Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«Не каждый такое выдержит»: мама выпускника – о вступительной кампании-2023

26.08.2023 17:03
Общество

В редакцию Tochka.by обратилась мать одиннадцатиклассника, у которой накопилось много вопросов к системе поступления. Мы передали их прямиком министру образования – и вот что он нам ответил.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Основной этап поступления в вузы завершился, а у родителей нынешних выпускников все равно есть о чем спросить насчет новаций этого года в сфере образования.

Ирина – мама бывшего одиннадцатиклассника одной из белорусских школ. Она уверена: то, что пережили выпускники 2023 года, сможет выдержать не каждый.

"Хочу донести некоторые мысли, потому что никто их не озвучивает. И я боюсь, что то же самое повторится в следующем году", – поделилась своими опасениями Ирина.

Вопрос планирования программы

Ирина уверена: в школах не скорректировали даты итоговых и контрольных работ с учетом проведения ЦЭ.

"Конкретно у моего ребенка расписание было такое: 12 мая – итоговая работа по физике, 13 мая у нас была рабочая суббота (перенос из-за праздников), 14 мая – ЦЭ по языкам, 15 – тест по биологии, 16 – контрольная по химии, потом два теста по литературе, в пятницу по математике, по-моему, 21-го ЦЭ по математике и еще контрольная по биологи 22-го. Разве это нормально?" – задалась вопросом Ирина.

По словам нашей читательницы, она подходила с этим вопросом к завучу и директору, но они лишь сослались на запрет местных властей на изменение изначальных планов работ из министерства.

"Хотя завуч и директор у нас абсолютно нормальные, люди на своих местах. Я уверена: что могли, они для детей сделали", – заверила Ирина.

По ее словам, из-за высокой нагрузки в первую очередь пострадали мотивированные ученики – те, кто работал на результат.

"Согласитесь, у редкого отличника в конце года не решалась бы оценка хотя бы по одному из предметов", – привела пример из личного опыта наша читательница.

Она надеется, что в этом году программу итоговых работ скорректируют таким образом, чтобы у ребят оставалось хотя бы два-три дня на подготовку к экзаменам. Например, как это было до введения ЦЭ.

"Замечательно ведь: 25-го окончили основную учебу, есть пять дней на подготовку, и там экзамены через два-три дня", – отметила Ирина.

В этом же году ее ребенку было нелегко: на математике он не мог понять условия заданий, потому что в голове крутились термины по биологии, итоговую работу по которой нужно было написать на следующий день, рассказала читательница.

Заранее рассказать о системе оценивания

Ирина очень надеется, что в этот раз о системе подсчета баллов расскажут осенью.

"Заявили о новой шкале, и я очень хочу верить, что зимой, во время первого РТ, ребята уже получат свои результаты в соответствии с ней", – отметила Ирина.

Общий конкурс на поступление в вуз

Во многих вузах страны сейчас проводят общий конкурс по факультету, который, по мнению Ирины, далеко не всегда идет на пользу абитуриентам. Основной вопрос у нашей читательницы – к выбору специальностей, объединенных одним конкурсом. По ее мнению, не всегда они относятся к одному профилю.

"Например, ребенок подал документы на цифровой дизайн (это подспециальность информационных систем и технологий). Дизайн идет в группе с программной инженерией. На нее подало документы огромное количество ребят с хорошими баллами, и на цифровой дизайн художники уже не прошли, потому что их места заняли другие. И вот вопрос: а эти программисты вообще умеют рисовать? Нужна им эта специальность? Но они будут там учиться, потому что уже поступили на бюджет", – говорит Ирина.

Она предлагает скорректировать условия общего конкурса таким образом, чтобы поступить на специальность в рамках одного факультета можно было только при наличии свободных мест.

Так, Ирина привела еще несколько примеров, где, по ее мнению, общий конкурс построен некорректно.

"В том же БНТУ в одну группу специальностей объединены таможенное дело и несколько экономических профилей. Или же программирование и автоматизация. Вот придут программисты с самыми высокими баллами и займут все места на факультете. А им нужна эта автоматизация?" – указала Ирина.

Она уверена: итогом общего конкурса могут стать немотивированные специалисты, которые отучились на нелюбимой и не нужной им специальности.

"А так как общий конкурс действует во многих, если не во всех вузах страны, то 90% ребят (за исключением тех, у кого 400 баллов, конечно) запихнули на специальность, которая им не нужна. И получается, либо они каким-то образом переведутся туда, куда хотят, либо будут заниматься не своим делом", – обрисовала ситуацию Ирина.

Подать документы в несколько вузов

Ирина привела в пример российскую систему, когда абитуриент может подать документы в несколько вузов дистанционно. Наша читательница не понимает, почему в Беларуси так нельзя.

"У нас все централизованно: одинаковые сертификаты, аттестаты и куча схожих специальностей в разных вузах. Так почему выпускник не может разослать свои документы в вузы на одну и ту же специальность и где-то пройти по конкурсу, где он поменьше? И никто не нервничает и не бегает между вузами", – отметила Ирина.

Не вполне понятно нашей читательнице и то, почему ребята могут сдать только одно ЦТ при двух ЦЭ.

"Может, ребенок еще не понял, он экономист будет или инженерно-экономическое содержание его привлекает. В одном случае надо сдавать физику и математику, а в другом – математику и английский язык", – рассказала наша читательница.

"Если по общему конкурсу ребят засылают, куда им не надо, так логичнее дать им самим право выбирать, где учиться. Пускай сдадут столько ЦТ, сколько им нужно", – считает Ирина.

Tochka.by попросила ответить на вопросы читательницы министра образования Беларуси Андрея Иванца. Вот что он нам рассказал.

Были ли скорректированы планы работ

В разговоре с Tochka.by Андрей Иванец указал: в этом году Минобразования подготовило инструктивно-методические письма. Их направили во все области, регионы. Там изложили рекомендации по проведению контрольных и итоговых работ по учебным предметам с учетом дат написания ЦЭ-2023.

"Безусловно, это не могло в полной мере исключить сдачу тех или иных работ в промежутках между ЦЭ. Сегодня от педагогов и учащихся поступают конструктивные предложения, чтобы скорректировать сроки приема ЦЭ <..>. Минобразования совместно со всеми заинтересованными прорабатывает вопрос, чтобы определить сроки проведения ЦЭ после 25 мая, после последнего звонка", – рассказал министр.

Общий конкурс для поступления в вузы

Пока в Беларуси абитуриенты не могут подать документы на поступление в несколько университетов. Но, как заверил Андрей Иванец, в министерстве понимают: нужно расширять траектории поступления.

"В этом году мы провели единый набор в два университета: Могилевский институт МВД и Академия МВД – для того, чтобы ребята в порядке своей заинтересованности могли указать перечень специальностей, на которые они хотят поступить. Это позволит решить вопрос с перекладываем документов с одной специальности на другую, снизить нервозность и в любом случае выбрать профессию осознанно", – отметил Андрей Иванец.

Он подчеркнул: с учетом сокращения количества сертификатов для поступления с четырех до трех, практику приема на ряд специальностей внутри одного вуза в министерстве считают правильной.

"Потому что она [практика – Tochka.by] не позволяет абитуриентам выбрать профессию из другой отрасли, неосознанно. Ребята идут по группе специальностей, которая относится к одной отрасли", – рассказал министр.

Он также пояснил механизм поступления по общему конкурсу. В частности с приведенным нашей читательницей примером, когда в рамках общего приема можно было поступить как на программирование, так и на цифровой дизайн.

"Хотел бы развенчать этот миф очень просто: на большинство специальностей дизайна предполагается сдача внутреннего экзамена, творческого. Поэтому те ребята, которые поступали на программирование, в случае поступления на дизайн (архитектурный или графический) должны сдать внутренний экзамен в виде рисунка. В другом случае они не смогут поступить на эту специальность", – подчеркнул Андрей Иванец.

Подать документы в университет заочно

Вариантов для подачи документов в вуз станет больше: Минобразования работает над созданием Единого информационного портала для абитуриентов. В будущем на его платформе абитуриенты смогут заочно подавать документы на поступление в любые университеты.

Правда, лично приехать в вуз ребятам все же придется.

"Нужно убедиться, что такой молодой человек существует: с точки зрения и подлинности документов, и защиты информации персональных данных", – объяснил министр.

При этом дистанционно подать документы можно в несколько университетов, но на одну специальность.

"В этом году у нас был единый конкурс в Академию МВД и Могилевский институт МВД. Работала единая приемная комиссия, и [у абитуриентов – Tochka.by] не было необходимости приезжать, переносить документы. Потому что при подаче документов абитуриент уже указал, в какой из этих двух университетов он хочет поступить, и в порядке очередности – желаемые специальности. В случае непрохождения по конкурсу берется специальность, которую он указал второй, и, соответственно, без передачи документов он туда поступает", – рассказал Иванец.

Про шкалу перевода

Глобально вносить изменения в систему вступительной кампании не будут, рассказали в Минобразования.

"У педагогов, учащихся, родителей абсолютно четкая позиция: определиться с той системой, которая существует, и в неизменном виде дальше спокойно жить в тех правилах, которые сегодня установлены", – указал министр.

По его словам, в целом, новации этого года зарекомендовали себя положительно, но есть организационно-технические моменты, которые следует улучшить.

"Сегодня Минобразования отрабатывает, в том числе, вопрос ухода в принципе от шкалы перевода первичных баллов в тестовые. Все эти подходы будут изложены главе государства, и все мы будем знать, по каким правилам будем жить", – заключил Андрей Иванец.

Ранее в Минобразования рассказали: как один из вариантов усовершенствования шкалы перевода первичных баллов рассматривается введение линейной (пропорциональной) формулы.

"Например, если максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 50, а учащийся набирает 15 первичных баллов, их надо привести к 100%. Мы понимаем, что это 30 из 100 тестовых баллов", – описал возможную систему Андрей Иванец.

Он подчеркнул: технических сложностей для введения этого подхода нет.

Источник: Tochka.by