И эта информация содержится в регзнаке: если номер заканчивается, к примеру, на 2 и 7, то нельзя ездить по средам. Нарушение легко фиксируется камерами (их здесь на каждом перекрестке понаставлено — мышь не проскочит), и штраф — 100 юаней (45 руб.).

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

К тому же обычный автомобильный номер в том же Пекине стоит порядка 20 000 юаней (около $3 000). Но, приобретая электро- или гибридный автомобиль, зелёный номер получаете бесплатно. Вдобавок с таким регзнаком можно ездить абсолютно во всех городах без ограничений. Чем не стимул, помимо финансовой выгоды?

Выпил, сел за руль — в тюрьму!

Кстати, о штрафах. В Китае действует балльная система нарушений. После получения в/у у каждого водителя есть 12 баллов на нарушения в течение календарного года. Лишился всех — забирают права. Заново учись в автошколе, сдавай экзамены. Кстати, удовольствие это недешёвое — в среднем около 6 000 юаней (2 700 BYN). Плюс всегда имеется большая очередь из желающих эти самые права получить. Так что ожидание пять-восемь месяцев — обычное дело.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Градация нарушений следующая: проезд на красный, вождение без прав — минус 6 баллов, разговор по телефону за рулём — 3 балла, поворот не из той полосы либо непристёгнутый ремень безопасности — 1 балл, превысил скорость… Тут свои тонкости!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Так, превышение скорости в Китае измеряется в процентах. Превысил на 10% — ничего страшного, поезжай дальше (при разрешённых 60 км/ч можно ехать 66 км/ч). Превышение от 20 до 50% — штраф уже 200 юаней (90 рублей) и спишется 3 штрафных балла.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

А вот если превышение составит более 50% — сразу минус 12 баллов. То есть при разрешённых 40 км/ч поедешь 60 — сразу положишь права на полку. И не надо думать, что это останется незамеченным: буквально на каждом перекрёстке установлено с десяток камер, которые постоянно снимают, сверяя среднюю скорость автомобилей.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Оттого в том же Ухане водители старательно соблюдают скоростной режим и движутся единым потоком, словно лодки в течении великой и могучей Янцзы.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Резких стартов и перестроений я ни разу не видел, зато сигналит каждый второй! И неважно, аварийная ситуация или просто водителю что-то не понравилось. Протяжное «би-и-и-ип» в китайских городах — это норма.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

В диалоге с китайцами понял следующее: подрезать, резко тормозить и уж тем более хамить на дороге здесь не принято. Пропустил поворот или надо срочно перестроиться — включай поворотник, и тебя сразу пропустят. Взаимоуважение на дорогах на высоком уровне. Белорусам точно стоит поучиться. И не только этому.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Сидя в китайском такси, разговорился с водителем, который мог сносно изъясняться по-английски. Затягиваясь сигаретой (курят китайцы везде и много), он часто вздыхал:

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

— Хорошего байцзю (крепкий алкогольный напиток от 40 до 80 градусов. — Прим. авт.) сейчас не найти. Да и стоит дорого! Но мы никогда за руль подшофе не садимся: штраф 2 000 юаней (900 руб.) и лишение прав на год. Но ещё хуже то, что, случись ДТП в алкогольном опьянении (от 0,2 промилле), можно на срок до трёх лет сесть в тюрьму, исключат из партии, фотографии везде расклеят...

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Иными словами, пьяный за рулём в Китае — это вообще несмываемое пятно в биографии не только самого виновника аварии, но и ещё двух поколений детей такого «пьяницы». Они не смогут устроиться на государственную работу, воинскую службу, поступить в хороший университет, стать членом КПК. Конфискация авто в Беларуси на этом фоне — лёгкая цена за, согласитесь, серьёзное правонарушение.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

К дому ближе — цены ниже

Но вернёмся непосредственно к транспорту. Как выше упоминалось, европейских машин в крупных китайских городах много. Но субъективно доля истинно китайских марок всё же превалирует. Особенно много BYD, Beijing (он же BAIC), Dongfeng, Lixiang («Лисян»), Zeekr...

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Как я понял, сами китайцы предпочитают покупать машины, которые производятся локально где-нибудь неподалёку от места жительства. Они чуть дешевле за счёт логистики, да и недостатка в производстве своих автомобилей в КНР нет. Только в окрестностях Пекина десятки изготавливающих различную технику заводов, на которых мы тоже побывали (об этом — в отдельном материале).

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Так, в столице очень много BAIC (эти машины здесь называются Beijing (в переводе «Пекин») и поголовно используются таксистами). Если отправиться в Ухань (провинция Хубэй), там чаще на глаза будут попадаться Voyah, Dongfeng, Nissan, Honda: в пригороде базируются совместные предприятия компании Dongfeng Motor.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Где-нибудь в Уху на глаза будут чаще попадаться Chery, а в Чэнду (провинция Сычуань) — Geely. Кстати, последних на китайских дорогах не так-то и много. Как рассказывали местные, авто данной марки не входят в список самых вожделенных у китайцев.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Voyah или Tesla — куда более желанная покупка, да и кредитные программы на приобретение новенького автомобиля неровня нашим — от 1,9% годовых! Во многих гипермоллах имеются бутики с машинами, где наравне с телефонами и телевизорами продаются электрокары.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!
На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Вот, к примеру, распиаренный Xiaomi SU 7 можно купить за 199 900 юаней ($28 000). А новинка от Zeekr — «шпионская» модель 007 обойдётся на 1 000 юаней дороже. Причём её предлагают взять под 1,99% годовых на первые 12 месяцев. Далее — 3,65%.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Первоначальный взнос — 15% от стоимости (31 500 юаней, или примерно 4 500 долларов). А дальше около $600 ежемесячно — и катайся на новой крутой тачке. Красота!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Хорошие условия и на не распиаренные у нас марки. К примеру, NIO ET5 оценивается в 299 000 юаней ($42 000), а кроссовер ЕТ6 — в 338 000 ($47 000). И опять же доступен выгодный кредит.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Хотя заметил, что за рулём «электричек» в основном молодые люди. Тот самый таксист объяснил: бензин в Китае довольно дорогой и его стоимость разнится в зависимости от региона. К примеру, на АЗС в Ухане розничная цена АИ-92 составляет 8,26 юаня за 1 литр (3,80 BYN), АИ-95 — 9,3 юаня за 1 литр (4,27 BYN). При этом средняя зарплата в КНР — около 7 000 юаней, или 3 200 BYN (в Пекине — 12 000 юаней, или 5 500 рублей).

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Так что 55-литровый бак бензина за 450 юаней (190 рублей) для рядового китайца дешёвым не назовёшь. А сэкономить хочется! Вот молодёжь и старается выбирать современные технологии с сенсорами и экранами, к которым даже не надо привыкать. Да и эксплуатация авто выходит дешевле. Цена за 1 кВт⋅ч в Китае в зависимости от времени суток — 0,5—0,8 юаня (20—37 копеек). К примеру, зарядить батарею Voyah Free на 106 кВт⋅ч обойдётся китайцу всего в 84,8 юаня (40 BYN). И по городу в среднем получится проехать до 450 км на одной зарядке. Экономия — многократная.

А ты возьми и купи... мопед!

Ну а если денег на электрокар не хватает, на помощь приходит электромопед! Их в Поднебесной превеликое множество. Причём китайский скутер невозможно представить без дополнительного оборудования — эдакого фартука-чехла с рукавами и разноцветного шлема. Такой «экип» необходим, чтобы защитить водителя от дождя или сильного ветра. И пользуются им все.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

А вот электросамокатов на дорогах Пекина я не видел. Собственно, и мотоциклов в общей массе немного. Как нам пояснили, при стоимости нового электроскутера 2 000—6 000 юаней (900—2 700 рублей) они там нужны как собаке пятая нога. Плюс получать права для его управления не надо. Но зарегистрировать — придётся.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Часто можно видеть, как китайцы лихо гоняют на этих мопедах (даже на встречную полосу не боятся выезжать), но за детской безопасностью не следят — сажают малышей абы как. Одного могут усадить задом наперёд спереди, другого — пристроить за хлипким кофром на багажнике… Как они при этом умудряются доехать и не разбиться, одному Будде известно.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

После старта со светофора этот гигантский рой моторизированной мошкары беззвучно устремляется вперёд, а затем совершенно немыслимыми траекториями начинает делиться, пересекая перекрёсток. На первый взгляд всё это выглядит крайне рискованно!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Но каким-то непостижимым для меня образом водители друг друга понимают, стараются пропускать, не кричат, не ругаются, лишь сигналят не прекращая! В такие минуты, кажется, бибиканье достигает своего апогея. Но стоит выбраться на прямой участок дороги — уже тишина. Только шины электромашин шуршат по асфальту, а со всех сторон разносятся пряные запахи уличной китайской еды…

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

**
А ещё в Поднебесной оживают некоторые культовые персонажи из мирового кино. Так, в отеле мы встретили робота, который самостоятельно вызвал лифт и поехал по своим делам вместе с людьми (машина развозит заказы посетителей). Ну чем не дроид-астромеханик R2-D2!

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

И не удивляйтесь, если в качестве такси за вами приедет вот такая машина. Скажете: «Фантастика!». А это просто современный Китай, ребята. До которого нам, к сожалению, ещё как до Луны.

На каких машинах гоняют сами китайцы? Удивитесь, но в топе не только бренды из КНР!

Фото: автора