Не проехав и 100 км, машина начала разваливаться на ходу. Реально ли заставить продавца вернуть деньги? В нюансах разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
«Ребенок на заднем сиденье проваливается ногой в днище едущей на полном ходу машины». Это не сценарий фильма ужасов, а строчки из претензии по делу о защите прав потребителей. Разницы, пожалуй, никакой, но обо всем по порядку.
Вы не задумывались, почему при массовой автомобилизации населения старые машины почти не сдаются в утиль? Да потому что сдавать нечего. Железного коня будут эксплуатировать до тех пор, пока он не рассыплется на дороге, а ржавчину не унесет ветром в лесополосу. Это сложившаяся практика, когда рухлядь на колесах переходит из рук в руки, а перед этим ее подкрашивают, латают, на нее наводят косметический глянец. Быть последним владельцем никому не хочется. Лучше сбагрить хоть за 100 баксов, а там хоть трава под машиной не расти. Кстати, дальше может случиться почти страшное.
Проблема на колесах
Одной такой жалобой занимаются в минском общественном объединении «Онлайн защита потребителя». Наш гость сегодня его председатель Анна Шилько.
— Анна Борисовна, что произошло?
— Помните шлягер Аллы Пугачевой «Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль…»? У нас такая же ситуация, только вместо папы автомобилем обзавелась мама. Причем она приобрела его как раз в городе, точнее в Витебске, сама она проживает в одном из поселков Полоцкого района. В остальном всё сходится: машина обошлась недорого.
Собственно, цена и подкупила. Синий Ford Focus 2004 года выпуска выставили в интернете за 6 тысяч рублей. Из других подробностей автор объявления сообщал следующее: «Автомобиль в хорошем состоянии, двигатель без проблем, подвеска в норме, кузов и коробка в порядке».
— За такие деньги и с такой характеристикой можно брать. Для «Форда» это, считай, даром.
— Именно так думала и наша подзащитная. Женщина приехала в Витебск, внешний вид машины претензий не вызывал, покупку оформили, выдали счет-справку. Да, такая деталь. В областной центр покупательница прибыла вместе с сыном. Подростку же безумно интересно и большой город увидеть, и на своем авто домой вернуться.
От Витебска до поселка примерно 100 км. В какой именно момент начались неприятности, я не скажу, но точно знаю: эту поездку мать с сыном запомнят надолго. Мальчик находился на заднем сиденье, на дороге попалась неровность, подвеску тряхнуло — и нога ребенка провалилась в днище машины.
— Ужас какой!
— А представьте состояние мальчика и его мамы. До дома добирались на маленькой скорости, вдобавок переживая, хватит ли топлива, которое автомобиль съедал неожиданно много. На следующий день покупку доставили на станцию техобслуживания, где маму-водителя ожидал еще один шок. Я процитирую обнаруженные проблемы, чтобы вы поняли: женщине с ребенком еще повезло, что они доехали до дома. Итак, задняя часть машины полностью прогнила, в том числе крепления соединительных узлов с подвеской; задние колеса едва держатся; обнаружен износ всей задней подвески; обнаружен износ крепления двигателя (подушки); требуется замена всех четырех стоек, пружин, опорных подшипников; не работает люк; нет разъемов задних датчиков; требуется замена всех сайлентблоков передней подвески, рулевых наконечников; нужны сварочные работы под сиденьем водителя, всю заднюю часть днища необходимо переваривать.
Вишенкой на этом ржавом торте стал повышенный расход топлива. Машина потребляла 10 л на 40–50 км!
Нас попросили, мы продали
— Чтобы купить столько проблем сразу, надо постараться. Точнее, постараться скрыть их от покупателя перед продажей. И что же сейчас делать?
— Это довольно интересный случай. Продавец, он же общество с ограниченной ответственностью, заявляет, что не виноват, мол, случайный человек попросил продать машину, что они и сделали. А тот факт, что авто полностью убитое, им неизвестен. Характеристики авто в объявлении были указаны со слов хозяина, сами представители фирмы под днище не заглядывали.
— Хорошо уходят от ответственности.
— Это им так кажется. Машина продана фирмой, что подтверждает счет-справка. Тут им крыть нечем. А на нашей стороне закон «О защите прав потребителей». Согласно букве документа, если приобретаемый товар, в нашем случае машина, был в употреблении, продавец обязан указать все имеющиеся недостатки, причем сделать это письменно. Более того, законом запрещается продажа небезопасных в техническом отношении товаров. Не хватало еще, чтобы в машине на полном ходу отваливались колеса.
Мы помогли подзащитной составить претензию на адрес фирмы. Считаем, что помимо расторжения договора и возврата уплаченных денег наша мама имеет полное право получить компенсацию морального вреда. Пережить подобное на дороге никому не пожелаю. Если вторая сторона заявленные требования не выполнит, будем просить об этом суд. К слову, тогда потребуем и выплаты неустойки за отказ от расторжения договора.
— Не зря говорят, что при покупке автомобиля, даже нового, следует всегда приглашать с собой специалиста.
— Верно. Добавлю: нет знакомого специалиста — покажите машину мастерам станции техобслуживания. Причем не той СТО, на которую укажет продавец, а независимой. В моей практике был похожий случай с проблемным авто. Покупателю предложили проехать на конкретную СТО, дабы убедиться, что с автомобилем всё в порядке. Там ему сказали: да, берите, проблем нет. Но интуиция — великая вещь. Покупатель не поверил мастерам и загнал машину на другую СТО. И здесь у специалистов оказалось иное, далекое от положительных характеристик, мнение.