До сезонной «переобувки» осталась неделя. Конечно, это не значит, что с первого марта нужно сменить зимнюю резину на летнюю. Но некоторые из автовладельцев уже обратили свой взор на рынки и магазины, намереваясь отправиться за новыми колёсами.
Другие заглянут в гаражи и подвалы, чтобы проверить состояние покрышек. И вот тут могут поджидать сюрпризы! Личным опытом поделился наш читатель из Полоцка.
«Заплатил 900 рублей, а отъездил только одно лето»
В прошлом году Александр приобрёл Goodyear Eagle Sport. За два колеса в типоразмере 205/55 R16 мужчина заплатил 922 рубля. Однако эксплуатировать их получилось совсем недолго:
— Отъездил на них один летний сезон, «переобулся» в зимний вариант. А недавно при уборке в гараже случайно обнаружил, что на протекторе одной из шин — большая трещина! — рассказывает мужчина.
Покрышки, как и любой другой товар, находятся на гарантии. В истории, рассказанной мужчиной, она распространялась на два года. Поэтому полочанин обратился в магазин, где приобретал продукцию, с рекламацией.
— Но если в компании признают брак и, предположим, вернут мне деньги за повреждённую шину, то как мне быть? Ведь это парный товар, разные покрышки недопустимы на одной оси. То есть мне за свой счёт придётся покупать ещё одну? Законы как-то регулируют это или нет? — задаётся вопросами наш читатель.
Он также отправил претензию в компанию, которая реализовала товар. Спустя некоторое время пришёл ответ: «Шина имеет дефект эксплуатационного характера — механическое повреждение канавки протектора посторонним предметом (фактором дорожного риска) при наезде на него».
— Получается, что в гарантии отказали. Что делать в таком случае? Смириться?
«Выводы комиссии можно оспорить»
По вопросам, касающимся гарантийных обязательств продавца и разрешения подобных ситуаций в рамках закона, ООО «Автосеть» прислало нам подробный ответ:
— Заключение комиссии можно оспорить. Есть два варианта решения данной ситуации, — рассказывает руководитель отдела сервиса компании-поставщика. — Клиент самостоятельно находит компетентную организацию и обращается в неё (обязательно наличие лицензии на осуществление экспертной деятельности по данному направлению). Оплачивает услуги и получает заключение.
Если после независимой комиссии подтверждается наличие дефекта эксплуатационного характера, затраты потребителя остаются за ним и он самостоятельно принимает решение о возможности дальнейшего использования резины.
— В случае наличия на шине производственного дефекта покупатель имеет право обратиться к поставщику для досудебного урегулирования спора: возмещения понесённых затрат и замены некачественного товара, — поясняет специалист.
Возможен и другой вариант: клиент направляет в компанию письменное требование провести независимое исследование шины. Организация за свой счёт осуществляет все необходимые действия.
— По результатам полученного ответа фирма принимает решение о взыскании с клиента потраченных на исследование шины денежных средств или замене товара. В прошлом году у нас было несколько случаев обращения в независимую организацию для подтверждения своего заключения, — отметил собеседник.
«Стоимость экспертизы одной шины — больше 400 рублей»
Какова вероятность того, что рекламацию продавца можно оспорить? Что представляет из себя независимая экспертиза и как часто к ней обращаются автовладельцы и сами продавцы? За ответами на эти вопросы мы обратились к Виктору Костюковичу, эксперту-автотехнику Центра экономических и технических экспертиз.
— Шина как слоёный пирог, который имеет каркас. Все эти слои собираются между собой и завариваются в специальной машине. Бывает (и это случается нередко), где-то слои плохо заварились либо нарушена их так называемая адгезия — процесс, когда они получают устойчивую связь друг с другом. Слои расходятся, и в них образуются пустоты воздуха. Тогда в процессе эксплуатации могут возникнуть повреждения, — рассказывает Виктор Костюкович. — Для экспертизы и установления истинных причин неисправности необходима сама шина и разрушающий метод контроля. Что это такое? Покрышка вскрывается, осматривается внутренняя часть. И по определённым признакам каталожных выжимок и стандартов делаются выводы о том, какой это дефект — эксплуатационный или производственный.
— Насколько велика вероятность опровергнуть заключение продавца и в каких случаях это возможно?
— Пятьдесят на пятьдесят. Повреждения шин очень специфичные. Часто бывает такая ситуация, что изъяны примерно одинаковые, но их можно отнести как к эксплуатационным, так и к производственным. Например, недостатки, возникающие, когда покрышки эксплуатируются при пониженном давлении, очень схожи с дефектом сборки. В этом случае любой продавец, естественно, укажет в рекламации, что характер эксплуатационный.
— Часто к вам обращаются за независимой экспертизой шин?
— Да. Но многих останавливает стоимость. Для одной шины процедура обойдётся примерно в 400 рублей. В то время как цена на новую покрышку не превышает обычно 100 долларов. А быть уверенным до экспертизы, каков характер повреждения и кто будет нести затраты на её проведение, не может никто.