Сегодняшний материал — о стоимости восстановления, обслуживании советской классики и впечатлениях от неё.
«Jawa по характеру тянет на спорттурист, Иж — почти вседорожник»
Как несложно догадаться, в центре нашего материала тот же герой — Стас, живущий в Чашниках. Мужчина любит редкие автомобили, о чём не стесняется говорить, однако в последнее время белорус сделал разворот в сторону классических советских мотоциклов. Про его Jawa 350 мы уже рассказывали, а сегодня пришёл черёд «Иж Юпитер-4».
Остановимся на паспортных данных «железного коня». «Юпитер-4» — четвёртое воплощение дорожного мотоцикла среднего класса, который производился на Ижевском машиностроительном заводе. Экземпляр нашего героя выпущен в 1982 году и оборудован 350-кубовым двухтактным двигателем.
По сравнению с прошлой моделью мощность мотора возросла до 28 лошадиных сил. Помимо этого, «Юпитер-4» имеет 12-вольтовое электрооборудование.
— Если «Ява» по характеру и классу тянет на спорттурист, то Иж — практически вседорожник. Его делали, чтобы можно было рассекать по полям и лесам. Конечно, мотоцикл не лишён особенностей, однако награждён собственным характером, — начинает рассказывать о технике Стас.
— Как вообще вам достался этот Иж?
— Конкретно «Юпитер-4» я покупал почти целиком восстановленным. Я безумно устал от постоянного заказа запчастей, поиска мелочовки и лишней суматохи… В общем, на это уходит очень много времени. Искал в более-менее пристойном состоянии, понимая, что какими-то доработками всё же придётся заняться.
— Прошлый владелец восстанавливал его под себя, но не закончил проект. Почти завершил реставрацию коляски, отдал мне в комплекте оригинальное ветровое стекло, с которыми обычно у «Юпитеров» беда — они постоянно трескаются. Кстати, у меня сейчас вообще два стекла лежит — на всякий случай.
«За два оригинальных шильдика запросили 160 рублей!»
— Больных мест у мотоциклов Иж не так много — как и у многих советских байков. Со временем в негодность приходит хром. Раньше не было домашних моек, которыми ты под давлением мог сбить грязь и песок. Нет, дедушки в деревнях всегда из ведра поливали. Всё это налипает, из-за чего хром тускнеет, а потом начинает идти пятнами. В таком случае его особо не восстановишь.
Непросто найти, как и на любой старый классический байк, замки и ручки — редкость среди ценителей.
— По технической части это не капризные мотоциклы. А конкретно здесь всё было досмотрено и всегда обслужено вовремя. В целом «Юпитеры» считаются неплохой техникой.
Обязательно нужно следить за состоянием мотора, его «внутрянкой». Чтобы не был перегретым, не звенел и не трещал. Здесь всё сделано отлично и грамотно.
— С карбюраторами свои моменты есть: новичок точно не сообразит, а опытный мотоциклист может обматерить устаревшую систему.
Кто разбирается в подобной технике, тот без труда перебирает элемент и решает проблему с жиклёрами, к примеру. Бывает и такое, когда вместо оригинального покупают карбюратор от «Минскача».
— При владении любым старым транспортом основная проблема — найти запчасти. Раньше их было много, никто не охотился за «Юпитерами», поэтому особой ценности в сохранении комплектующих не видели.
Сейчас непросто бывает с задними амортизаторами, ободами, глушителями, а также сиденьями: обивка на них от времени рассыхается и трескается.
— Резина здесь новая — покупалась под оригинал. Произведена в Петропавловске. Покрышки обошлись в 100 баксов за каждую.
— Недавно я стал искать оригинальные шильдики от «Иж Юпитер-4» — так мне «залупили» 80 рублей за штуку. Считаю, что это много. Я человеку предложил 50 BYN, а он перестал со мной общаться — наверное, обиделся. Всё-таки модель не настолько редкая, чтобы ломить цену.
— Главные проблемы у Ижей возникали по электрике, хотя наиболее критичная «болячка» — по кузову. Под сиденьем почти всегда скапливалась вода. Если хозяин катался в дождь, она там оставалась, не высыхая. Соответственно, ржавчина облюбовала это место, поэтому сложно найти невосстановленный вариант с несгнившей зоной под подушкой. Здесь всё в идеале!
«Новый Иж в коробке сейчас можно продать за $4 500»
— По сравнению с «Явой» этот экземпляр заметно удобнее в управлении. Как-то отправлялся за грибами сначала на Jawa 350, и после поездки был осадочек… У «Юпитера-4» другие обороты, поэтому на газ он отзывается иначе — не резко разгоняется, а плавно и упёрто пробивает себе дорогу через просеку. Для деревенских условий такой байк однозначно лучше!
— Расход у 350-кубового «Юпитера-4» тоже слегка больше, нежели в чешском мотоцикле. Иж тяжелее, поэтому хороший аппетит не должен удивлять. Около 6 литров на «сотню» скушает и не подавится.
— Если в четырёхтактные двигатели нужно лить чистый бензин, то здесь, в двухтактном моторе, достаточно разведённых в нужной пропорции масла с бензином. Соотношение жидкостей зависит от многих факторов: пройдена ли обкатка, был ли произведён ремонт ДВС — и других.
Покупаю масло 2T, которое используют для бензопилы, — Иж на нём отлично работает. Если с веществом переборщить, выхлоп будет более дымным.
— Есть ли вообще минусы у «Юпитера-4»?
— В принципе, это обычный советский (и даже дедовский) «моцык»! Лично мне больше нравится «Иж Планета-5». Они заметно новее по технической части и визуально ощущаются свежее.
Сейчас мотоцикл не выставлен на продажу, и пока это проект для меня самого. Возможно, потом, когда наиграюсь, начну искать ему нового хозяина.
— На «Яву» всегда был больший спрос, хотя и Иж в идеальном состоянии стоит немалых денег. Кто такой техникой занимается, знает ей цену. К примеру, полгода назад мой брат нашёл байк в коробке — совершенно новый. Мотоцикл принадлежал дедушке, который приобрёл его в момент обесценивания денег при развале СССР. Брат за $1 500 взял аппарат прямо в ящичке.
В день публикации объявления к нему приехали из Смоленска на осмотр и сразу же купили. Продал за $3 000, хотя потом узнал: за такой можно было просить 4 500 долларов. Мотоцикл был весь в солидоле — буквально новая техника, а не восстановленная под оригинал. Неудивительно, что так быстро забрали.
— Что осталось сделать, чтобы завершить восстановление «Иж Юпитер-4»?
— По факту сюда нужно докупить фирменные шильдики на бензобак, а также глушитель. На этом я закончу работу над мотоциклом. Думаю, потом сам покатаюсь, после чего выставлю на продажу сразу с коляской, когда она будет восстановлена.